г. Саратов |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А57-12646/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Телегиной Т.Н., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дьяконовой Надежды Владимировны на решение Арбитражного суда Саратовской области от 3 марта 2021 года по делу N А57-12646/2020,
по иску акционерного общества "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области, г. Саратов, (ИНН 7725727149)
к индивидуальному предпринимателю Дьяконовой Надежде Владимировне, Саратовская область, г. Балаково, (ИНН 643910579468),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка-Балаково", общество с ограниченной ответственностью "Спецавтотранс", общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Дьяконовой Надежды Владимировны - Минкевичус Е.В. по доверенности от 01.07.2020,
от акционерного общества "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности от 09.04.2021,
в отсутствие иных участников судебного процесса, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области (далее - АО "Управление отходами", истец) к индивидуальному предпринимателю Дьяконовой Надежде Владимировне (далее - ИП Дьяконова Н.В., ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг N 03/411/0005361 от 12.08.2018 в размере 75785,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3031 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 марта 2021 года по делу N А57-12646/2020 иск удовлетворен: с ИП Дьяконовой Н.В. в пользу АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 75785,20 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 3031 руб.
ИП Дьяконова Н.В. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела: договор между ИП Дьяконовой Н.В. и АО "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25.08.2020 не заключался. Истец в заявленный период услуги по обращению с ТКО не оказывал, ответчиком были заключены договоры на вывоз ТКО с иными контрагентами, а именно: с ООО "Спецавтотранс", в связи с чем правовых оснований для оплаты долга у ответчика не имеется. Кроме того, указывает на то, что отказ регионального оператора от включения условий в договор о возможности осуществлять учет, исходя из фактического объема, свидетельствует о злоупотреблении им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства. Судом правомерность и правильность начислений объема вывезенных ТКО не исследована. Обоснование и расчет задолженности со стороны истца в материалах дела отсутствуют. Региональный оператор производит начисление, исходя из нормы потребления, а не из фактического накопления и вывоза ТКО. Доказательства, подтверждающие факт складирования ТКО на площадках, указанных региональным оператором, в материалах дела отсутствуют.
АО "Управление отходами" представило письменные объяснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем АО "Ситиматик" представлены суду документы, подтверждающие переименование акционерного общества "Управление отходами" в лице регионального оператора Саратовской области на АО "Ситиматик".
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "Ситиматик" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и объяснений на нее, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для её удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО N 03/411/0005361 на условиях типового договора, согласно которому Истец обеспечивает прием ТКО в объеме и месте, определенные договором, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Ответчик обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Объемы, принимаемых ТКО, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области, установлены Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в приказе N 47 от 05.02.2018 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
В период с 12.08.2018 по 31.12.2019 Региональный оператор обеспечил прием ТКО от ответчика. ИП Дьяконовой Н.В. обязательства по оплате не выполнены, по состоянию на дату предъявления искового заявления размер задолженности за указанный период составляет 75 785,20 руб.
Таким образом, задолженность ответчика перед Региональным оператором за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 составляет 75 785,20 руб.
Истцом была направлена претензия N 850/20/536 от 24.01.2020, которая осталась без ответа и удовлетворения.
До настоящего времени ответчиком долг не погашен, на основании чего истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования в заявленном истцом объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правилам статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Исходя из норм пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, и поскольку стороны в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя по договору возмездного оказания услуг могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и представление заказчику результата своих действий. Эти обязанности предполагают различную степень прилежания при исполнении обязательства. Если в первом случае исполнитель гарантирует приложение максимальных усилий, то во втором - достижение определенного результата.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора уплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (оказанных услуг) является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1988 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО). Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Отношения сторон регулируются договором N 03/411/0005361 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, подготовленным региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора.
В связи с тем, что в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сторонами не заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются истцом в соответствии с типовым договором и нормами накопления.
Пунктом 8 (15) Правил обращения с ТКО предусмотрено, что, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) Постановления N 1156 установлено, что, в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
В соответствии с "Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами", утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, сторонами был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО N 03/411/0005361 на условиях типового договора.
Пунктом 1.4. указанного договора предусмотрено дата начала оказания услуг - 12.08.2018. Порядок расчетов за оказанные услуги согласован сторонами в договоре.
Оплата услуг по договору осуществляется по цене в размере утвержденного постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 (в редакции от 20 декабря 2018 года N 56/82) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку АО "Управление отходами", являясь региональным оператором, оказывает услуги и по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании типового договора, потребитель обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
При таких обстоятельствах обязательство по оплате оказанных услуг возникло у ответчика как стороны по договору.
В период с 12.08.2018 по 31.12.2019 региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывал услуги по обращению с ТКО в соответствии с действующим законодательством.
Довод апеллянта о недоказанности истцом вывезенных им объемов ТКО апелляционный суд отклоняет, поскольку расчет начислений за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 был произведен в соответствии с условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 03/411/0005361 от 12.08.2018. Контррасчет апеллянтом не представлен, ничем не опровергнут.
В спорный период с 12.08.2018 по 31.12.2019 региональный оператор Саратовской области АО "Управление отходами" оказывал услуги по обращению с ТКО на основании норм действующего законодательства и заключенного в последующем договора, вследствие чего ответчику были направлены акты оказанных услуг и счета на оплату за указанный период.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Ответчику направлялись счета для оплаты оказанных услуг, что подтверждается материалами дела.
