г. Тула |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А62-8547/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Большакова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой И.В., рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания), апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 по делу N А62-8547/2020 (судья Еремеева В.И.), принятое по заявлению акционерного общества "Русатом Оверсиз" (г. Москва, ОГРН 5177746397219, ИНН 7725413350) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) о признании незаконным отказа во внесении изменений в ДТ, выраженного в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510, о признании незаконным факт бездействия, выразившегося в несоблюдении процедуры рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, об обязании вынести решение о возмещении излишне уплаченных таможенных пошлин,
при участии представителя:
от акционерного общества "Русатом Оверсиз": - Черепенов К.В. (доверенность от 11.01.2021 N 333/01/2021);
от Смоленской таможни: - Бельдина Е.А. (доверенность от 19.10.2020 N 06-46/90),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Русатом Оверсиз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 10.07.2020 N 15- 11/16510, во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10113110/050617/0068600 (товар N 1), 2 10113110/050617/0068471 (товар N1), 10113110/190617/0075601 (товар N 1), 10113110/190617/0075532 (товар N1), 10113110/190617/0075734 (товар N 1), 10113110/200617/0076491 (товар N1), 10113110/200617/0076486 (товар N ),10113110/210617/0077397 (товар N1); о признании незаконным факта бездействия, выразившегося в несоблюдении процедуры рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин; об обязании вынести решение о возмещении излишне уплаченных таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 признан незаконным отказ от внесения изменений в ДТ, выраженный в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510 в части ДТ N 10113110/190617/0075601; N 10113110/190617/0075532; N 10113110/190617/0075734; N 10113110/200617/0076491; N 10113110/200617/0076486; N 10113110/210617/0077397. В остальной части заявления о признании незаконным отказа во внесения изменений в ДТ отказано.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что таможенным органом отказано обществу во внесении изменений в сведения в ДТ, в силу того, что поступление заявлений в последние дни срока нахождения товаров под таможенным контролем, не позволило таможенному органу принять решение о внесении изменений в соответствующие ДТ в связи с истечением срока, осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей невозможно из-за отсутствия КДТ.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, общество 18.06.2020 обратилось на Смоленский таможенный пост (ЦЭД) с заявлениями от 17.06.2020 N N 333-010/917, 333-010/918, 333-010/909, 333- 010/908, 333- 010/914, 333-010/912, 333-010/911, 333-010/913 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10113110/050617/0068600 (товар N 1), 10113110/050617/0068471 (товар N1), 10113110/190617/0075601 (товар N1), 10113110/190617/0075532 (товар N1), 10113110/190617/0075734 (товар N1), 10113110/200617/0076491 (товар N1), 10113110/200617/0076486 (товар N1), 10113110/210617/0077397 (товар N1) после выпуска товаров по инициативе декларанта (вх. Смоленского таможенного поста (ЦЭД) от 18.06.2020 N 06701, 06700, 06695,06694,06699,06697, 06696, 06698).
В рассматриваемом случае таможенный контроль не проводился в связи с истечением срока, установленного ст. 14 ТК ЕАЭС, и обществу отказано во внесении изменений в декларации на товары, а также в возврате излишне уплаченных таможенных платежей из-за отсутствия КДТ.
Не согласившись с данным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 17 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок) таможенный орган, рассматривающий обращение либо документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Таможенным кодексом ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС)
Согласно п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со ст. 14 ТК ЕАЭС. После наступления обстоятельств, указанных в п. 7 - 15 ст. 14 ТК ЕАЭС, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.
В соответствии с п. 1, пп. 3 п. 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Как следует из абз. 1 п. 16 Порядка, при подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения и документов, предусмотренных п. 12 Порядка, таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абз. 1 п. 12 Порядка, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов (абз. 2 п. 16).
Таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абз. 1 п. 12 Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом (п. 17 Порядка).
Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, перечислены в п. 18 Порядка.
В соответствии с Приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 порядок действий должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, определяются Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - Инструкция).
В силу п. 6 Инструкции в случаях, отличных от указанных в п. 5 Инструкции, обращение не позднее дня, следующего за днем его регистрации, направляется в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенном органе, в вышестоящий таможенный орган.
На основании п. 7 Инструкции с момента поступления обращения в таможню оно в течение одного рабочего дня подлежит регистрации в соответствии с п. 16 Порядка и направлению на рассмотрение в структурные подразделения таможни в соответствии с резолюцией начальника таможни (лица, им уполномоченного) согласно приложению N 1 к Инструкции.
