г. Пермь |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А60-58153/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Савельевой Н.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
в судебное заседание явились:
от заявителя: Камышан Н.В., паспорт, доверенность от 12.05.2020, диплом
в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от заинтересованного лица: Алексеев С.Д., удостоверение, доверенность от 11.01.2021, диплом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 января 2021 года по делу N А60-58153/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Лебедева Анатолия Владимировича (ИНН 667002964199, ОГРН 306967007600013)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Лебедев Анатолий Владимирович (далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик, ИП Лебедев А.В.) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании бездействия инспекции по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2015 и 2016 годы в сумме 402 154 рубля за каждый год незаконным. Также заявитель просил обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, вернуть излишне уплаченный налог предпринимателю.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2021 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в размере 402 154 руб. и за 2016 год в размере 402 154 руб. Возложил на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области обязанность вернуть индивидуальному предпринимателю Лебедеву Анатолию Владимировичу излишне уплаченный земельный налог за 2015 год в размере 402 154 руб. и за 2016 год в размере 402 154 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы настаивает на том, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Налоговый орган указывает, что установленная решением Свердловского областного суда от 30.01.2020 по делу N За-11/2020 кадастровая стоимость земельных участков равная рыночной стоимости подлежит учету при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости (2013год), однако перерасчет земельного налога в силу ограничений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ, возможен только за три года, предшествующие дате принятия Свердловским областным судом решения от 30.01.2020 г. (2017-2019).
В рассматриваемом случае перерасчет сумм земельного налога фактически налоговым органом произведен, возврат налога осуществлен за период с 2017 по 2018 годы. Оснований для перерасчета и возврата из бюджета земельного налога за 2015 и 2016 годы не имеется.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными. Поясняет, что поскольку земельный налог уплачен налогоплательщиком в бюджет в 2018году, то не истекли три года со дня его уплаты для возврата из бюджета налогоплательщику.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и письменного отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ИП Лебедев является плательщиком земельного налога.
Земельный налог за 2015 и 2016 года ИП Лебедевым А.В. уплачивался дважды. Первый раз в соответствии с налоговыми уведомлениями по ставке 0,3% от кадастровой стоимости, на основании расчетов налоговой инспекции, в декабре 2016 и декабре 2017 года.
Второй раз, в декабре 2018 года, на основании налогового уведомления N 78433141 от 24.10.2018, о перерасчете земельного налога за 2015, 2016, 2017 года.
22 апреля 2020 года ИП Лебедев А.В. обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 32 по Свердловской области с заявлениями о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2015-2018 год в сумме 402 154 рубля за каждый год. Переплата земельного налога возникла из-за того, что решением Свердловского областного суда от 30.01.2020 по делу N За-11/2020 уменьшена кадастровая стоимость принадлежавших истцу земельных участков. Излишне уплаченный земельный налог за 2017 год был возвращен ИП Лебедеву в мае 2020 года.
Не получив решения Межрайонной ИФНС N 32 о возврате земельного налога за 2018, 2016 и 2015 год, истец 06.07.2020 обратился в Управление Федеральной налоговой службы России с жалобой на бездействие налогового органа по возврату налога за 2018, 2016 и 2015 год.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 675/20 от 19 августа 2020 года поданная жалоба оставлена без удовлетворения.
В качестве оснований оставления жалобы налогоплательщика без удовлетворения в Решении N 675/20 указано, что переплата налога за 2018 год возвращена налоговым органом налогоплательщику 14.07.2020 (до вынесения решения), возврат налога за 2015 и 2016 год не возможен, так как перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, в том числе земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления.
Не согласившись с бездействием Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2015 и 2016 годы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из неправомерности бездействия Инспекции по возврату суммы земельного налога за 2015, 2016 года. Суд указал, что поскольку о переплате земельного налога налогоплательщик узнал только в 2020году после принятия решения Свердловским областным судом от 30.01.2020года по делу N 3а-11/2020 об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, то не истекли три года, установленные статьей 78 НК РФ, для возврата излишне уплаченного налога.
