Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 июля 2021 г. N Ф08-6760/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2021 г. |
дело N А32-14427/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Абраменко Р.А., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-14427/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (ИНН 2348023392, ОГРН 1052326849552)
к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102,
ОГРН 1132300005650)
о взыскании стоимости выполненных работ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Управдом" (далее - истец; общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - ответчик; фонд) о взыскании стоимости выполненных работ по ремонту (замене) лифтового оборудования в размере 70 100 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о правомерности заявленных требований о взыскании стоимости выполненных работ. Истец указал, что неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома, что работы по ремонту лифтового оборудования относились на момент их проведения к неотложным работам, так как в случае их невыполнения сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома, а также то, что ремонт такого оборудования законом отнесен к видам капитального ремонта (пункт 2 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации), на ООО УК "Управдом" в силу закона была возложена обязанность по организации работы лифтового оборудования. Согласно пункту 7.6.2 ГОСТа Р 55965-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" работы по замене узлов лифтового оборудования относятся к работам капитального характера, что также подтверждается письмом ответчика от 06.03.2019 N 2256-05/19. ООО УК "Управдом" указало, что им как управляющей компанией надлежащим образом исполнены обязанности по ремонту общего имущества, истец уведомил собственников многоквартирного дома о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо проведение общего собрания собственников, и инициировало общее собрание собственников для решения вопроса о восстановления работоспособности лифта. Решение общим собранием собственников по указанному вопросу не принято из-за отсутствия кворума. Соответственно, вопрос о финансировании данных работ не был урегулирован. Доказательств невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту лифтового оборудования в материалы дела не представлено. Договорные отношения между управляющей компанией и Региональным оператором в рамках жилищного законодательства отсутствуют, ввиду чего общество указывает на неправомерность ссылки суда на несоблюдение управляющей компании требований Закона 2735-КЗ от 01.07.2013. Также истец указал, что вывод суда о нарушении ч.2 ст. 190 ЖК РФ, которой предусмотрено согласование с органами местного самоуправления и с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений, акта выполненных работ не опровергает факт выполнения ремонтных работ управляющей компанией. Кроме того, такое согласование предусмотрено в случае выполнения капитального ремонта фондом капитального ремонта (заключения договора на оказание услуг по проведению капитального ремонта между региональным оператором и подрядчиком).
В отзыве и дополнительных пояснениях фонд просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что не доказал, что у фонда возникла обязанность по ремонту многоквартирного дома. В Краснодарском крае действует краткосрочная программа реализации региональной программы капитального ремонта. Обществом порядок включения в краткосрочный план не соблюден. Собственниками помещений в многоквартирном доме решение о переносе сроков проведения ремонта лифтового оборудования не принималось. Основания к проведению зачета стоимости ремонта отсутствуют, поскольку с таким заявлением общество к фонду не обращалось. Фонд не является собственником денежных средств, вносимых собственниками помещений в МКД.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляло управление многоквартирным домом N 3/2 по ул. Димитрова в г. Краснодаре на основании решения собственников помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания собственников помещений МКД от 06.04.2013) в период с апреля 2013 года до 01 декабря 2019 года.
15 мая 2018 года проведено периодическое техническое освидетельствование пассажирского лифта грузоподъемностью 400 кг., заводской N 53523, расположенного в первом подъезде многоквартирного дома по ул. Димитрова, 3/2 в г. Краснодаре.
Результаты освидетельствования отражены в акте N 1035/П-18 периодического технического освидетельствования указанного лифта (с электрическим приводом) от 15.05.2018.
Согласно акту N 1035/П-18, рабочий шкив ограничителя скорости не прошел испытание на способность приведения в действие ловителей (критический износ рабочей канавки ограничителя скорости). Кроме того, обнаружен износ наружных проволок тяговых канатов, износ 2-го и 3-го рабочего ручья канатоведущего шкива.