Истец произвел начисления платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Факт оказания АО "Управление отходами" услуг ИП Дьяконовой Н.В. по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО не представлены.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неоказании региональным оператором услуги по обращению с ТКО ввиду отсутствия контейнерных площадок для складирования ТКО арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Закон N 89-ФЗ в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В этой связи апелляйионный суд отклоняет довод апеллянта о том, что региональный оператор производит начисление, исходя из нормы потребления, а не из фактического накопления и вывоза ТКО, как противоречащий Закону N 89-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Как следует из материалов дела, контейнерная площадка ответчика органом местного самоуправления в установленном законом порядке в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО не включена.
Таким образом, до указанного разрешения ответчик мог пользоваться контейнерными площадками, размещенными в непосредственной близости.
Согласно предоставленным АО "Управление отходами" документам - договорам, актам оказанных услуг, маршрутным журналам вывоз отходов с данных контейнерных площадок осуществлял региональный оператор в соответствии с нормами СанПиН.
Кроме того, ответчик указывал, что 29.12.2018 между ИП Дьяконовой Н.В. (заказчик) и ООО "Спецавтотранс" (исполнитель) был заключен договор оказания клининговых услуг, согласно которому исполнитель обязуется в соответствии с условиями настоящего договора оказать клининговые услуги по санитарному содержанию территории с расположенными на нем зданием по следующему адресу: город Балаково, ул. Коммунистическая, д. 129 (территория кафе "Юность" - общая площадь 595 кв.м), а заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги (п. 1.1. договора).
29.12.2018 между ИП Дьяконовой Н.В. (Продавец) и ООО "Спецавтотранс" (покупатель) был заключен договор купли-продажи отходов производства и потребления, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность покупателю отходы производства и потребления, которые образовались у продавца в процессе его деятельности и утратившие свои потребительские свойства, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него цену, определенную настоящим договором.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на заключение договора на вывоз ТКО с иным контрагентом, а именно: с ООО "Спецавтотранс",апелляционным судом признана несостоятельной по следующим основаниям.
Заключение в спорный период договоров оказания клининговых услуг и купли-продажи отходов производства и потребления с третьи лицом - ООО "Спецавтотранс", фактическое исполнение последним своих договорных обязательств в соответствии с актами выполненных работ и их оплату ответчиком, не свидетельствует об освободении ИП Дьяконовой Н.В. от обязанности по уплате задолженности в отношении истца, поскольку ООО "Спецавтотранс" не является оператором ТКО, не имеет утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению ТКО и заключенного с истцом договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществляло вывоз отходов потребления и производства, образовавшихся в процессе деятельности непосредственно индивидуального предпринимателя, то есть отходов, отличных от ТКО. В предмет указанных договоров вывоз непосредственно ТКО не включен.
Кроме того, контейнерная площадка (место сбора и вывоза отходов), обозначенная в договоре между ответчиком и третьим лицом, не согласована в установленном законом порядке, отсутствует в территориальной схеме обращения твердыми коммунальным отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, и является несанкционированной.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2021 N Ф06-70319/2020 по делу N А57-4118/2020.
Довод ответчика об отсутствии между сторонами подписанного договора на вывоз ТБО до 25.08.2020 подлежит отклонению, исходя из следующего.
Как правильно пришел к выводу суд, истец наделен статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Саратовской области, являясь единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для Регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 (17) Правил N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия Соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
На официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. При этом, абзац 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 указывает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональный оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Следовательно, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, непротиворечащих типовой форме договора.
Таким образом, ответчиком не исполнены обязательства по своевременной оплате оказанных услуг по заключенному договору в полном объеме.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Ответчик принял на себя обязательства по ежедневному сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору.
Истец оказал ответчику услуги в предусмотренном договором объеме и на основании норм действующего законодательства. Ответчик не доказал обратное.
Расчет задолженности, представленный истцом, судом проверен, признан правильным, соответствующим условиям договора и требованиям закона.
Ответчиком доказательств оплаты задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 75785,20 руб. суду не представлено.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод подателя жалобы о том, что отказ регионального оператора от включения условий в договор о возможности осуществлять учет, исходя из фактического объема, свидетельствует о злоупотреблении им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства, апелляционный суд отклонил ввиду следующего.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Таким образом, добросовестное поведение истца при предъявлении требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 75785,20 руб. ввиду отсутствия оплаты за вывезенные ТКО предполагается, что не свидетельствует о злоупотреблении истцом права на судебную защиту.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, условия заключенного договора, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 12.08.2018 по 31.12.2019 в размере 75785,20 руб. Правильность произведенного расчета проверена судом апелляционной инстанции.
При принятии решения судом правильно применены нормы материального и процессуального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
На основании изложенного судебная апелляционная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу ИП Дьяконовой Н.В. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 3 марта 2021 года по делу N А57-12646/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Т.Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12646/2020
Истец: АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора СО
Ответчик: ИП Дьяконова Надежда Владимировна
Третье лицо: ГУ ОАСР УВМ МВД России по СО, МРИ ФНС N19 по СО, ООО к/у Потапов Н.С "Мехуборка-Балаково", ООО "Мехуборка-Балаково", ООО "СпецАвтоТранс", ООО "Транссервис"