Заинтересованное лицо по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Налоговый орган указывает, что установленная решением Свердловского областного суда от 30.01.2020 по делу N За-11/2020 кадастровая стоимость земельных участков подлежит учету при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости (2013год), однако перерасчет земельного налога в силу ограничений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ, возможен только за три года, предшествующие дате принятия Свердловским областным судом решения от 30.01.2020 г. (2017-2019). В связи с чем, оснований для перерасчета и возврата из бюджета земельного налога за 2015 и 2016 годы не имеется.
Заявитель по делу полагает, что поскольку земельный налог уплачен налогоплательщиком в бюджет в 2018году, то не истекли три года со дня его уплаты для возврата из бюджета налогоплательщику.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Условия и порядок возврата и зачета излишне уплаченного налога установлены статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно названной статье Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено названным Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено названной статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 15, ст. 387 НК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Налоговая база для земельного налога в соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Положения пункта 1.1 статьи 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 01.01.2019, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости является - дата начала ее применения для целей налогообложения, установленная судом, однако перерасчет возможен только за три года, предшествующие дате обращения налогоплательщика в суд с заявлением об изменении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Согласно решению Свердловского областного суда от 30.01.2020 по делу N За-11/2020 установлена кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2013года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости является 13.09.2019.
Следовательно, началом применения для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости является 2013 год, однако в силу ограничений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ, перерасчет возможен только за три года, предшествующие дате обращения налогоплательщика в суд с заявлением об изменении кадастровой стоимости исходя из рыночной стоимости земельных участков. В рассматриваемом случае перерасчет сумм земельного налога налоговым органом возможен за 2016 - 2018 годы.
В связи с чем излишняя уплата налога в бюджет (разница между суммой земельного налога исчисленного и уплаченного в бюджет) возникла только за налоговые периоды 2016, 2017, 2018годы.
Из объяснений сторон судом установлено, что в отношении налоговых периодов за 2017 и 2018 год налоговым органом произведен перерасчет земельного налога и возврат его из бюджета налогоплательщику.
Поскольку налоговым органом незаконно и необоснованно перерасчет земельного налога, исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости согласно судебному акту, не произведен за 2016 год, то следует признать, что судом законно и обоснованно удовлетворено заявление предпринимателя о возврате из бюджета излишне уплаченного налога за 2016 год в сумме 402 154 руб.
Доводы предпринимателя о том, что земельный налог за 2015 года также подлежит возврату из бюджета, поскольку он уплачен в бюджет в 2018 году, в связи с чем, не истекли 3 года с момента его уплаты, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Излишне уплаченной суммой налога признается уплата в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств (статья 45 НК РФ) в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (статьи 44, 52 НК РФ), отраженные в соответствующих налоговых декларациях за эти периоды (статья 80 НК РФ).
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05).
Поскольку в силу ограничений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит перерасчету сумма исчисленного и уплаченного налогоплательщиком земельного налога за 2015год, следовательно, в указанной части не возникло разницы между суммой налога, подлежащей уплате за 2015год в бюджет, с платежными поручениями о перечислении в 2018 году налога в бюджет за этот же налоговый период.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм действующего законодательства оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным бездействия налогового органа по возврату земельного налога за 2015 год у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела), заявленные требования - частичному удовлетворению. Решение Инспекции подлежит признанию недействительным в части доначисления НДС, соответствующих сумм пени и штрафов.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 300 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 января 2021 года по делу N А60-58153/2020 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Заявленные требования удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области по возврату излишне уплаченного земельного налога за 2016 год в размере 402154 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области вернуть индивидуальному предпринимателю Лебедеву Анатолию Владимировичу излишне уплаченный земельный налог за 2016 год в размере 402154 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013) в пользу индивидуального предпринимателя Лебедева Анатолия Владимировича (ИНН 667002964199, ОГРН 306967007600013) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58153/2020
Истец: ИП Лебедев Анатолий Владимирович
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 32 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