28.11.2018 в адрес ООО УК "Управдом" поступило письмо за исх. N 11 от обслуживающей организации - ООО "Кублифт", с которой был заключен договор на техническое обслуживание лифтового оборудования. В данном письме указано на необходимость обязательной остановки работы пассажирского лифта в первом подъезде в связи с выработкой канатоведущего шкива и обрыва пряди несущего каната лифта.
Со ссылкой на указанное письмо истец указывает на невозможность дальнейшей эксплуатации лифта.
Истец указывает, что выявленные неисправности соответствуют указанным в п. 7.6.2 "ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст) работам, выполняемым при капитальном ремонте лифта.
Таким образом, как указывает истец, в целях восстановления работоспособности лифта и обеспечения его безопасной эксплуатации требовалось выполнение работ исключительно капитального характера (замена узлов лифтового оборудования).
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и не входит в тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку замена каната ограничителя скорости, замена шкива канатоведущего относится к работам капитального характера, ООО УК "Управдом" в адрес Краснодарского краевого фонда капитального ремонта многоквартирных домов направлено письмо о необходимости проведения работ капитального характера.
Письмом от 06.03.2019 N 2256-05/19 ответчик сообщил, что работы по ремонту лифтового оборудования включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Краснодарского края на 2035-2037 годы, а также указал, что для переноса сроков проведения таких работ необходимо решение общего собрания собственников данного многоквартирного дома.
ООО УК "Управдом" уведомило собственников многоквартирного дома о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо проведение общего собрания собственников, и инициировало общее собрание собственников для решения вопроса о восстановления работоспособности лифта.
Решение общим собранием собственников по указанному вопросу не принято из-за отсутствия кворума.
Ссылаясь на наличие жалоб жильцов дома, общество осуществило ремонт лифтового оборудования за счет собственных средств.
Согласно акту выполненных работ N 303 от 15.07.2019, стоимость выполненных работ составила 70 100,00 рублей. В суд апелляционной инстанции в подтверждение понесенных расходов представлены платежные поручения от 13.12.2019 N 2183 на сумму 30 000 руб., и от 26.12.2019 N 2250 на сумму 40 000 руб., уплаченные подрядчику ООО "Кубаньлифтгрупп".
Общество указывает, что проведенные работы по капитальному ремонту не могут быть профинансированы за счет денежных средств, поступающих от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, и должны быть оплачены Некоммерческой унитарной организацией "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу относится в том числе оборудование, обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Подпунктом з) пункта 11 Правил содержания общего имущества N 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
При выборе в качестве способа управления управление управляющей организацией, обязанность по осуществлению содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме лежит на управляющей организации, согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Финансируются данные работы, согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, за счет средств, вносимых собственниками в качестве платы за содержание жилого помещения.
Отдельно в пп. 2 п. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Капитальный ремонт, согласно ч. 1 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации производится исключительно на основании решения общего собрания собственников помещений. При этом собственники обязаны определить перечень работ по капитальному ремонту, их стоимость и лицо, уполномоченное участвовать в приемке работ.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Данный перечень включает в себя, в том числе, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Общество подтверждает, что по договору с обществом "КубаньЛифтГрупп" были проведены именно работы по капитальному ремонту лифтового оборудования, однако настаивает на том, что данные работы были неотложными и необходимыми, а потому должны быть профинансированы из средств фонда.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в Жилищный кодекс Российской Федерации в части организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Краснодарского края Законодательным собранием Краснодарского края принят Закон от 01.07.2013 N 2735-КЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2735-КЗ).
С целью формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 сентября 2013 г. N 767-р создана некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" выполняет функции регионального оператора (далее -региональный оператор).
Региональный оператор принимает на себя обязанность обеспечить проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой и его финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками общего имущества в многоквартирных домах на счете регионального оператора.
Проведение капитального ремонта МКД согласно ЖК РФ, должно осуществляться в рамках единой региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в МКД, включающей все МКД, расположенные на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 168 Жилищный кодекс Российской Федерации и согласно статье 20 Закона N 2735-КЗ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех расположенных на территории Краснодарского края многоквартирных домов (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), все квартиры в которых являются структурно обособленными помещениями, обеспечивающими возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в данном многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов: признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; в которых имеется менее чем три квартиры.
