Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 августа 2021 г. N Ф08-7582/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А63-10016/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Белова Д.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2021 по делу N А63-10016/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370) к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1122651022449), об оспаривании бездействия уполномоченного органа, при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" - Уткина Р.В. (доверенность от 26.02.2019), от Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу - Дибижевой Н.Л. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 16.04.2020 N 01 06-05/262 в проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых и обязании провести государственную экспертизу отчета "Переоценка запасов пресных подземных вод на водозаборах с. Привольное (Красногвардейский район) для нужд Северо-Кавказского филиала ООО "Газпром энерго".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук (далее - институт).
Решением суда от 22.01.2021 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку запасы подземных вод оценены в количестве 123 куб.м/сут., государственная экспертиза запасов подземных вод в отношении такого участка недр относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции не учел, что разграничение полномочий между органами федеральной и региональной исполнительной власти в части проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых зависит от того, относится ли участок недр к участкам недр местного значения или нет (объем добываемой воды менее 500 куб.м/сут. или более). Наличие у общества действующей лицензии на добычу до 580 куб.м/сут. свидетельствует о том, что указанный участок недр нельзя отнести к участкам недр местного значения. При этом объем добычи воды в количестве 123 куб.м/сут., указанный в расчете общества, имеет значение лишь в качестве среднесуточной величины объема добычи, рассчитанной исходя из заявленной потребности.
В отзыве на жалобу департамент просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 02.03.2021 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда от 22.01.2021 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель в лице Северо-Кавказского филиала осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения населению с. Привольное Красногвардейского района Ставропольского края.
Общество осуществляет добычу подземных вод для нужд питьевого водоснабжения населения на основании лицензии СТВ N 01158 ВЭ (с учётом дополнения N 1 от 29.09.2015; далее - дополнение N1), выданных департаментом сроком с 29.09.2015 до 01.12.2035 с разрешенным объемом добычи подземных вод до 580 куб.м/сут.
Разделом 13 дополнения N 1 установлено, что пользователь недр обязан по данным мониторинга подземных вод обеспечить своевременную переоценку запасов подземных вод на Привольненском участке. Проведение работ на участке недр разрешается при наличии утвержденного в установленном порядке проекта работ по переоценке запасов вод по данным мониторинга подземных вод.
Во исполнение требований п. 13.2 дополнения N 1 обществом был заключен договор N 53-1.6/40/16-З от 01.06.2016 с Западно-Сибирским филиалом Института нефтегазовой геологии им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук на выполнение работ по переоценке запасов пресных п подземных вод на водозаборах с. Привольное (Красногвардейского района) и перевода их из категории С1 (предварительно оцененные) в категорию В (разведанные).
По результатам переоценки институтом подготовлен отчет о геологическом изучении Привольненского участка пресных подземных вод на водозаборах в с. Привольном.
Согласно протоколу от 31.03.2017 N 3-ПВ территориальной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (TKЗ) при департаменте, при рассмотрении отчетных материалов результаты химических анализов проб воды за период с 2013 по 2016 годы признаны некондиционными, требования мониторинга в полном объеме не выполнены. По этому основанию экспертной комиссией департамента принято решение об отказе перевода запасов по оцениваемому Привольненскому участку питьевых подземных вод в количестве 580 куб.м/сут. из категории С1 в категорию В и пролонгированию на три года действия протокола ТКЗ Ставропольнедра N 2/08 от 27.05.2008 с целью продолжения изучения качества пресных подземных вод на рассматриваемых водозаборах Привольненского участка на протяжении трех последующих лет (2017 - 2019 годы).
На основании данных наблюдений, полученных в 2016 - 2019 годах, общество направило повторную заявку от 06.04.2020 N 52-52-07/2601 по рассмотрению заявления о проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых.
На данное заявление департамент направил обществу уведомление от 16.04.2020 N 01-06-05/262 об отказе в предоставлении государственной услуги по оценке запасов, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2014 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.01.2015) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 м3 /сутки (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" - участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ).
Частью 3 статьи 11 Закона о недрах установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 29 Закона о недрах запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая то, что в поданном обществом в департамент отчете запасы подземных вод были оценены в количестве 123 куб.м/сут. при принятом непрерывном режиме работы скважин на 25-летний расчетный срок эксплуатации, суд первой инстанции пришел к выводу, что количество оцененных запасов подземных вод определяет числовое значение объема их добычи. При наличии числового значения объема 123 куб.м/сут. суд первой инстанции заключил, что государственная экспертиза запасов подземных вод в отношении такого участка недр относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Согласно абзацу 2 указанной статьи предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В силу абзаца 7 статьи 29 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
9) установление порядка пользования участками недр местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Основанием для отказа в предоставлении заявителю услуги по проведению экспертизы послужил пункт 3 статьи 2.3 Закона о недрах с указанием на то, что согласно отчету, представленному обществом, величина среднесуточного объема добычи воды составляет 123 куб.м/сут.
В то же время в лицензии заявителя СТВ N 01158 ВЭ и дополнении N 1 указан разрешенный объем- добычи подземных вод - до 580 куб.м/сут.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что критерием отнесения спорного участка недр к участкам местного значения является заявленный в отчете общества объем добычи воды в количестве 123 куб.м/сут.
Апелляционный суд исходит из того, что лицензией СТВ N 01158 ВЭ подтверждена возможность максимального суточного водоотбора в объеме до 580 куб.м/сут. Дополнением N 1 указанный объем не изменен, срок действия лицензии продлен до 01.12.2035.
Следовательно, с учетом приведенного в лицензии максимального суточного водоотбора, спорный участок недр не может быть отнесен к недрам местного значения.
Принимая во внимание указанное, исключение, предусмотренное в статье 29 Закона о недрах, на спорный участок недр не распространяется и действует общее положение о необходимости проведения государственной экспертизы. Зафиксированный в условиях лицензии разрешенный объем добычи подземных вод до 580 куб.м/сут. не позволяет отнести этот участок к недрам местного значения, поскольку при превышении объема добычи 500 кубических метров в отдельно взятые сутки участок не может соответствовать требованиям пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах.
Данный правовой подход нашел свое отражение в постановлении Арбитражного суда Московской области от 16.07.2020 по делу N А40-240289/2019.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что ни в пункте 3 части 1 статьи 2.3, ни в части 1 статьи 29 Закона о недрах не упоминается понятие "среднесуточная величина водоотбора", а закреплено понятие "объем добычи в сутки".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности отказа департамента в проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых (вод), оформленного письмом от 16.04.2020 N 01 06-05/262.
Установив совокупность оснований, установленных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого отказа незаконным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований общества.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению (3 000 рублей) и за обращение с апелляционной жалобой (1 500 рублей) относятся на департамент в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с департамента в пользу общества.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.01.2021 по делу N А63-10016/2020 отменить, принять новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу в проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых, изложенный в письме от 16.04.2020 N 01 06-05/262.
Обязать Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу провести государственную экспертизу отчета "Переоценка запасов пресных подземных вод на водозаборах (Красногвардейский район, с. Привольное) для нужд общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго".
Взыскать с Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1122651022449) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370) 4500 руб. судебных расходов по госпошлине.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370) из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины (платежное поручение N 5992 от 17.02.2021).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10016/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ФГБУ науки Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук, Уткин Роман Владимирович