Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июня 2021 г. N Ф02-2387/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А69-2811/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" апреля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от налогового органа (Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва): Ооржак А.П., представителя по доверенности от 07.12.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Хурала представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "19" января 2021 года по делу N А69-2811/2020,
УСТАНОВИЛ:
Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва (ОГРН 1081722000360, ИНН 1711004244, далее - заявитель, Хурал) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Тыва (ОГРН 1041700531707, ИНН 1701037515, далее - налоговый орган, ответчик) о признании решения от 23.10.2020 N 02-10/7179 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 19 января 2021 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что у него отсутствует обязанность сдавать отчетность на работников с нулевыми показателями, поскольку Хурал не является плательщиком страховых взносов.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направил, ходатайство о невозможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей не заявил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с использованием системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Заявителем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Тыва представлены расчёты сумм по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года (от 30.03.2020 N 962661465), за 12 месяцев 2018 года (от 30.03.2020 N 962660501), за 3 месяца 2019 года (от 30.03.2020 N 962660521), за 6 месяцев 2019 года(от 30.03.2020 N 962661453), за 9 месяцев 2019 года (от 30.03.2020 N 962661474), за 12 месяцев 2019 года (от 30.03.2020 N 962661458), по результатам камеральной проверки которых налоговым органом составлены акты от 13.07.2020 N.N. 978, 979, 980, 984, 981, 982 и вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 02.09.2020 N.N. 837, 838, 839, 840, 841 и 842.
Указанные решения заявитель обжаловал в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Тыва.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 23.10.2020 N 02-10/7179, апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением вышестоящего налогового органа, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем соблюдены условия о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган. При этом налоговым органом были приняты все возможные меры для соблюдения процедуры привлечения заявителя к налоговой ответственности, акты камеральных налоговых проверок и извещения о времени и месте их рассмотрения заявителем получены, его представитель участвовал в их рассмотрении, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие выплат в пользу физических лиц не является основанием для освобождения от обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов по страховым взносам с нулевыми показателями.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции, на основании следующего.
Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов, плательщик страховых взносов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 Федерального закона N 167-ФЗ, статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и статье 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам. Положениями статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ также предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе. Также положениями статей 16, 17 Трудового Кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе) (статья 11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании абзаца 3 части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат (абзац 4 части 5 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что основным учредительным документом, определяющим деятельность заявителя, является устав, зарегистрированный 06.06.2008 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу (регистрационный номер RU 175013072008001). Депутаты осуществляют полномочия на постоянной и непостоянной основе (пункты 5, 6 статьи 20 устава).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 26.10.2012 N 593 утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих Республики Тыва, в том числе: предельные значения размеров должностных окладов депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (Приложение N 1 к постановлению Правительства РТ); предельные значения размеров должностных окладов депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления Республики Тыва, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе (Приложение N 2 к постановлению Правительства РТ).
Главам сельского поселения - председателям Хуралов представителей муниципального образования, предусмотрены предельные размеры компенсаций, зависящие от численности населения сельского поселения: 1,5 - 1,0 тыс.человек компенсация в размере 15 600 рублей; 1,0 - 0,7 тыс.человек компенсация в размере 10 400 рублей; до 0,7 тыс.человек компенсация в размере 5200 рублей (приложение N 2 к постановлению Правительства РТ).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.12.2020 N ЮЭ9965-20-313061062 следует, что Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавак Бай-Тайгинского кожууна зарегистрирован в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (11.12.2008); и в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (21.01.2009).
Таким образом, как в силу закона, так и в силу локального акта (устава) заявитель является страхователем, зарегистрирован в установленном порядке в данном качестве.
Отсутствие в спорном отчетном периоде лиц, замещающих муниципальные должности, на постоянной основе (статья 2 Федерального закона N 255-ФЗ) не влияет на статус Хурала как плательщика страховых взносов.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что настоящий спор связан с наличием или отсутствием обязанности по представлению в налоговый орган расчёта по страховым взносам при отсутствии у страхователя выплат в пользу физических лиц, поскольку заявитель был привлечён к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов по страховым взносам в случае отсутствия выплат в пользу физических лиц.
Позиция Министерства финансов Российской Федерации, изложенная в письме от 28.04.2020 N 03-15-06/34726, правомерно применена судом первой инстанции по аналогии.
Поскольку заявитель является страхователем, следовательно, обязан предоставить отчетность, если в отчетном периоде отсутствовали выплаты, на которые начисляются взносы, то представляются расчеты с нулевыми показателями.
Таким образом, вывод налогового органа о наличии в бездействии заявителя состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета за 9, 12 месяцев 2018 года, за 3, 6, 9 и 12 месяцев 2019 года является законным.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "19" января 2021 года по делу N А69-2811/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2811/2020
Истец: Хурал представителей сельского поселения сумона Ээр-Хавакский Бай-Тайгинского кожууна
Третье лицо: Управление ФНС по Республике Тыва