На территории Краснодарского края региональная программа утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы" (далее - региональная программа), с изменениями согласно постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2017 N 1063, в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах.
В региональной программе обозначены предельные сроки проведения работ по капитальному ремонту (плановые периоды). Конкретный срок проведения ремонта конструктивных элементов многоквартирных домов в рамках трехлетнего планового периода определяется в краткосрочных планах реализации региональной программы в соответствии со статьей 23 Законом N 2735-КЗ.
Порядок формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы утвержден приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 27 апреля 2018 года N 150 "Об утверждении Порядка формирования и утверждения региональных краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014-2043 годы" (далее - Порядок).
Вопрос о включении определенного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы рассматривается в соответствии с вышеуказанным порядком, в котором четко прописаны условия и сроки, а также входит в полномочия органов местного самоуправления.
Для включения многоквартирных домов в краткосрочный план проводится укрупненный сметный расчет, согласно приказу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.11.2016 N 415 "Об утверждении предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт".
В указанном Порядке обозначено, что региональный оператор осуществляет расчеты по размеру заимствования денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, запланированных на текущий плановый период (2017-2019). Уполномоченный орган местного самоуправления в свою очередь организует обследование многоквартирных домов, которые включены в предварительные списки текущего планового периода.
В соответствии с ч. 4.1. ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Досрочное проведение капитального ремонта по видам работ (услуг), включенных в региональную программу, возможно только за счет средств, сформированных за счет дополнительных взносов и (или) полученных из иных источников, не запрещенных законодательством (доходы от использования общего имущества в многоквартирном доме, кредиты банка или иные заемные средства, включая средства лиц, ответственных за содержание общего имущества).
Приемка результатов завершенных работ осуществляется согласно методическим рекомендациям, утвержденных приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 31.07.2017 N 215, в соответствии с технической и сметной документацией, а также иными применяемыми нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 190 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме того, в соответствии со ч. 2 ст. 190 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
Однако произведенный истцом ремонт лифтового оборудования осуществлен без соблюдения процедур, сопутствующих в соответствии с действующим законодательством капитальному ремонту многоквартирных домов, а также в отсутствие решения общего собрания собственников МКД на этот счет.
Общество указывает о возможности проведения с фондом зачета, в том числе, в счет исполнения на будущий период решения суда по настоящему делу в случае удовлетворения иска в рамках настоящего дела.
Судебная коллегия учитывает следующее правовое регулирование.
Законом 2735-K3 предусмотрен порядок зачета стоимости оказанных услуги (или) выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, оплата которых была произведена без использования бюджетных средств и (или) средств регионального оператора.
В соответствии с п. 5 ч. 2 статьи 7 Закона 2735-K3 зачет стоимости капитального ремонта производится в случае, когда произведена замена не менее 80 процентов элемента общего имущества в многоквартирном доме или выполнен капитальный ремонт не менее 80 процентов элемента общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого рассматривается вопрос о зачете стоимости капитального ремонта.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона 2735-КЗ для проведения зачета стоимости капитального ремонта лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, или председатель совета многоквартирного дома, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом многоквартирном доме - лицо, указанное в части 3 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, или председатель совета многоквартирного дома представляют региональному оператору заявление о проведении зачета стоимости капитального ремонта, к которому прилагаются оригиналы и копии соответствующих документов.
Вместе с тем, о зачете стоимости капитального ремонта, в порядке, установленном Законом 2735-K3, ООО УК "Управдом" в адрес НКО "Фонд капитального ремонта МКД" не обращалось.
Также, как указано выше, общем не соблюдена процедура приемки работ.
При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении исковых требований правомерен.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-14427/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14427/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Управдом"
Ответчик: некоммерческая унитарная организация "Краснодарский краевой фонд капитальногоремонта многоквартирных домов", НКО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов"