Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2021 г. N Ф04-4378/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А81-9253/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3294/2021) индивидуального предпринимателя Чахкиева Руслана Муссаевича на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2021 по делу N А81-9253/2020 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чахкиева Руслана Муссаевича (ИНН 890405286830, ОГРНИП 307890426800029) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900509538, ИНН 8901002135, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Свердлова, 4,) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1) о признании недействительным отказа в исправлении ошибки в ЕГРН, изложенного в письме от 22.07.2020 N05-2570/20,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чахкиев Руслан Муссаевич (далее - ИП Чахкиев Р.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, регистрирующий орган), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Кадастровая палата,) о признании недействительным отказа в исправлении ошибки в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), изложенного в письме от 22.07.2020 N 05-2570/20.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2021 по делу N А81-9253/2020 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N СЦСБМ-МСК-752 от 26.12.2019 здание общежития имело жилое назначение. Заявитель полагает, что на момент внесения изменений о назначении спорного здания общежитие должно было быть определено как многоквартирный дом.
ИП Чахкиев Р.М. утверждает о том, что у Управления Росреестра по Омской области, Кадастровой палаты не имелось полномочий по самостоятельному внесению изменений о назначении спорного здания в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), ЕГРН, поскольку законом такие полномочия не предусматривались. Положения Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Приказа Минэкономразвития от 11.01.2011 N 1) предусматривали полномочия по перенесению сведений, однако не полномочия по их изменению. Заявитель полагает, что соответствующие изменения могли быть произведены только по заявлению собственника либо в судебном порядке.
Заявитель указывает на то, что положения пункта 15 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) не имеют обратной силы и не могут быть применены судом, так как нарушаются пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ИП Чахкиев Р.М. утверждает о том, что судом первой инстанции допущено процессуальное нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - ООО "Сервисный Центр СБМ" (продавец спорного здания). ИП Чахкиев Р.М. полагает, что выводы суда свидетельствуют о том, что ООО "Сервисный Центр СБМ" ненадлежащим образом исполнило обязанность по передаче объекта, то есть нарушило пункт 1 статьи 456 ГК РФ.
19.04.2021 от ИП Чахкиева Р.М. поступили объяснения к жалобе, в которых, в том числе, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу (с учетом объяснений), исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между ООО "Сервисный Центр СБМ" (продавец) и ИП Чахкиев Р.М. (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N СЦСБМ-МСК-752 от 26.12.2019, а именно здания общежития N 3 с кадастровым номером 89:11:000000:2574 (л. д. 9-12). Согласно пункту 1.1 договора указанное здание указано как жилое.
В свидетельстве о регистрации права собственности продавца от 25.05.2011 в отношении объекта права указано назначение - жилое (л. д. 19).
ИП Чахкиев Р.М. указывает, что после заключения договора и регистрации перехода права, Чахкиеву Р.М. стало известно из выписки ЕГРН от 27.05.2020 (л. д. 16-18), что назначение приобретённого объекта значится как нежилое.
Полагая, что имеет место кадастровая либо техническая ошибка, ИП Чахкиев Р.М. обратился в Управление Росреестра с заявлением N 63 от 18.06.2020 об исправлении допущенной ошибки в ЕГРН (л.д. 13).
В ответ заявителю из Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило письмо от 22.07.2020 N 052570/20 (л.д. 14-15), которым в исправлении ошибки было отказано со ссылкой на статью 94 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.04.2016 N 14-исх/05565-ГЕ/16.
Регистрирующий орган указал, что в рамках реализации Приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" в реестр объектов недвижимости 21.11.2011 осуществлено внесение сведения о здании с кадастровым номером 89:11:000000:2574 ("Общежития N 3") с назначением "Нежилое здание" на основании данных, переданных органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации.
При этом согласно позиции, изложенной в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.04.2016 N 14-исх/05565-ГЕ/16, определение назначения здания общежития, не являющегося многоквартирным домом, при осуществлении государственного кадастрового учета как "многоквартирный дом", "жилой дом" не соответствует действующему законодательству; назначение такого здания, как общежитие должно быть определено как "нежилое здание" (иметь при этом наименование - "общежитие", "общежитие квартирного типа").
Полагая, что указанный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его территориальные отдела осуществляют учетно-регистрационные действия на основании и в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2017, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
До 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), отмененным одновременно с принятием Федерального закона N 218-ФЗ.
Таким образом, с 01.01.2017 отношения связанные с кадастровым учетом недвижимости регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно положениям части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений о наличии зарегистрированных прав, а также технических данных объектов.
Из материалов настоящего дела следует, что внесение сведения о здании с кадастровым номером 89:11:000000:2574 ("Общежития N 3") с назначением "Нежилое здание" было осуществлено в реестр объектов недвижимости 21.11.2011 на основании данных, переданных органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации.
Из указанного следует, что на момент внесение сведений о здании с кадастровым номером 89:11:000000:2574 действовал Федеральный закон N 221-ФЗ (вступил в законную силу с 01.01.2008), который содержал положения о переходном периоде.
Так, по правилам статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ (утратила силу с 01.01.2017) до 01.01.2013 в переходный период применения названного закона государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляли органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые наделялись полномочиями по выдаче кадастровых паспортов объектов недвижимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (далее - Приказ от 11.01.2011 N 1) предписано Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до 01.01.2013 обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 35 Приказа от 11.01.2011 N 1 основанием для включения в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах технического учета, государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации, является акт о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах технического учета, содержащихся в ЕГРП.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения об учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 221-ФЗ (утратила силу с 01.01.2017) с учетом определенных этой статьей Закона особенностей.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства относится к составу необходимых документов для кадастрового учета.
Из материалов дела следует и было выше сказано, что спорный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет в 2011 году, на основании данных, переданных органом по государственному техническому учету и технической инвентаризации, в том числе, на основании технического паспорта от 29.06.2006 (л. д. 61-79), из которого следовало, что спорное здание является общежитием.
Положениями пункта 15 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент поставки здания на кадастровый учет - редакция от 21.07.2011) было предусмотрено назначение здания: нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом.
При этом положения части 2 статьи 15 ЖК РФ (в редакции от 18.07.2011) предусматривали, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Статьей 16 ЖК РФ (в редакции от 18.07.2011) установлено, что к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47).
При этом на основании статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 94 ЖК РФ к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами и предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Таким образом, с учетом того, что на момент внесения сведений в кадастр здание общежития не отвечало понятиям "жилой дом" и "многоквартирный дом" в тех определениях, которые даны в законодательстве, то сведения об общежитии правомерно были внесены в 2011 году в кадастр как о нежилом здании.
Вопреки доводам жалобы, кадастровой или технической ошибки регистрирующим органом допущено не было, впоследствии каких-либо иных изменений в кадастр в отношении спорного здания также не вносилось.
Доводы подателя жалобы о том, что положения пункта 15 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ не могут быть применены судом, так как не имеют обратной силы, отклоняются, поскольку указанные положения были применены в именно в момент внесения сведений в кадастр в 2011 году.
Утверждение подателя жалобы о том, что судом принято решение о правах и об обязанностях ООО "Сервисный Центр СБМ" (продавца спорного здания), является несостоятельным, так как оспариваемый судебный акт прав данного общества не затрагивает, каких-либо обязанностей не возлагает.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 стать 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чахкиева Руслана Муссаевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2021 по делу N А81-9253/2020 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Чахкиеву Руслану Муссаевичу из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 11.02.2021 N 7.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9253/2020
Истец: ИП Чахкиев Руслан Муссаевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому атвономному округу
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономному округу