г. Санкт-Петербург |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А56-89267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Юхно Е.В. по доверенности от 12.11.2020;
от ответчика: представитель Шамотина Н.В. по доверенности от 14.01.2021;
от третьего лица: представитель Варнин Д.В. по доверенности от 14.08.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6530/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 по делу N А56-89267/2020, принятое
по заявлению Министерство обороны Российской Федерации (119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, 3, ОГРН: 1037843045734, ИНН: 7815027624)
третье лицо: акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы"
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Ответчик, Управление) о признании незаконным отказа Управления от 30.07.2020 N 47/999/001/2020-208573 в погашении регистрационной записи N 47-78-12/031/2007-050 от 05.07.2007 об аренде ЗАО "Всеволжское СМП" в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:19 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,5 км севернее г.Всеволожска, об обязании Управления погасить в ЕГРН регистрационную запись N 47-78-12/031/2007-050 от 05.07.2007 об аренде ЗАО "Всеволжское СМП" в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:19 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,5 км севернее г.Всеволожска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 удовлетворены заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, истечение указанного в договоре аренды недвижимости срока само по себе не является основанием для погашения регистрационной записи об аренде в ЕГРН, учитывая непредставление документов, свидетельствующих о направлении уведомления и акта сдачи-приемки объектов недвижимости в адрес арендодателя.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
28.03.2007 между ЗАО "Всеволожское СМП", арендатором, (в настоящее время АО "ЛСР. Базовые материалы") и территориальным управлением Росимущества в Ленинградской области (арендодатель) заключен договор N 119-Н (далее - Договор) аренды земельного участка из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым номером 47:07:0940001:19, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,5 км севернее г.Всеволожска, общей площадью 9,7 га, в границах, указанных в кадастровом плане Участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью (Приложение N1 к Договору) для рекультивации с последующей добычей песка.
Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.04.2007.
Согласно пункту 2.1 Договора он действует до 31.03.2011 и вступает в силу с момента его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 6.1 Договора он прекращает свое действие по окончании его срока, а также в любой другой срок по соглашению сторон. В случае, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не уведомит другую сторону о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 05.07.2007, номер регистрации 47-78-12/031/2007-050.
Согласно выписке из ЕГРН от 25.08.2020 на земельный участок с кадастровым номером 47:07:0940001:19, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, в 2,5 км севернее г.Всеволожска, общей площадью 97 000 кв.м., из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - Участок) зарегистрировано право собственности Российской Федерации 05.07.2007.
Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области направило в адрес генерального директора ЗАО "Всеволожское СМП" письмо от 09.08.2013 N 03-7270, в котором сообщило о передаче указанного договора для сопровождения в ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России по акту приема-передачи на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Согласно письму от 08.07.2013 Общество известило Министерство об окончании срока действия лицензии на право разработки месторождения песка, расположенного на Участке, и о расторжении договора, о чем был составлен Акт от 18.11.2013.
21.01.2020 Министерство обратилось в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением N 47/999/001/2020-208573 о регистрации прекращения договора аренды, приложив полученное им уведомление и акт возврата участка.
Уведомлением от 30.07.2020 N 47/999/001/2020-208573 Управлением Росреестра по Ленинградской области отказано Министерству обороны в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка кадастровый номер 47:07:0940001:19, в связи непредставлением соглашения сторон или решения суда о расторжении договора.
Полагая данный отказ Управления незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", с указанного времени Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, то есть осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил.
Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ, Закон о регистрации).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Как указано в части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания для приостановления государственной регистрации указаны в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, перечень которых являются исчерпывающими.
В данном случае Управление в качестве основания для приостановления и отказа в государственной регистрации указало на пункт 5 части 1 статьи 26 и статью 27 Закона N 218-ФЗ, согласно которым осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст.27 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Из представленных в материалы дела уведомления о расторжении договора и акта приема-передачи следует, что арендатор направил Министерству уведомление от 08.07.2013 об отказе от Договора и 18.11.2013 вернул Участок по Акту. Данные обстоятельства сторонами договора аренды не оспариваются, равно как и Управлением в уведомлении об отказе в государственной регистрации не оспаривается предоставление этих документов в регистрирующий орган.
Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Аналогичное условие предусмотрено пунктом 6.1 Договора.
Согласно пункту 2 статьи 610 ГК РФ в случае заключения договор аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В силу пунктов 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора), если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:07:0940001:19.
Вопреки доводам Управления, факт получения Министерством уведомления арендатора об отказе от договора подтверждается представлением указанного уведомления в Управление самим Министерством.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2021 по делу N А56-89267/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89267/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛСР. Базовые материалы"