г. Санкт-Петербург |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А42-5796/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Не явился, извещен
от ответчика (должника): Нуштаева С.В. по доверенности от 23.12.2020 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1756/2021) ООО "Жилищно-эксплуатационное управление "Тулома" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.12.2020 по делу N А42-5796/2020 (судья Копылова Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Жилищно-эксплуатационное управление "Тулома"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской
области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление "Тулома", адрес: 184362, Мурманская область, Кольский район, с. Тулома, ул. Мира, д. 18, ОГРН 1065105019594 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области, адрес: 184381, Мурманская область, Кольский район, г. Кола, пр. Миронова, д.13, ОГРН 1045100052249 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.01.2020 N 111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 10.12.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, представление налоговой декларации, подписанной не директором Общества, а иным лицом, не является основанием для признания, сведений, отраженных в отчетности, недостоверными.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу в его отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 год, представленной ООО "ЖЭУ "Тулома", по результатам которой, 02.12.2019 составлен Акт N 1138, а 23.01.2020 вынесено решение N 111 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 86 699 руб. (с учетом отягчающего ответственность обстоятельства).
Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового органа о нарушении Обществом срока, установленного пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ - налоговая декларация по УСН за 2018 год представлена 17.08.2019, вместо установленного срока - 01.04.2019.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 30.03.2020 N 97 жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Считая принятое Инспекцией решение недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Инспекции, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ на плательщика налога возлагается обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые, в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 30 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом согласно статье 346.19 НК РФ налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, признаётся календарный год.
Таким образом, в соответствии с положениями главы 26.2. "Упрощенная система налогообложения" с учетом статьи 6.1. НК РФ налоговая декларация, по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2018 год, должна быть представлена Обществом в налоговый орган не позднее 01.04.2019.
Как установлено налоговым органом, фактически налоговая декларация по УСН за 2018 год представлена Обществом 17.08.2019 по ТКС, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ.
Довод заявителя о том, что Общество направило налоговую декларацию по УСН за 2018 год в установленный НК РФ срок (01.04.2019 посредством почтовой связи) и 03.04.2019 указанная декларация была принята Инспекцией, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Как установлено судом, на основании представленных в материалы дела доказательств, Общество 01.04.2019 по ТКС направило в налоговый орган декларацию по УСН за 2018 год, которая не была принята Инспекцией, о чем налогоплательщик был извещен 01.04.2019 по ТКС.
Заявитель также 01.04.2019 по почте направил в налоговый орган декларацию по УСН за 2018 год, упрощенную бухгалтерскую отчетность. Данные документы поступили в Инспекцию 03.04.2019 (согласно почтовому уведомлению N 18435534018693), зарегистрированы Инспекцией 10.04.2020 (согласно отметке налогового органа на декларации). Направленная в налоговый орган декларация была подписана 31.03.2019 Рындиной Н.Ю.
Инспекция также не приняла данную декларацию и направила налогоплательщику уведомление от 10.04.2019 об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе и (или) о том, что расчет считается не представленным.
Основанием для непринятия Инспекцией налоговой декларации явилось то, что сведения о руководителе - Рындиной Н.Ю., подписавшей налоговую декларацию, недействительны, так как Рындина Н.Ю. решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2019 по делу N А42-10430/2018 была привлечена к административной ответственности по части 5.1. статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ) в виде дисквалификации и не имела права занимать должность директора, и, следовательно, не вправе была подписывать отчетность, представляемую в налоговый орган.
Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Соответственно, подписание налоговой декларации лицом без должных полномочий не может свидетельствовать о достоверности и полноте указанных в ней сведений и лишает данный документ статуса налоговой декларации (расчета).
В силу пункта 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, свидетельствовать о том, что представленный организацией документ является налоговой декларацией.
Иное толкование абзаца второго пункта 5 статьи 80 НК РФ привело бы к возможности представления в налоговый орган за своей подписью налоговых деклараций от имени налогоплательщиков-организаций лицами, которые не обладают соответствующими полномочиями, не могут отвечать за достоверность показателей, а следовательно, за правильность исчисленных сумм налогов
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 20.4 постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2001 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", решение о назначении административного наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу. Именно с этого момента дисквалифицированное лицо не вправе, в том числе осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права:
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет);
- осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ;
- осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Граждане, которые были дисквалифицированы за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права управлять юридическим лицом (организацией). Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения и составляет от шести месяцев до трех лет (часть 2 статьи 3.11 КоАП РФ).
В данном случае решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2019 по делу N А42-10430/2018 Рындина Н.Ю. привлечена к административной ответственности по части 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.
Таким образом, направленные 01.04.2019 в Инспекцию декларации по УСН, были подписаны руководителем Общества после его дисквалификации, то есть в период, когда он не имел права осуществлять руководство юридическим лицом и подписывать документы.
Поскольку налоговая декларация, оформленная надлежащим образом, была представлена Обществом и принята налоговым органом 17.08.2019, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 199 НК РФ, в связи с чем, принятое Инспекцией решение является правомерным и соответствующим нормам налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела суд полно и объективно установил фактические обстоятельства и сделал выводы, соответствующие нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судом не допущено. В связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.12.2020 по делу N А42-5796/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5796/2020
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационное управление "Тулома"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АС Мурманской области