Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2021 г. N Ф05-18363/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А41-55283/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов: Комиссарова А.О., представитель по доверенности от 27.01.2021;
от Администрации городского округа Солнечногорск Московской области: Захарова Е.Ю., представитель по доверенности от 11.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Солнечногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2021 года по делу N А41-55283/20, принятое по исковому заявлению Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о взыскании субсидии в сумме 2 405 724 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 35 029 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.01.2021 года по делу N А41-55283/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Солнечногорск Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно был истолкован закон, подлежащий применению.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Солнечногорск Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно постановлению Правительства Московской области от 30.07.2013 N 559/24 "О Фонде капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - Фонд или региональный оператор) Фонд является некоммерческой организацией, созданной с целью своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Московской области и наделен функциями регионального оператора.
К функциям регионального оператора относятся, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета (пункт 4 часть 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ и частью 1 статьи 18 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах (расположенных на территории Московской области), формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета Московской области) и (или) местного бюджета (бюджета муниципального образования, на территории которого расположен данный многоквартирный дом), за счет иных не запрещенных законом средств.
Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 191 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета.
В соответствии с положениями Закона и региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58, полномочия по подготовке, утверждению, реализации краткосрочных планов реализации региональной программы, внесению изменений в краткосрочные планы, а также функции информационного обмена в рамках реализации краткосрочных планов возложены на органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства МО от 14.03.2017 N 157/8 (ред. от 20.04.2020) "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы" утвержден прилагаемый краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы.
Разделом V "Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы" утвержденного постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 года N 157/8 (далее - Краткосрочный план реализации), предусмотрено финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, за счет средств местного бюджета в сумме 2 405 724 руб.
В настоящее время работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, указанных в разделе V Краткосрочного плана реализации, завершены и приняты Фондом на основании актов о приемке выполненных работ и справок стоимости выполненных работ и затрат по договорам от 12.08.2016 N 1372-К и от 03.08.2018 N 1497-К.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 20.07.2020 N ИСХ-9778/18 о перечислении суммы субсидии.
Неисполнение требования об оплате субсидии явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ определено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 ГК РФ).
Обязательство Администрации городского округа Солнечногорск Московской области по перечислению субсидии за проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, за счет средств местного бюджета в сумме 2 405 724 руб. неразрывно связано с фактом осуществления ремонтных работ многоквартирных домов.
Факт выполнения истцом работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подтверждается представленными в материалы дела справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актами о приемке выполненных работ по форме КС-2, актами приемки выполненных работ. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции.
Целью предоставления субсидии Администрации городского округа Солнечногорск Московской области являлось получение субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ капитального ремонта многоквартирных домов.
То обстоятельство, что ответчик относится к учреждению, финансируемому из бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами, которые должны в соответствии со статьей 124 ГК РФ строиться на основе равноправия.
При этом недофинансирование и правовой статус ответчика не освобождают его от выполнения принятых на себя обязательств.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что утверждение Краткосрочного плана реализации региональной программы не является безусловным основанием для предоставления из местного бюджета субсидии некоммерческой организации. Краткосрочный план носит лишь информативный характер, иное бы толкование повлекло нарушения бюджетного законодательства.
Ссылаясь на п. 1 ст.78.1 БК РФ ответчик указывает, что единственным основанием для предоставления хозяйствующему субъекту из местного бюджета каких-либо субсидий является заключенное с таким хозяйствующим субъектом органом местного самоуправления соглашения о предоставления конкретной субсидии, с указанием порядка, способа ее получения, цели, на которые она направлена, сроки реализации и лимиты бюджетных ассигнований, предусмотренных в правовом акте о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Однако, из материалов дела следует, что между Фондом и Администрацией городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области заключено Соглашение от 02.07.2018 N 3С-2018 о предоставлении в 2018 году субсидии на выполнение Краткосрочного плана реализации со сроком его действия до 31.12.2018.
В соответствии с п. 3.1.1 Соглашения Администрация обязана перечислить Фонду субсидию за счет средств бюджета муниципального образования Московской области.
Согласно п.2.4 субсидия предоставляется не позднее 10 дней после подписания Соглашения от 02.07.2018 N 3С-2018.
Однако, Администрация свои обязательства по перечислению субсидии по Соглашению не исполнила.
Довод Ответчика о том, что субсидия не предоставлена Фонду в 2018 году ввиду непредставления им в нарушение условий Соглашения заявок на предоставление субсидии, установленной в п. 5 Порядка предоставления у в 2018 году субсидии, утвержденного постановлением Администрации городского поселения Солнечногорск от 20.06.2018 N 199, несостоятелен в связи с тем, что условиями Соглашения не предусмотрено предоставление каких-либо заявок со стороны Фонда.
Ссылка Ответчика на п. 3.2.1.2 Соглашения признается апелляционным судом необоснованной, поскольку справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 предоставляются Фондом в Администрацию для подтверждения расходования субсидии.
Письмом от 15.05.2019 N исх-6821/11 Фонд направил в адрес Ответчика Соглашение о предоставлении субсидии на выполнение Плана реализации региональной программы Московской области "Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы" (согласно Реестра многоквартирных домов, указанного в приложении к данному Соглашению). Администрация на письмо не ответила, Соглашение с Фондом не заключила, доказательств обратного не представила.
Ответчик ошибочно полагает, что субсидия носит целевой характер в части сроков реализации региональной программы, а софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Солнечногорск Московской области, включенных в Краткосрочный план реализации на 2018 год, могло быть произведено только в 2018 году, поскольку сроки окончания работ по капитальному ремонту указанных многоквартирных домов установлены на 2018-2020 годы.
Акты приемки выполненных работ по вышеуказанным договорам по адресам, указанным в Краткосрочном плане реализации, подписаны уполномоченным представителем Администрации без замечаний.
Таким образом, правовым основанием для взыскания субсидии в размере 2 405 724,00 рубля является постановление Правительства Московской области от 14.03.2017 года N 157/8 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2017-2019 годы", так как Соглашение заключается во исполнение данного постановления Правительства Московской области.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2021 года по делу N А41-55283/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55283/2020
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