Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2021 г. N Ф09-3452/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
02 апреля 2021 г. |
Дело N А76-2886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Семёновой О.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на определение Арбитражного суда Челябинской области от 05 февраля 2021 г. о принятии обеспечительных мер по делу N А76-2886/2021.
В судебном заседании участвовали представители:
общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "МКС" - Безик С.И. (паспорт, доверенность от 11.01.2021, диплом),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Шувалов М.Ю. (удостоверение, доверенность от 28.12.2020), Киреева О.В. (удостоверение, доверенность от 29.12.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "МКС" (далее - заявитель, ООО Группа компаний "МКС", общество, налогоплательщик,) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Челябинска (далее - налоговый орган, ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, инспекция) о признании недействительным решения от 03.07.2020 N 1/16 о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения в части, утвержденной решением Управлением Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/007395 от 31.12.2020.
Одновременно с указанным заявлением общество заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 03.07.2020 N 1/16 о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения в части, утвержденной решением УФНС РФ по Челябинской области N 16- 07/007395 от 31.12.2020 до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Определением арбитражного суда от 05.02.2021 заявление общества удовлетворено. Действие решения ИФНС России по Центральному району г. Челябинска от 03.07.2020 N 1/16 о привлечении к ответственности за нарушение налогового правонарушения в части, утвержденной решением УФНС РФ по Челябинской области N 16-07/007395 от 31.12.2020, приостановлено до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
ИФНС по Центральному району г. Челябинска не согласилась с определением суда первой инстанции и обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит указанное определение арбитражного суда первой инстанции отменить. Налоговый орган полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что доводы налогоплательщика, приведенные в обоснование необходимости принятия обеспечительных мер суда необоснованны, противоречивы, голословны и не подтверждены документально. Считает, что может сложиться ситуация, при которой заявитель будет не в состоянии уплатить по своим обязательствам перед бюджетом. Считает, что налоговым органом были предоставлены достаточные доказательства, подтверждающие совершение обществом действий, направленных на уклонение от уплаты доначисленных по результатам проверки налогов. Согласно выпискам с расчетных счетов организации установлена выдача займов взаимозависимым лицам. Считает, что обществом не предоставлено документального подтверждения существования долгосрочных кредитных договоров.
До начала судебного заседания от ООО "Группа компаний "МКС" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представители инспекции доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усмотрел оснований для отмены либо изменения судебного акта.
В силу условий части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Как разъяснено в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понимается не признание такого акта недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые им предусматриваются.
В силу части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление Пленума N 55) указано, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума N 55 при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечивает фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об обеспечении иска должно быть указано обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска.
Пунктом 13 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" определено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы; указывая о возможности причинения значительного ущерба, заявитель должен обосновать не только саму возможность такого ущерба, его значительный размер, но и связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость для его предотвращения испрашиваемой обеспечительной меры.
В данном случае обществом заявлены требования, направленные на приостановление действия решения налогового органа, поскольку исполнение указанного решения предусматривает взыскание с общества значительных сумм (более 64 млн. руб.), что в свою очередь может причинить значительный ущерб финансово-хозяйственной деятельности организации. Единовременное исполнение решения налоговой инспекции повлечет существенное ограничение имущественных возможностей общества, возникновение затруднений в осуществлении им хозяйственной деятельности и исполнении договорных обязательств, наступление неблагоприятных последствий в виде штрафных санкций по договорам за неисполнение обществом своих обязательств. Общество обязано выполнять взятые им перед контрагентами обязательства, погашать текущую задолженность и обеспечивать стабильное осуществление деятельности.
Факт возможного причинения значительного ущерба заявителю в случае непринятия испрашиваемой обеспечительной меры надлежащим образом им мотивирован, документально подтвержден, является необходимым и достаточным для удовлетворения заявленного ходатайства.
Вынесением обжалуемого определения суда баланс публичных и частных интересов не нарушен, не нарушены интересы и третьих лиц. В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба принятая обеспечительная мера направлена на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между спорящими сторонами.
Принятие обеспечительной меры не освобождает заявителя от обязанности платить законно установленные налоги, не препятствует налоговому органу в реализации полномочий по взысканию начисленных сумм после окончания судебного разбирательства и не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора.
Принятая обеспечительная мера в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации не приостанавливает дальнейшее начисление пеней, гарантирующих компенсацию потерь бюджета в случае несвоевременной выплаты налоговых платежей в бюджетную систему.
Более того, судом установлено, что в целях обеспечения исполнения оспариваемого решения налоговым органом принято решение N 16 от 06.07.2020 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа недвижимого имущества и автомобилей на общую сумму 75 232 522 руб.
Судом установлено, что доказательств направленности действий налогоплательщика по обращению в суд с ходатайством о принятии обеспечительной меры исключительно на воспрепятствование исполнению оспоренного ненормативного правового акта путем последующего вывода имущества, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции вопрос о принятии обеспечительной меры разрешен в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации жалобы на определение суда о принятии обеспечительных мер государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 185, 199, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 05 февраля 2021 г. о принятии обеспечительных мер по делу N А76-2886/2021, оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2886/2021
Истец: ООО "Группа компаний "МКС"
Ответчик: Испекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3452/2021
03.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7432/2022
13.04.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2886/2021
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3452/2021
02.04.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2820/2021