г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А42-6153/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-932/2021) акционерного общества "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по делу N А42-6153/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Управление отходами"
к Административной комиссии Ленинского административного округа МО г. Мурманска
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее - административный орган, административная комиссия) N 705 от 30.06.2020 (дело N 705/25-07-02) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 22.12.2020 в удовлетворении требования об отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 30.06.2020 N 705 по делу N 705/25-07-02, принятого по адресу: г.Мурманск, пр.Героев-Североморцев, д.33, о привлечении акционерного общества "Управление отходами" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" отказано.
В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу N А42-6153/2020 прекращено.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что при применении правовой нормы, предусмотренной пунктом 10.2.7.5 Правил N 40-712, ни административным органом, ни судом первой инстанции не исследовались обстоятельства наличия или отсутствия заявок от потребителей или организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска срок рассмотрения заявок, а также действия Регионального оператора по исполнению таких заявок.
Региональный оператор не допускал нарушения норм о периодичности вывоза ТКО. Сам факт перенакопления ТКО не свидетельствует о неисполнении Обществом обязанности по своевременному вывозу КГО с контейнерных площадок.
Податель жалобы считает. что Общество не могло допустить загрязнение территории, поскольку не является собственником и образователем этих отходов и несет ответственность за обращение с отходами только с момента погрузки таких отходов в автотранспортное средство в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов (п. 13 Правил 1156), п. 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
С учетом возложенных на регионального оператора обязанностей, АО "Управление отходами" не может нести ответственность за перенакопление ТКО на контейнерной площадке по адресам в городе Мурманске: ул. Сафонова, 12, ул. Ушакова, 3, ул. Чумбарова-Лучинского, 13 и несвоевременный вывоз ТКО.
Стороны, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.05.2020 в период времени с 14 час. 40 мин. по 15 час. 59 мин. сотрудниками Управления Ленинского административного округа города Мурманска проведено обследование территории Ленинского административного округа города Мурманска.
В ходе обследования выявлено, что на контейнерных площадках, расположенных по адресам: ул.Сафонова, д. 12; ул.Ушакова, д. 3; ул. Чумбарова-Лучинского, д. 13, выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (далее - КГО) (картонные коробки, деревянные ящики, старая мебель, строительные отходы от текущего ремонта помещений и пр.). Часть мусора находится за пределами площадок, в результате чего захламлены прилегающие к контейнерным площадкам территории. Большой объём КГО свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении их на территории контейнерных площадок.
Результаты осмотра отражены в соответствующем акте от 26.05.2020 и приложенной к нему фототаблице.
На основании служебной записки начальника отдела по взаимодействию со структурами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству Управления Ленинского административного округа города Мурманска N 25-08-34/318 от 28.05.2020 указанные материалы проверки переданы в отдел по контролю за исполнением административного законодательства для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении.
Установив, что АО "Управление отходами" в лице Мурманского филиала, являясь региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области (включая своевременный вывоз отходов с мест их накопления), в нарушение пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства не обеспечило своевременный вывоз КГО с вышеуказанных контейнерных площадок, предназначенных для сбора ТКО от жителей многоквартирных домов по ул.Сафонова, д.12, ул. Ушакова, д.3, Чумбарова-Лучинского, д. 13, что привело к перенакоплению отходов, часть которых не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами, главный специалист отдела по контролю за исполнением административного законодательства Управления Ленинского административного округа города Мурманска составил в отношении Общества протокол N 323 от 10.06.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N401-01-ЗМО.
Одновременно, указанный протокол с материалами дела об административном правонарушении передан для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением N 705 от 30.06.2020 по делу N 705/25-07-02 административная комиссия привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены обжалуемого решения суда от 22.12.2020 ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом в Примечании к названной статье под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
В рамках приведенных норм федерального законодателя соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с пунктом 2.73 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.
Понятие контейнерной площадки дано в пункте 5.2.14.1 Правил благоустройства, согласно которому контейнерная площадка это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил благоустройства контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
В свою очередь, крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил).
При этом, в силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
В силу пункта 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Управление отходами", как региональный оператор, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
В соответствии с Адресным перечнем мест накопления ТКО на территории муниципального образования г. Мурманск (Постановление Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Мурманской области") вышеперечисленные контейнерные площадки предназначены для сбора ТКО от жителей МКД по ул.Сафонова, д. 12; ул.Ушакова, д. 3; ул. Чумбарова-Лучинского, д. 13.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования КГО.
При этом в силу пункта 12 Правил N 1156 вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
С учетом вышеизложенных норм, именно на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Наличие заявок в материалах дела подтверждает необходимость вывоза КГО в установленную законом периодичность, факт наличия недопустимого объема крупногабаритного мусора и его перенакопление на контейнерных площадках Обществом не оспаривается.
Материалами дела, в том числе фототаблицей, подтверждается значительное перенакопление на обследованных контейнерных площадках ТКО, объем образования, которых свидетельствует о продолжительном неисполнении региональным оператором обязательств по сбору и транспортированию отходов.
Факт ненадлежащего исполнения региональным оператором обязанности по своевременному вывозу КГО с контейнерных площадок многоквартирных домов по ул.Сафонова, д. 12, ул.Ушакова, д. 3, ул. Чумбарова-Лучинского, д. 13, что привело к перенакоплению отходов, складированию их вне сборника для КГО (вне установленного места) установлен судом и подтверждается материалами дела.
Таким образом, материалами настоящего дела подтверждается нарушение Обществом требований пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства, что образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил благоустройства силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод Административной комиссии и суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Существенных нарушений, допущенных Административной комиссией при привлечении заявителя к административной ответственности, которые являлись бы безусловными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным судом апелляционной инстанции не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицами, уполномоченными в составе Административной комиссии рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Назначенное оспариваемым постановлением наказание в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии от 23.06.2020 N 682 по делу N 682/25-07-02.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 22.12.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по делу N А42-6153/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6153/2020
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ"
Ответчик: Административная комиссия Ленинского административного округа МО г.Мурманска
Третье лицо: Администрация города Мурманска