Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2021 г. N Ф05-13103/21 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А40-180218/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Ассоциации разработчиков проектной документации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2021 по делу N А40-180218/20
по заявлению Ассоциации разработчиков проектной документации
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
третьи лица: 1. Правительство Российской Федерации,
2. Министерство экономического развития Российской Федерации,
3. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
4. Ростехнадзор, 5. НОПРИЗ
об оспаривании решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Коршунов В.И. по дов. от 02.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Угрин И.П. по дов. от 02.09.2020; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен; 5. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация разработчиков проектной документации (заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ответчик, Росреестр) N 07-6651-мс/20 от 27.07.2020.
Решением от 26.01.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Ассоциация обратилась в Росреестр с заявлением о внесении сведений об Ассоциации в государственный реестр саморегулируемых организаций (Реестр СРО).
Росреестром принято решение об отказе во внесении сведений об Ассоциации в Реестр СРО, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (реестр, ведение которого осуществляет Росреестр на основании Постановления Правительства РФ N 457 от 01.06.2009).
Не согласившись с оспариваемым решением ответчика, Ассоциация обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
Согласно ст.3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (Закон N 315-ФЗ) саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
28.07.2020 Росреестром рассмотрено заявление Ассоциации разработчиков проектной документации от 29.06.2020 N 02 о внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Перечень документов, которые некоммерческая организация направляет вместе с заявлением о внесении сведений о ней в Реестр, и требования к ним установлены частью 8 статьи 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемой организации, деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, регулируются Федеральным законом о СРО (часть 1 статьи 1 Федерального закона о СРО).
Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами (часть 2 статьи 1 Федерального закона о СРО).
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности (часть 2.1 статьи 1 Федерального закона о СРО).
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности (часть 1 статьи 20 Федерального закона о СРО).
В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (часть 2 статьи 20 Федерального закона о СРО).
Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Ассоциацией в Росреестр представлены следующие копии документов: Устав Ассоциации разработчиков проектной документации (пункты 2.1, 3.1 Устава); Стандарты предпринимательской деятельности членов Ассоциации разработчиков проектной документации (пункты 1.1, 4.1.1, 4.2.7 Стандартов Ассоциации); договоры страхования гражданской ответственности от 25.06.2020 ОГО N 000000023 (пункты 1.2, 3.2 Договора страхования), а также Перечень членов Ассоциации.
Из указанных документов следует, что предметом саморегулирования Ассоциации является предпринимательская деятельность ее членов в области инженерных изысканий, архитектуры, инженерно - технического проектирования и разработки проектов тепло, водо-, газоснабжения (ОКВЭД 71.1, 71.11, 71.11.1, 71.12, 71.12.1, 71.12.11).
Учитывая изложенное, в деятельности членов Ассоциации предусмотрена возможность выполнения ими работ, которые внесены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, и для выполнения которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности (часть 2.1 статьи 1 Федерального закона о СРО).
Отношения, связанные с приобретением статуса саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, регулируются главой 6.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных саморегулируемых организаций является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положение о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1202).
Перечисленные постановления Правительства Российской Федерации не разделяют деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по каким-либо видам, следовательно, любая указанная деятельность отнесена к сфере контроля Ростехнадзора.
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых неопределен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").
Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, а также по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьями 47, 78 Градостроительного кодекса. Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Учитывая изложенное 28.07.2020 Росреестром правомерно принято решение об отказе Ассоциации разработчиков проектной документации во внесении сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Росреестра является законным и обоснованным не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2021 по делу N А40-180218/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180218/2020
Истец: АССОЦИАЦИЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Ответчик: росреестр
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 72-ПЭК22
14.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13103/2021
06.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11422/2021
26.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-180218/20