Таким образом, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня выпуска товаров, а именно: по ДТN 10113110/050617/0068600 до 05.06.2020; по ДТ N 10113110/050617/0068471 до 06.06.2020; по ДТN 10113110/190617/0075601 до 19.06.2020; по ДТ N 10113110/190617/0075532 до 19.06.2020; по ДТ N 10113110/190617/0075734 до 19.06.2020; по ДТ N 10113110/200617/0076491 до 21.06.2020; - по ДТ N 10113110/200617/0076486 до 20.06.2020; по ДТ N 10113110/210617/0077397 до 22.06.2020.
Поступившие 18.06.2020 в Смоленский таможенный пост обращения на основании направлены Смоленским таможенным постом в Смоленскую таможню.
В таможенный орган 19.06.2020 поступили обращения общества (вх. Смоленской таможни от 19.06.2020 N N 10510, 10511, 10512, 10513, 10514, 10515, 10517) для рассмотрения вопроса о внесении изменений в ДТ NN 10113110/050617/0068600 (товар N 1), 10113110/050617/0068471 (товар N1), 10113110/190617/0075601 (товар N1), 10113110/190617/0075532 (товар N1), 10113110/190617/0075734 (товар N1), 10113110/200617/0076491 (товар N1), 10113110/200617/0076486 (товар N1), 10113110/210617/0077397 (товар N1) по существу.
В силу ч. 1, 4, 6, 7, 8, 11 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) срок, установленный законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и иными правовыми актами Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с п. 7 с. 4 ТК ЕАЭС, в случае если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть совершено до 24 часов последнего дня срока. Если письменные заявления и извещения были сданы в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 часов последнего дня срока, установленный срок не считается пропущенным.
На основании п. 11 ст. 7.1 Закона N 289-ФЗ, в случае, если срок переносится в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, а день окончания такого срока являлся началом исчисления срока, установленного для принятия какого-либо решения (совершения какого-либо действия), срок принятия такого решения (совершения действия) переносится на количество дней, равное количеству дней, на которое был перенесен срок в соответствии с ч. 6 настоящей статьи.
Обращения о внесении изменений обществом по ДТ N N 10113110/050617/0068600, 10113110/050617/0068471 поступили в таможенный орган после истечения срока.
По ДТ N N 10113110/190617/0075601 (товар N1), 10113110/190617/0075532 (товар N1), 10113110/190617/0075734 (товар N1) (товар N1) обращения о внесении изменений поступили 19.06.2020 в таможенный орган, т.е. до 24 часов последнего дня установленного срока, в связи с чем установленный срок не считается пропущенным, срок для проведения таможенного контроля не истек.
По ДТ N N 10113110/200617/0076491 (товар N1), 10113110/200617/0076486 (товар N1), 10113110/210617/0077397 (товар N1) обращения о внесении изменений поступили 19.06.2020 в таможенный орган в установленный для проведения таможенного контроля срок.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении требований в части признания незаконным отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары N 10113110/190617/0075601; N 10113110/190617/0075532; N 10113110/190617/0075734; N 10113110/200617/0076491; N 10113110/200617/0076486; N 10113110/210617/0077397.
Довод апеллянта о том, что таможенным органом отказано обществу во внесении изменений в сведения в ДТ, в силу того, что поступление заявлений в последние дни срока нахождения товаров под таможенным контролем, не позволило таможенному органу принять решение о внесении изменений в соответствующие ДТ в связи с истечением срока, осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей невозможно из-за отсутствия КДТ, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
На момент отправки обращений, сроки проведения таможенного контроля истекли только по двум из восьми направленных обращений, между тем в письме от 10.07.2020 N 15-11/16510 указано истечение сроков проведения таможенного контроля по всем ТД, указанным в обращениях.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что применительно к заявлениям на возврат истечение срока проведения таможенного контроля не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, что подтверждается практикой Верховного суда Российской Федерации (далее - ВС РФ).
Истечение срока проведения таможенного контроля, начатого после выпуска товаров, не является основанием для отказа в принятии решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и не должно приводить к наступлению неблагоприятных последствий для декларанта (плательщика), обратившегося в таможенный орган с соблюдением трехлетнего срока возврата таможенных платежей, определенного ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ (п. 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
В пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению таможенным органом, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Таким образом, общество не нарушило прав таможенного органа на осуществление таможенного контроля.
Доводы апеллянта сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.02.2021 по делу N А62-8547/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8547/2020
Истец: АО "РУСАТОМ ОВЕРСИЗ"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