г. Воронеж |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А14-18471/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурненкова А.А.,
без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тюриной Людмилы Анатольевны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2021 по делу N А14-18471/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) к индивидуальному предпринимателю Тюриной Людмиле Анатольевне (ОГРНИП 304361928100036, ИНН 361900045309) о взыскании 58 181 руб. 37 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - истец, ГУП ВО "Облкоммунсервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Тюриной Людмиле Анатольевне (далее - ответчик, ИП Тюрина Л.А.) о взыскании 58 181 руб. 37 коп. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Тюрина Л.А. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Через канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ на основании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.11.2019 N 219, соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО от 29.11.2019 ГУП ВО "Облкоммунсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Богучарского, В.Мамонского, Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского, Воробьевского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Борисоглебского, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Между ГУП ВО "Облкоммунсервис" (региональный оператор) и ИП Тюриной Л.А. (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на полигоне ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1. договора).
В силу пункта 1.4. договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2020.
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2.1. договора).
Согласно пункту 2.2. потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (пункт 4.1. договора).
В силу пункта 9.1. договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
В рамках указанного договора истцом ответчику за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 были оказаны услуги на общую сумму 58 181 руб. 37 коп. по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечение их сбора, транспортирования и обработки для размещения (захоронения) на полигоне ТКО по объекту: магазин "Интерьер" (Воронежская обл., г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д. 2).
Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ответчик не исполнил.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 5168 от 28.10.2020 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты оказанных услуг, наличие задолженности, истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ). Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений пункта 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликован ГУП ВО "Облкоммунсервис" в газете "Воронежский курьер", а также в открытом доступе сети "Интернет" на официальном сайте: http:oblcomservice.ru.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку ИП Тюрина Л.А. заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) указанного Постановления региональному оператору не направила, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступил в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила), устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 названных Правил, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6).
Из материалов дела следует, что торговый объект ответчика (магазин общей площадью 318,4 кв.м.) расположен по адресу: Воронежская обл., г. Острогожск, ул. Карла Маркса, д. 2 (свидетельство о государственной регистрации права 36-АГ N 706022). Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Тюриной Л.А. является торговля розничная портьерами, тюлевыми занавесями в специализированных магазинах.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 N 184 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Согласно пункту 1.2. названного Приказа нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов составляют: 1,40 куб.м на 1 кв.м общей площади.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 N 56/25 утвержден и введен в действие на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" на территории Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Лискинский межмуниципальный кластер): с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 563 руб. 20 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) для всех категорий потребителей; с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 569 руб. 85 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) для всех категорий потребителей.
Факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование и обработка для размещения (захоронения) на полигоне ТКО) истцом ответчику за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 на сумму 58 181 руб. 37 коп. обосновывается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актами об оказании услуг за спорный период, которые направлялись в адрес ИП Тюриной Л.А.
После получения ответчиком актов об оказании услуг, обоснованных возражений относительно факта оказания услуг, их объема и стоимости ответчиком истцу заявлено не было.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик факт оказания услуг и объем, наличие и размер задолженности не оспорил, доказательств прекращения обязательства в соответствии со статьями 407,408 ГК РФ, а также доказательств оплаты задолженности или контррасчет спорной задолженности, в материалы дела не представил.
Доказательств того, что в спорный период услуги оказывались иным лицом, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 31 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО в сумме 58 181 руб. 37 коп. за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по оплате госпошлины на основании статьи 110 АПК РФ отнесены на ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ИП Тюриной Л.А. о том, что она не заключала с истцом договор на оказание услуг по обращению с ТКО, что проект договора не направлялся истцом, что акт осмотра торгового объекта не составлен, территориальная схема обращения с отходами, в том числе ТБО не доведена и не согласована сторонами, копии показаний (треков) спутниковой навигации ГЛАНАСС не представлены истцом и что региональный оператор не оказывал услуги на протяжении 2020 года, подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликован ГУП ВО "Облкоммунсервис" в газете "Воронежский курьер", а также в открытом доступе сети "Интернет" на официальном сайте: http:oblcomservice.ru.
В соответствии с абзацем 3, 4 пункта 8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку ИП Тюрина Л.А. заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) указанного Постановления региональному оператору не направила, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступил в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
В п. 8(18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО в любом случае подлежали оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 N 56/25 утвержден и введен в действие на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" на территории Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности - Лискинский межмуниципальный кластер): с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 563 руб. 20 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) для всех категорий потребителей; с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 569 руб. 85 коп. за 1 куб.м. (без учета НДС) для всех категорий потребителей.
Факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование и обработка для размещения (захоронения) на полигоне ТКО) истцом ответчику за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 на сумму 58 181 руб. 37 коп. обосновывается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актами об оказании услуг за спорный период, которые направлялись в адрес ИП Тюриной Л.А.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Следовательно, обстоятельство оказания таких услуг ГУП ВО "Облкоммунсервис" ответчиком не опровергнуто, в связи с чем правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что проект договора не направлялся ему, отклоняется как с учётом императивных норм права, так и фактических обстоятельств дела (02.02.2020 письмо с проектом договора было направлено ответчику истцом, вручено ему 05.02.2020 в соответствии с почтовым идентификатором АО "Почта России").
Отсутствие дальнейших действий со стороны индивидуального предпринимателя по подписанию договора, а также по направлению подписанного экземпляра в адрес истца не освобождают ответчика от обязанности оплатить задолженность.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что ответчик самостоятельно осуществляет вывоз вторичных ресурсов (макулатуры и полиэтилена) в ООО "Воронежвторма", что подтверждается договором купли-продажи товара от 01.01.2020 N 3015 и справками от 03.07.2020 N 45/809, от 16.12.2020 N 45/845, отклоняются как невлекущие отмену оспариваемого решения как законного и обоснованного судебного акта.
Ответчик не воспользовался своим правом отказаться от предоставления ему услуг, которые оказывал истец в рамках типового договора и не осуществил действий, направленных на расторжение данного договора (ст. 9,65 АПК РФ).
Кроме того, ответчиком документально не опровергнут факт оказания услуг в спорный период. На протяжении срока действия договора ответчик не заявил никаких возражений как относительно порядка исполнения договора истцом, так и касательно стоимости данных услуг.
Все возражения ответчика были заявлены исключительно в суде после инициирования истцом взыскания долга в судебном порядке, при этом документального подтверждения оказания услуг по вывозу ТКО ненадлежащего качества не представлено.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2021 по делу N А14-18471/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.02.2021 по делу N А14-18471/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тюриной Людмилы Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 288.2 АПК РФ.
Судья |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18471/2020
Истец: ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Ответчик: ИП Тюрина Людмила Анатольевна