г. Пермь |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А60-37733/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Гребенкиной Н.А., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 января 2021 года
по делу N А60-37733/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети" (ОГРН 1037401100483, ИНН 7418012452)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности за оказанные услуги по теплоснабжению,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Электротепловые сети" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о солидарном взыскании с ответчиков Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации 4 552 274 руб. 30 коп. неосновательного обогащения в результате бездоговорного (неучтенного) потребления тепловой энергии (теплоносителя) квартирами ответчика, расположенными по адресам: 457100, Челябинская область, г. Троицк, в/г N 3, ул. Жиркомбинат, д.5 кв.10,12,13,16,17,18,19,21,23,24,29,30,31,32,33,35,36,37,39,40,42,43,45,48,49,51,52,54,57,58,65,69,7,72,75,76,77,78,79,80,9, д.52, кв.10,7, д.55, кв.4,7, д.56, кв.11,12, д.77, кв.17,18,2,4,7, д.90, кв.14,15,17,2,21,24,26,30,6 за период с 03.10.2018 по 31.07.2020 (с учетом уточнения исковых требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда первой инстанции от 12.09.2020 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 22.12.2020 привлечено к участию в деле в качестве соответчика, с исключением из состава третьих лиц, - ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2021 (резолютивная часть от 20 января 2021, судья Г.В. Марьинских) исковые требования удовлетворены частично. С федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации взыскано в пользу муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети" взыскано 2 865 460 руб. 47 коп. основного долга, а также 28 804 рубля 58 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в оставшейся части отказано. В удовлетворении исковых требований к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации отказано.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель считает, что суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению к данному правоотношению, сделал вывод, не соответствующий обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе заявитель жалобы указывает на то, что суд не применил закон подлежащий применению - п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", размер убытков истца составил 4 261 403 руб. 66 коп. (с учетом применения повышающего коэффициента 1,5 в связи с выявлением бездоговорного потребления). Настаивает, что обязанность по оплате поставленных истцом энергоресурсов за спорный период лежит на ФГКУ "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, поскольку право оперативного управления на квартиры зарегистрировано в декабре 2011 года.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили.
От ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому в удовлетворении требований в отношении него отказать, удовлетворить требования в отношении второго ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерство обороны Российской Федерации.
От третьего лица также представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Министерство обороны считает решение суда законным в части взыскания спорной суммы задолженности с ФГБУ "ЦЖКУ" и отказа в удовлетворении требований к ФГКУ "ПУрТУИО", возражает против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно Распоряжению Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области от 25.05.2018 N 230 "Об исключении из муниципальной муниципального имущества из казны и последующем его закреплении" и Акта о приеме-передаче нефинансовых активов N б/н от 25 мая 2018 года, нежилое здание - котельная, в том числе: Блок БУК-МП-11 N 1; Блок БУК-МП-11 N 2; Блок БУК-МП-11 N 3; Блок БУК-МП-11 N 4; Горелка ГГВ-МГП-350 N 1; Горелка ГГВ-МГП-350 N 2; Горелка ГГВ-МГП-350 N 3; Дымосос ДН-12,5 N 1; Дымосос ДН-12,5 N 2; Емкость 60 м3; Котел КВ-3/95 N 1; Котел КВ-3/95 N 2; Котел КВ-3/95 N 3; Котел КВ-3/95 N 4; Котел КВ-3/95 N 5; Котел КВ-3/95 N 6, расположенные по адресу: 457100, Челябинская область, г. Троицк, п. Жиркомбинат закреплены за истцом на праве хозяйственного ведения.
Согласно Постановлениям Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 08 ноября 2018 года N 69/25, от 13 декабря 2018 года N 83/44 в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации "система теплоснабжения - котельная N 7 поселок Жиркомбинат, котельная "Железнодорожная", котельная N 6 поселок Мясокомбинат, котельная N 5 МКДОУ "Детский сад N 24 "Белочка" утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую муниципальным унитарным предприятием "Электротепловые сети" (МУП "ЭТС"):
С 09 ноября 2018 года по 30 июня 2019 года в размере 1477,39 руб./Гкал., без учета НДС,
С 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 1598,90 руб./Гкал., без учета НДС.
