г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А13-11496/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от прокуратуры Кумовой Т.А. по доверенности от 11.03.2021, от государственного предприятия Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация" Лихошерстовой О.С. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2021 года по делу N А13-11496/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация" (ОГРН 1023500877278, ИНН 3525045790; адрес: 160002, Вологда, Вологодская область, улица Лечебная, дом 30; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к прокуратуре Вологодской области (ОГРН 1033500042696, ИНН 3525044123; адрес: 160035, Вологодская область, город Вологда, улица Пушкинская, дом 17; далее - прокуратура) о признании недействительным представления прокуратуры города Вологды от 30.06.2020 N 07-11-2020 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; адрес: 160012, город Вологда, проспект Советский, дом 80б; далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным, на прокуратуру возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия, за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Прокуратура с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Предприятие в отзыве и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на жалобу указал, что считает обжалуемое решение суда необоснованным и подлежащим отмене.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей прокуратуры и предприятия, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, во исполнение поручения от 03.04.2020, распоряжения от 04.03.2020 и на основании решения о проведении проверки от 23.06.2020 N 278 прокуратурой с привлечением специалистов департамента проведена проверка исполнения законодательства о ценообразовании на лекарственные препараты, а также исполнения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В ходе проверки выявлены нарушения статей 60, 61, 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ), приказа Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 24.06.2015 N 216 "Об установлении на территории Вологодской области предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее - Приказ N 216).
По результатам проверки департаментом оформлена справка от 30.06.2020, а прокуратурой директору предприятия внесено представление от 30.06.2020 N 07-11-2020 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Согласно представлению предприятию надлежит безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.
Предприятие не согласилось с представлением прокуратуры и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона N 2202-1, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона) в случае установления факта нарушения закона указанными органами и должностными лицами.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 60 Закона N 61-ФЗ государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется в том числе посредством утверждения Правительством Российской Федерации перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который формируется и не реже одного раза в год пересматривается в установленном им порядке на основе комплексной оценки лекарственных препаратов, включая анализ сведений о сравнительной клинической эффективности и безопасности лекарственного средства, оценку экономических последствий применения лекарственного средства и изучение дополнительных последствий применения лекарственного средства; установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании представленного в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченного им лица) (часть 1 статьи 61 Закона N 61-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 63 Закона N 61-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС)), установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее также Перечень).
В силу части 2 статьи 63 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, которые формируются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и уровень которых (без учета НДС) не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Правил реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную или перерегистрированную предельную отпускную цену производителя, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации (пункт 7 Правил).
В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, включены эналаприл (таблетки), нитроглицерин (таблетки подъязычные).
Приказом N 216 предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Правительством Российской Федерации, до 50 руб. включительно установлена в размере 35 %.
Препарат "Нитроглицерин" (0,5 мг, N 40) получен предприятием по счету-фактуре от 29.10.2019 N 18573/248-19 с протоколом согласования цен поставки лекарственных препаратов от 29.10.2019 N 18573/248-19, по которому фактическая отпускная цена производителя - 42,91 руб., фактическая отпускная цена организации оптовой торговли - 38,91 руб.
Предельная розничная надбавка к отпускной цене производителя, установленная Приказом N 216 в размере 35 %, составит 15,0185 (42,91 руб. х 35 %), соответственно с учетом применения математических правил округления надбавка не должна превышать 15,02 руб.
Таким образом, отпускная цена аптеки не должна превышать 53,73 руб. (без НДС) (38,71 руб. + 15,02 руб.), или 59,10 руб. (с НДС).
Препарат "Эналаприл" (5 мг, таблетки, 20 шт.) получен предприятием по счету-фактуре от 07.03.2019 N D75347 с протоколом согласования цен поставки лекарственных препаратов от 07.03.2019 N D75347, по которому фактическая отпускная цена производителя - 32,65 руб., фактическая отпускная цена организации оптовой торговли - 38,30 руб.
Предельная розничная надбавка к отпускной цене производителя составит 11,4275 (32,65 руб. х 35 %), а с учетом применения математических правил округления такая надбавка не должна превышать 11,43 руб.
Таким образом, отпускная цена аптеки не должна превышать 49,73 руб. (без НДС) (38,30 руб. + 11,43 руб.), или 54,70 руб. (с НДС).
Как установлено в ходе проверки, в аптеке по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 5, названные препараты находились в реализации по цене (с НДС) соответственно 59,10 руб. и 54,70 руб.
Вывод прокуратуры о том, что цена реализации в аптеке данных препаратов завышена на 0,01 руб., основан на расчете предельной розничной цены препаратов с использованием только сотых частей рубля без округления.
Вместе с тем, как справедливо отметил суд первой инстанции, запрет на применение математических правил округления в процессе формирования отпускной цены аптеки Методикой установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденной приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а, и разъяснениями Федеральной антимонопольной службы "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП", на которые сослались прокуратура и департамент, не установлен.
Приведенные в разъяснении Федеральной антимонопольной службы примеры расчета не предполагают наличия в расчете десятитысячных долей числа и не подтверждают необходимость использования в расчете только сотых долей.
Доводы подателя жалобы со ссылкой на положения учетной политики предприятия о том, что расчеты должны вестись в рублях и копейках и в этом же формате подлежит указанию цена в счете-фактуре, не опровергают изложенных выводов, поскольку цена в аптеке указывалась предприятием в рублях и копейках.
Кроме того, суд первой инстанции верно учел, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 N 1541 с 28.09.2020 постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 дополнено Правилами формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями, пунктом 7 которых установлено, что при формировании организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями отпускных цен на лекарственные препараты с применением предельных размеров оптовых надбавок и (или) предельных размеров розничных надбавок такие отпускные цены округляются по математическим правилам округления до сотых частей рубля. При расчете примененных такими организациями и индивидуальными предпринимателями надбавок допускается погрешность, не превышающая размер округления.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное применение судом первой инстанции нормы права, не действовавшей на момент спорных правоотношений, подлежит отклонению, поскольку приведенная норма сама по себе не послужила основанием вывода суда о недействительности представления прокуратуры, а применена судом при оценке доводов сторон относительно толкования правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, исходя из смысла правового регулирования в рассматриваемой сфере.
По тому же основанию не опровергают обоснованность обжалуемого судебного акта и доводы прокуратуры и департамента о том, что информационное письмо Росздравнадзора (N 01И-52/10) и Федеральной службы по тарифам (N СН 466/7) отозвано соответственно письмами Росздравнадзора от 03.11.2010 и Федеральной антимонопольной службы от 31.03.2016.
Нарушение пункта 6 Правил, в соответствии с которым реализация лекарственных препаратов аптечными организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень, составленного по форме согласно приложению, и отражение в протоколах предприятия розничной надбавки без примененного округления в представлении прокуратуры не установлены.
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно приняв во внимание буквальное содержание оспариваемого представления, поскольку завышение предприятием размера предельной розничной отпускной цены на спорные препараты прокуратурой не доказано, в соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ пришел к верному выводу о том, что оспариваемое представление подлежит признанию недействительным, и удовлетворил требования заявителя.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Несогласие прокуратуры с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 февраля 2021 года по делу N А13-11496/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры города Вологды - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11496/2020
Истец: ГП Вологодской области "Государственное производственно-торговое предприятие "Фармация"
Ответчик: Заместитель прокурора города Вологды юрист 1 класса Мойсов Илья Александрович, Прокуратура Вологодской области
Третье лицо: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, ДТЭК и ТЭ (Рогозина Светлана Александровна), Прокуратура г.Вологды