Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2021 г. N Ф02-2557/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
09 апреля 2021 г. |
Дело N А74-9792/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" апреля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Публичного акционерного общества "Россети Сибирь"): Даниленко М.В., представителя по доверенности от 28.12.2020 N 00/196 серии 24 АА 4256431,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "11" февраля 2021 года по делу N А74-9792/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - общество, ПАО "Россети Сибирь") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.09.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-607/2020 об административном правонарушении, о признании недействительным представления от 09.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сарчаков Владимир Васильевич.
Решением от 11.02.2021 заявление публичного акционерного общества "Россети Сибирь" удовлетворено частично. Признано незаконным и отменено постановление антимонопольного органа от 09.09.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-607/2020. Отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным представления антимонопольного органа от 09.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети Сибирь" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вмененного правонарушения. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе ПАО "Россети Сибирь" приложены дополнительные документы, а именно: копия письма от 08.02.2021 "Об исполнении договоров ТП сетевой организацией".
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил, что указанные дополнительные доказательства не подлежат приобщению к материалам дела, в связи с отсутствием ходатайства о приобщении дополнительных доказательств.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной административным органом на основании приказа от 12.07.2019 N 111 проверки, в действиях общества выявлены признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в неисполнении обществом в установленный договором срок обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя. Постановлением антимонопольного органа от 09.09.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-607/2020 об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
09.09.2020 управлением вынесено представление об устранении ПАО "МРСК Сибири" причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление и предписание в арбитражном суде.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, и наличия исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, а также законности и обоснованности оспариваемого представления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Применительно к статьям 28.3, 23.48, 30.1, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалами дела подтверждается соблюдение административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Доводам общества о нарушении управлением процедуры возбуждения дела об административном правонарушении, процедуры проведения административного расследования, а также нарушении срока составления протокола об административном правонарушении арбитражным судом первой инстанции дана надлежащая оценка. В соответствии с положениями части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, абзацем 3 подпункта "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", доводы отклонены как необоснованные.
У административного органа имелись достаточные доказательства, подтверждающие нарушение обществом требований Правил технологического присоединения, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта; в ходе рассмотрения дела общество представляло соответствующие пояснения и документы в их обоснование; порядок и процедура привлечения к административной ответственности (возбуждение дела, составление протокола об административном правонарушении, вынесение оспариваемого постановления), установленные КоАП РФ, управлением соблюдены, существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности управлением не допущено.
Ссылке заявителя жалобы на отсутствие оснований для признания лица потерпевшим в рамках настоящего дела, также дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Применительно к положениям статьи 25.2 КоАП РФ, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судом указано, что в данном деле потерпевшим признано физическое лицо, с которым заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, поскольку в рассматриваемом деле хозяйствующим субъектом (ПАО "Россети Сибирь") нарушено право физического лица (Сарчакова В.В.) на своевременное присоединение к электрическим сетям.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Технологическое присоединение, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее по тексту - Правила от 27.12.2004 N 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил от 27.12.2004 N 861).
Обязанность сетевой организации выполнения мероприятий по технологическому присоединению закреплена в пунктах 3, 6 Правил от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 7 Правил от 27.12.2004 N 861 установлена процедура технологического присоединения. В пункте 18 Правил N 861 поименованы мероприятия по технологическому присоединению.
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги. Установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией, установлен именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные нормативным правовым актом порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги и произвольному увеличению не подлежат.
Факт заключения 13.03.2019 между обществом (сетевая организация) и гражданином (заявителем) договора присоединения N 20.1900.450.19 для электроснабжения жилого дома, по адресу указанному в договоре, подтверждается материалами дела.
Заключая двусторонний возмездный договор, порядок исполнения которого предусмотрен императивными нормами публичного права, сетевая организация, как профессиональный участник рынка, берет на себя все риски его исполнения, исходя из статуса сторон, а также с учетом того, что такие риски являются неотъемлемо сопутствующими коммерческой деятельности сетевой организации в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд первой инстанции установил, что мероприятия по технологическому присоединению рассматриваемого объекта должны были быть выполнены ПАО "Россети Сибирь" не позднее 13.09.2019. Вместе с тем обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о выполнении мероприятий по технологическому присоединению объекта, принадлежащего Сарчакову В.В. в пределах срока, установленного Правилами N 861 и условиями договора.
Оценив доводы ПАО "Россети Сибирь", суд признал отсутствующими доказательства объективной невозможности выполнения в установленный срок мер технологического присоединения и невиновности в совершении правонарушения.
Доводу общества о невозможности исполнения условий договора в связи с его расторжением по заявлению потребителя судом дана надлежащая правовая оценка. Довод отклонен, поскольку на момент окончания срока, установленного договором, общество объективно не могло знать о наличии либо отсутствии у потребителя необходимости в технологическом присоединении к электрическим сетям общества. Действуя разумно и добросовестно в соответствии с условиями договора и требованиями Правил N 861, общество могло установить вышеуказанные обстоятельства в пределах срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Обладая информацией об ограниченных законодательно установленных сроках осуществления технологического присоединения, общество могло принять меры в целях недопущения совершения правонарушения. Отсутствие уведомления потребителя об исполнении им технических условий не препятствует осуществлению обществом мероприятий, предусмотренных техническими условиями для технологического присоединения объекта потребителя.
Судом первой инстанции установлено, что общество ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств правомерно расценена судом первой инстанции как достаточная для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества признаков объективной стороны вменяемого правонарушения.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Поддерживая выводы административного органа относительно наличия в действиях общества состава административного правонарушения, суд первой инстанции, рассмотрев вопрос о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что условия договора от 13.03.2019 N 20.1900.450.19 исполнены обществом до момента привлечения его к административной ответственности; одной из причин невозможности исполнения принятых обязательств послужило тяжелое финансовое положение общества, отсутствие доходов по статье "технологическое присоединение на территории Республики Хакасия" и недостаточность финансирования инвестиционной программы, принимая во внимание отсутствие в данном конкретном деле доказательств наступления вредных последствий вследствие рассматриваемого правонарушения, оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, характер и степень общественной опасности, признал, что правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное, освободил общество от административной ответственности, и ограничился устным замечанием.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая наличие оснований для применения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Заявитель также просил признать незаконным представление административного органа от 09.09.2020.
Рассмотрев доводы заявителя, руководствуясь положениями пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", статьи 29.13 КоАП РФ, арбитражный суд первой инстанции признал, что оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушение норм действующего законодательства, а также указывает на выявленные причины, способствовавшие совершению административного правонарушения, и обязывает ПАО "Россети Сибирь" принять меры по их устранению и информировать о них административный орган в течение месяца со дня получения представления; формулировки оспариваемого представления доступны для понимания конкретных действий. В связи с чем, признал оспариваемое представление законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы, оспаривающие данные выводы суда первой инстанции, со ссылкой на отсутствие нарушения обществом Правил технологического присоединения и совершение всех зависящих от него действий по исполнению своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения, были предметом надлежащего исследования судом первой инстанции и мотивированно отклонены, по существу данные доводы направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, а также несостоятельны в правовом отношении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции, применительно к статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "11" февраля 2021 года по делу N А74-9792/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9792/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: ПАО Филиал "Россети Сибирь" - "Хакасэнерго", Сарчаков Владимир Васильевич