Как указал истец, в период с 01 октября 2018 года по 08 ноября 2018 года, а именно с даты начала поставки услуг по теплоснабжению с 03 октября 2018 года для потребителей ответчика, расположенных по адресам: 457100, Челябинская обл., г.Троицк, в/г N 3, ул.Жиркомбинат, дом N 5, кв. N N 10, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39, 40, 42,43, 45, 48, 49, 51, 52, 54, 57, 58, 65, 69, 7, 72, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 9; дом N 52, кв. N N 10, 7; дом N 55, кв. N N 4, 7; дом N 56, кв. N N 11, 12; дом N 77, кв. N N 17, 18, 2, 4, 7; дом N 90, кв. N N 14, 15, 17, 2, 21, 24, 26, 30, 6, (площадь отапливаемых помещений = 3326,10 кв.м. назначение: жилые), до даты утверждения тарифов на услуги по теплоснабжению для потребителей вышеуказанной котельной, на основаниях предусмотренных ч.3 ст.424 ГК РФ (в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть, оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги), статей 7, 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Актов о пуске котельной N 7, расположенной по адресу: г.Троицк, п.Жиркомбинат (отопительный сезон 2018-2019г.г.) от 03 октября 2018 года, применяется тариф, утвержденный Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 08 ноября 2018 года N 69/25 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией МУП "ЭТС" потребителям Троицкого городского округа", который составляет -1477,39 руб./Гкал, без учета НДС.
Согласно Приложению N 8 к договору N 03-03-74-11-097 оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя N 1 от 28.01.2019, подписанного между истцом и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в Список отапливаемых объектов Теплоснабжающей организации, с указанием расчетных нагрузок, входят многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: 457100, Челябинская обл., г. Троицк, в/г N 3, ул. Жиркомбинат, дом N 5, дом N 52, дом N 55, дом N 56, дом N 77, дом N 90, соответственно и все квартиры, расположенные по вышеуказанным адресам.
Согласно Сведениям об освободившемся (пустующем) жилом фонде ОП "Центральное" ООО "ГУЖФ" на 01.10.2019 (по пустующему жилищному фонду Минобороны РФ), представленному ООО "ГУЖФ" в адрес истца и Выписок из ЕГРН от 17.02.2020, пустующие квартиры, расположенные по адресам: 457100, Челябинская обл., г.Троицк, в/г N 3, ул.Жиркомбинат, дом N 5, кв. N N 10, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 45, 48, 49, 51, 52, 54, 57, 58, 65, 69, 7, 72, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 9; дом N 52, кв. N N 10, 7; дом N 55, кв. N N 4, 7; дом N 56, кв. N N 11, 12; дом N 77, кв. N N 17, 18, 2, 4, 7; дом N 90, кв. N N 14, 15, 17, 2, 21, 24, 26, 30, 6, (площадь отапливаемых помещений = 3326,10 кв.м. назначение: жилые) принадлежат Минобороны РФ.
Согласно письму Исх. N 1225 от 08.08.2019 истец обращался в адрес ответчика с просьбой предоставить пакет документов для заключения для заключения договора на поставку тепловой энергии в отношении жилых домов, расположенных по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Жиркомбинат, д. 5,52,55,56,57,90, а также предупредил, что в случае не направления ответа в адрес истца в вышеуказанные сроки ответа на настоящее письмо, истец будет вынужден составить Акты о бездоговорном потреблении тепловой энергии по вышеуказанным адресам и обратиться в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии по вышеуказанным адресам к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На 21.02.2020 истец от ответчика на данное письмо ответа так и не получил.
