Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-15200/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 апреля 2021 г. |
Дело N А41-65900/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от истца: Ершова Е.Ю., доверенность от 13.04.2020,
от ответчика: Черненко А.М., доверенность от 30.12.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2020 по делу N А41-65900/20, о заявлению гаражно-строительного потребительского кооператива "СТРОИТЕЛЬ-2" (ОГРН: 1145042004183, ИНН: 5042054751) к Министерству жилищной политики Московской области (ОГРН: 1185053037476, ИНН: 5024190060) о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный потребительский кооператив "Строитель-2" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Министерства жилищной политики Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в приеме и регистрации заявления о принятии решения о подготовке проекта планировки и (или) проекта межевания территории от 31 июля 2020 года N 0491-20ИСХ/РППТ и обязании Министерства рассмотреть по существу заявление Кооператива о подготовке проекта межевания территории элемента планировочной структуры - Территориальной зоны Т, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, принадлежащий ГСПК "Строитель-2", по адресу: Московская область, 10 Сергиево-Посадский городской округ, сельское поселение Реммаш, д. Иудино, ГСПК "Строитель-2".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.01.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Кооператив является собственником земельного участка, площадью 2000 кв. м, с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты дорожного сервиса, по адресу: Российская Федерация, Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Реммаш, с. Иудино, ГСПК "Строитель-2".
На данном земельном участке расположены гаражные боксы.
Поскольку часть гаражей находится за пределами земельного участка с кадастровым номером 50:05:0020302:1164, необходимостью реконструкции гаражных боксов с целью увеличения площади исходного земельного участка путем его перераспределения, Кооператив обратился в Министерство с заявлением о принятии решения о подготовке проекта межевания территории, с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Решением Министерства от 31 июля 2020 года N 0491-20ИСХ/РППТ Кооперативу отказано в приеме и регистрации заявления по причине того, что земельный участок предназначенный для размещения нежилых объектов, полностью или частично расположен в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области, установленных схемами территориального планирования Московской области.
Считая решения Министерства незаконным и нарушающим нормы действующего законодательства РФ, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 1); перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2); перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3); земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
Частью 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории, к которой в соответствии с частью 4 статьи 41 ГрК РФ отнесен, в том числе проект межевания территории, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с частью 1 статьи 43 названного Кодекса подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2 указанной статьи).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Таким образом, проект планировки территории представляет собой схему будущего развития территории, при этом проект планировки территории не устанавливает и не изменяет права на земельные участки или объекты недвижимости.
Сам по себе проект планировки территории отображает информацию, содержащуюся в генеральном плане городского округа, правилах землепользования и застройки и иную информацию необходимую для развития территории.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 указанной статьи).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17 указанной статьи).
Постановлением Правительства Московской области от 04.12.2018 N 884/39 утверждено Положение о порядке принятия решения о подготовке проекта планировки территории или проекта межевания территории в Московской области.
Пункт 2 названного Положения содержит исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение решения о подготовке проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории.
Пункт 11 названного Положения содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации Заявления.
В качестве такого основания в том числе указано на то, что земельный участок, предназначенный для размещения нежилых объектов, полностью или частично расположен в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области, установленных схемами территориального планирования Московской области. (п. 11.1.11).
Между тем, как следует из текста заявления, испрашиваемый земельный участок предназначен не для размещения нежилых объектов, а для оформления земельных правоотношений под уже существующие строениями.
Как верно указал суд первой инстанции, указанные доводы заявления могут быть проверены и оценены только при рассмотрении заявления по существу.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания недействительным ненормативного акта госоргана суд обязывает соответствующий государственный орган совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа Министерства и правомерно в целях устранения нарушенных прав заявителя обязал зарегистрировать и принять по существу решение по заявлению ГСПК "СТРОИТЕЛЬ-2" в отношении подготовки проекта межевания территории элемента планировочной структуры - Территориальной зоны Т, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020302:1164.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.01.2021 по делу N А41-65900/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65900/2020
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ "СТРОИТЕЛЬ-2"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