г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А56-72461/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: председатель правления Борисова Г.Х.
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6661/2021) товарищества собственников жилья "К.Заслонова 11" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2021 по делу N А56-72461/2020 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "К.Заслонова 11"
к 1) Прокуратуре Центрального района города Санкт-Петербурга; 2) Прокуратуре Санкт-Петербурга
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "К. Заслонова 11" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "К.Заслонова 11") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления прокурора Центрального района Санкт-Петербурга Зарубко П.А. об устранении нарушений жилищного законодательства от 31.07.2020 N 03-03/202/282, а также просило возложить на Прокуратуру Санкт-Петербурга обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "К. Заслонова 11".
Решением суда от 21.01.2021 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ТСЖ "К.Заслонова 11" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 21.01.2021, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что действующее законодательство не возлагает на управляющую компанию, не производящую коммунальный ресурс (водозабор, водоподготовку и подачу) разработку и согласование производственной программы контроля качества воды. Податель жалобы указывает, что Товарищество не является водоснабжающей организацией и в его ведении не имеется централизованных систем холодного водоснабжения. Податель жалобы указывает, что Товарищество в соответствии с жилищным законодательством и уставом осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы; внутридомовые сети многоквартирного дома присоединены к централизованным сетям водоснабжения, однако не являются их частью; в силу договора от 21.03.2007 N 12-66349/10-11 Товарищество является абонентом и принимает питьевую воду, а отпуск питьевой воды в многоквартирный дом осуществляет ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" из системы водоснабжения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Также податель жалобы не согласен с применениями судом первой инстанции положений СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" в части возложения на ТСЖ обязанности по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и ее согласованию, поскольку указанные СанПин 2.1.4.1074-01 распространяются также только на централизованные системы водоснабжения. Кроме того, податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела заключению специалиста от 29.10.2020, оставленному по результатам обследования системы ХВС в многоквартирном доме, находящемся в управлении Товарищества, а также письму Минстроя России от 25.09.2020 N38264-АЧ/06.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Прокуратура Центрального района города Санкт-Петербурга и Прокуратура Санкт-Петербурга извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда от 11.02.2020 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении проверки от 22.07.2020 N 89 Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга проведена проверка в отношении ТСЖ "К.Заслонова 11" на предмет соблюдения требований жилищного законодательства при предоставлении коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. К.Заслонова, д.11.
В ходе проверки установлено, что Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. К.Заслонова, д.11, а, соответственно, лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам указанного МКД коммунальных услуг. Товариществом заключен договор от 21.03.2017 N 12-66349/10-Н на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ с ГУЛ "Водоканал Санкт-Петербурга" в отношении спорного МКД.
По результатам проверки Прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга пришла к выводу о том, что в соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2, подпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пунктами 15, 16 статьи 2, пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьей 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, а также Порядком осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10, ТСЖ "К.Заслонова 11" как управляющая организация, эксплуатирующая внутридомовую систему водоснабжения, обязана осуществлять производственный контроль качества воды и разработать соответствующую программу. Вместе с тем, согласно сведениям, представленным Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, Товариществом не разработана и не представлена для согласования в органы Роспотребнадзора программа производственного контроля качества воды.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения Прокурором Центрального района Санкт-Петербурга представления от 31.07.2020 N 03-03/2020-282 об устранении нарушений жилищного законодательства.
Полагая незаконным указанное представление от 31.07.2020 N 03-03/2020-282, Товарищество обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции от 21.01.2021 ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) также предусмотрено, что программа производственного контроля качества питьевой, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5 статьи 25).
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 (далее - Правила N 10), пунктом 5 которых предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Правилами N 10 определено, что программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц (пункт 7); программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту ее нахождения (пункт 12); отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды - из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, либо после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть, либо в распределительной сети (пункт 18).
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01"Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", а гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01".
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что на основании данных санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в Приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В пункте 4.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 определено, что производственный контроль качества горячей воды в закрытых системах теплоснабжения осуществляется в местах поступления исходной воды (водопроводной), после водонагревателей; в открытых системах теплоснабжения - в местах поступления исходной воды (водопроводной или воды источника), после водоподготовки (подпиточная вода), перед поступлением в сеть горячего водоснабжения.
В силу пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 при любой системе теплоснабжения и СЦГВ лабораторный производственный контроль за качеством горячей воды должен проводиться в распределительной сети в точках, согласованных с Роспотребнадзором.
Лабораторный производственный контроль обеспечивается организациями, эксплуатирующими сети теплоснабжения и горячего водоснабжения, результаты производственного контроля предоставляются в управления Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по требованию (пункты 4.5 и 4.6 СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу пунктов 15, 16 статьи 2 Закона N 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Исходя из положений части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего и холодного водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Товарищество не является водоснабжающей организацией и в его ведении не имеется централизованных систем холодного водоснабжения, ссылаясь на заключенный 21.03.2007 между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (предприятие) и Товариществом (абонент) договор N 12-66349/10-Н от 21.03.2007 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в отношении, находящегося в управлении Товарищества МКД.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Внутридомовые инженерные системы определены пунктом 2 Правил N 354 как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
ТСЖ "К.Заслонова 11" осуществляя управлением многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Заслонова, д.11, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений указанного многоквартирного дома, таким образом, Товарищество осуществляет эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения, в связи с чем, в силу пунктов 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, а также пунктов 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 на Товарищество возлагается обязанность по осуществлению производственного контроля качества питьевой и горячей воды в эксплуатируемых им внутридомовых инженерных сетях водоснабжения.
При этом суд апелляционной инстанции также учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2020 по делу N А56-149443/2018, определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2019 N 302-ЭС19-21525 по делу N А78-266/2019.
Факт нарушения приведенных требований СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 и отсутствие у Товарищества программы производственного контроля качества воды установлен Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга в ходе проверки и Товариществом не опровергнут.
Ссылки подателя жалобы на заключение специалиста от 29.10.2020, составленное по результатам обследования системы холодного водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Заслонова, д.11, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает наличие обязанности Товарищества по осуществлению производственного контроля качества питьевой и горячей воды в эксплуатируемых им внутридомовых инженерных сетях водоснабжения
Разъяснения, изложенные в письме Минстроя России от 25.09.2020 N 38264-АЧ/06, не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не являются нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое представление от 31.07.2020 N 03-03/202/282 об устранении нарушений жилищного законодательства не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Товарищество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания представления от 31.07.2020 N 03-03/202/282 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции от 21.01.2021, и удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "К.Заслонова, 11" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 января 2021 года по делу N А56-72461/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "К.Заслонова, 11" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72461/2020
Истец: ТСЖ "К. ЗАСЛОНОВА 11"
Ответчик: Прокуратура Центрального района города Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7711/2022
04.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9076/2021
23.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6661/2021
21.01.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-72461/20
12.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28791/20