Согласно претензии Исх. N 2873 от 11.11.2019 направленной экспресс доставкой в адрес ответчика транспортной компанией "CDEK" (штрих код экспресс доставки N 1146256435), истец на основании ст.22 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N190-ФЗ направил в адрес ответчика:
1. Оригинал Акта о бездоговорном потреблении тепловой энергии (теплоносителя) от 05 ноября 2019 года N 16, по бездоговорному потреблению тепловой энергии квартирами, принадлежащими Минобороны РФ, расположенный по адресам: Челябинская область, г. Троицк, 3 военный городок, ул. Жиркомбинат, д. 5,52,55,56,57,90,
2. Сведения об освободившемся (пустующем) жилом фонде ОП "Центральное" ООО "ГУЖФ" на 01.10.2019,
3. Акт о пуске котельной N 7 расположенный по адресу: г. Троицк, п. Жиркомбинат (отопительный сезон 2019 г.-2020) от 26 сентября 2019 года,
4. Приказ МУП "ЭТС" от 25 сентября 2019 года N 168 "О начале отопительного периода 2019-2020г.г.",
5. Постановление администрации г.Троицка Челябинской области от 24.09.2019 "О начале отопительного периода 2019-2020 годов на территории Троицкого городского округа",
6. Приказ МУП "ЭТС" N 243 от 03 октября 2018 года "О начале отопительного периода 2018-2019г.г.",
7. Акт от 29 августа 2018 года.
8. Акт о пуске котельной N 7 расположенной по адресу: г.Троицк, п.Жиркомбинат (отопительный сезон 2018-2019г.г.) от 03 октября 2019 года,
9. Приложение N 5 к Акту "Фотосъемка объектов Минобороны РФ бездоговорного потребления тепловой энергии, расположенных по Челябинская область, г.Троицк, 3 военный городок, ул.Жиркомбинат, д.5,52,55,56,57,90".
10. Постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области: от 08 ноября 2018 года N 69/25, от 13 декабря 2018 года N 83/44.
11. Распоряжения Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области от 25 октября 2019 года N 13 "Об увольнении директора муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети" Фоменко Ю.И. и назначении на должность директора муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети" Суханова А.В.".
12. Почтового уведомления N 45710037487110, 21.08.2019 с письмом МУП "ЭТС" Исх. N 1225 от 08.08.2019.
13. Счета на оплату N 877, 878, 899, 900, 901, 902 от 06 ноября 2019 года и потребовал от ответчика оплатить в пятнадцатидневный срок с момента получения настоящего письма-уведомления в добровольном порядке сумму неосновательного обогащения в результате бездоговорного потребления тепловой энергии по квартирам, принадлежащим на праве собственности Министерству обороны РФ, расположенным по адресу: Челябинская область, г.Троицк, 3 военный городок, ул.Жиркомбинат, д.5,52,55,56,57,90, согласно Приложения к Акту о бездоговорном потреблении тепловой энергии (теплоносителя) от 05 ноября 2019 года N 16 МУП "ЭТС" "Расчета бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 03 октября 2018 года по 31 декабря 2019 года" в размере 2 464 040 рублей 20 коп., а также предупредил что в случае не оплаты суммы задолженности в вышеуказанные сроки МУП "ЭТС" будет вынужден обратиться в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в связи с бездоговорным потреблением тепловой энергии по вышеуказанным адресам к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с требованием уплаты суммы задолженности, выплаты пени и возмещением судебных расходов.
На 21.02.2020 согласно "Расчету бездоговорного потребления тепловой энергии за период с 03 октября 2018 года по 31 декабря 2019 года" сумма неосновательного обогащения в результате бездоговорного (неучтенного) потребления тепловой энергии (теплоносителя) квартирами ответчика, расположенными по адресам: 457100, Челябинская обл., г. Троицк, в/г N 3, ул. Жиркомбинат, дом N 5, кв. N N 10, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 45, 48, 49, 51, 52, 54, 57, 58, 65, 69, 7, 72, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 9; дом N 52, кв. N N 10, 7; дом N 55, кв. N N 4, 7; дом N 56, кв. N N 11,12; дом N 77, кв. N N 17, 18,2, 4, 7; дом N 90, кв. N N 14, 15, 17, 2, 21, 24, 26, 30, 6, за период с 03 октября 2018 года по 31 декабря 2019 года составляет 4 552 274 руб. 30 коп. (с учетом уточнения).
