Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2021 г. N Ф05-12842/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А40-219705/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
Московской областной таможни
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2021 по делу N А40-219705/20, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "АКСН Логистик" (ОГРН: 1197746261998, ИНН: 9718135152)
к Московской областной таможне (ОГРН: 1107746902251, ИНН: 7735573025)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "АКСН Логистик" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Московской областной таможне о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10013160/050719/0239267 в размере 14 398,87 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2021 с учетом вынесенного судом определения от 04.02.2021 об исправлении опечатки в решении суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 05.07.2019 на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни (далее - Ответчик, Таможенный орган) была подана таможенная декларация и ей был присвоен номер 10013160/050719/0239267 (далее - ТД).
18.09.2019 Ответчиком было принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Решение).
Не согласившись с указанным Решением, Истец обратился с заявлением о признании его незаконным в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу А40-255742/19-148-1406, признаны незаконным Решение Московского областного таможенного поста (центра электронного декларирования) Московской областной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары от 18.09.2019 по таможенной декларации N 10013160/050719/0239267, на Московскую областную таможню возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АКСН ЛОГИСТИК" путем принятия заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных по таможенной декларации N 10013160/050719/0239267, по методу по стоимости сделки с ввезенными товарами и с Московской областной таможни взысканы в пользу ООО "АКСН ЛОГИСТИК" 438 283 руб. 80 коп. излишне взысканных таможенных платежей, уплаченных по таможенной расписке регистрационный номер 10013160/080719/ЭР-0268369, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 14 766 руб. 00 коп
Как следует из материалов дела, излишне взысканные таможенные платежи в размере 438 283 руб. 80 коп. были возвращены Истцу, что подтверждается платёжным поручением N 652292 от 23.03.2020 и платёжным поручением N 652392 от 23.03.2020.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание ввозных таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 9 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным этим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно положениям части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, итогов не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, таможенным законодательством прямо установлена обязанность таможенного органа по начислению процентов на сумму излишне уплаченных таможенных платежей в случае нарушения срока возврата этих денежных средств.
В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" содержит разъяснение, согласно которому выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм ведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть I) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 303-КГ14-7912 от 02.06.2015 по делу N А51-10499/2014.
Кроме того, Пленум Верховного суда РФ от 12.05.2016 N 18 в Постановлении разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Как указывалось ранее, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 N 18, в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что у Общества возникли законные основания для начисления и получения процентов на сумму невозвращенных денежных средств, предусмотренные таможенным законодательством.
Московская областная таможня, являющаяся администратором доходов бюджета, в силу положений пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
На основании вступившего в законную силу судебного акта Московской областной таможней возвращены суммы излишне уплаченных таможенных платежей.
Однако с учетом положений части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенный орган обязан был начислить проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, рассчитав их со дня, следующего за днем окончания срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, по день фактического возврата.
Таким образом, при возврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанным ДТ таможенным органом должны были быть начислены проценты в размере 14 398 руб. 87 коп. за период с 18.09.2019 по 22.03.2020.
Судом проверен представленный расчет истца, признан верным.
С учетом того обстоятельства, что истец доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, повторно оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей у таможенного органа возникла обязанность по уплате процентов, начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата в размере 14 398 руб. 87 коп. за период с 18.09.2019 по 22.03.2020.
Довод таможенного органа о зачете денежных средств в счет авансовых платежей в ресурсе EJIC и о необходимости подачи заявления о возврате не обоснован, заявлен без учета положений части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и разъяснений Пленума Верховного суда РФ, изложенных в Постановлении от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, ст. 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.01.2021 по делу N А40-219705/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-219705/2020
Истец: ООО "АКСН ЛОГИСТИК"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