В связи с неоплатой поставленного, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в результате бездоговорного (неучтенного) потребления тепловой энергии (теплоносителя) квартирами ответчика, сославшись на пункт 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении, согласно которому в случае неоплаты в 15-дневный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично, при этом суд установил, что в отношении указанных объектов ответчик ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации является исполнителем коммунальных услуг в отношении указанного жилого фонда, при этом правоотношения сторон квалифицированы судом первой инстанции как фактические договорные, урегулированные Правилами N 354, с учетом чего судом первой инстанции скорректирована стоимость поставленного в исковой период ресурса, с чем истец не согласен.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 названного Кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Абонент обязан оплатить стоимость принятой энергии, осуществив расчет с учетом требований действующего законодательства в срок, который определен в правоотношениях с энергоснабжающей организацией.
Как верно указал суд первой инстанции, особенности расчетов ресурсоснабжающих организаций, исполнителей коммунальных услуг и собственников помещений в жилых многоквартирных домах за коммунальные ресурсы и услуги предусмотрены в Жилищном кодексе Российской Федерации, Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,
В соответствии частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На управляющую организацию как на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность по внесению платы за тепловую энергию в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса.
Суд первой инстанции, исходя из материалов дела, пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела и отзыва третьего лица следует, что в отсутствие заключенного государственного контракта невозможно установить принадлежность объекта - потребителя услуг по содержанию объектов жилого фонда, - ФГКУ "ПУрТУИО".
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации с 01.04.2017.
Согласно пункту 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 03.03.2017 N 607 основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Письмом Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 07.03.2017 N 151/249 с 01.04.2017 функции по оказанию коммунальных услуг в интересах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации от специализированных сторонних организаций переданы ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, начиная с 01.04.2017 именно ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является организацией, ответственной за заключение государственных контрактов на поставку спорных услуг в интересах подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, являясь согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, юридическим лицом, самостоятельно несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Истец, обосновывая свою позицию, ссылается на п.10 ст.22 Федерального закона "О теплоснабжении" производит расчет объемов поставленного ресурса с применением положений указанного закона и коэффициента 1,5 к его стоимости, ссылаясь на выявление бездоговорного потребления.
В пункте 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении указано, что бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
В силу пункта 8 статьи 22 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года (п. 9 ст. 22 Закона о теплоснабжении).
В силу п. 10 ст. 22 Закона о теплоснабжении, стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей или ценами, не подлежащими регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, произведенный ответчиком со ссылкой на приведенную норму права расчет исковых требований не учитывает специфику правоотношений между сторонами, объектами теплоснабжения в которых являются жилые помещения в МКД, субъектом - исполнитель коммунальных услуг, в связи с чем даже в отсутствие заключенного в форме единого документа договора отношения сторон квалифицируются как фактические договорные, урегулированные Правилами N 354, не предусматривающими предложенный истцом порядок расчета.
В соответствии изложенным и правомерно скорректированным судом первой инстанции расчетом истца, стоимость поставленного в исковой период ресурса составила 2 865 460 рублей 47 коп, что ответчиком не оспаривается.
Иные доводы в апелляционной жалобе истца не заявлены. В части взысканной судом суммы решение суда не обжаловано (ч.5 ст.268 АПК РФ).
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично в указанной выше сумме.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2021 года по делу N А60-37733/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37733/2020
Истец: АНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУП ЭЛЕКТРОТЕПЛОВЫЕ СЕТИ
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