г. Владимир |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А79-12459/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 26.04.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Вертикаль" (ОГРН 1172130001669, ИНН 2130183790) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.01.2021 по делу N А79-12459/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Вертикаль" о признании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары незаконными и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Максимова Юрия Николаевича (ОГРНИП 312213017000032, ИНН 212904965209), Сорокина Юрия Валерьевича.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Афанасьев Ю.Г. на основании доверенности от 31.12.2020 N 05-1-19/16 сроком действия по 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании, Волкова Л.В. на основании доверенности от 11.01.2021 N 05-1-19/46 (т. 2, л.д. 80) представлен на обозрение оригинал диплома о высшем юридическом образовании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Вертикаль" (далее - ООО СК "Вертикаль", Общество, заявитель) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) 21.02.2019 представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) сканированный образ доверенности N 4530 от 21.02.2019, выданной индивидуальному предпринимателю Максимову Юрию Николаевичу (далее - ИП Максимов Ю.Н.), и подписанные им уточненные налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2018 года с суммой налога, подлежащего уплате в бюджет, - 0 руб.
Принятие налоговым органом указанных деклараций от Общества подтверждается квитанциями о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.
Полагая, что Инспекция приняла уточненные декларации по НДС неправомерно, без подтверждения полномочий ИП Максимова Ю.Н., заявитель обратился с жалобой на неправомерные действия Инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление).
Решением от 06.09.2019 N 187 Управление оставило жалобу ООО СК "Вертикаль" без удовлетворения.
Не согласившись с действиями Инспекции по принятию уточненных деклараций, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания незаконными оспоренных действий Инспекции.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
Общество отмечает, что директором ООО СК "Вертикаль" Сорокиным Ю.В. не выдавалась доверенность ИП Максимову Ю.Н. на представление интересов Общества в налоговом органе, договор от 21.02.2019 N 52 о передаче файлов отчетности в органы ФНС РФ с указанным лицом не заключался.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность решения суда и отсутствие оснований для ее удовлетворения. Представители Инспекции в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Инспекции, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (пункт 1статьи 185 ГК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие отмены доверенности лицом, выдавшим ее.
Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее (пункт 2 статьи 188 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 189 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность.
Согласно пункту 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (пункт 4 статьи 80 НК РФ).
В силу абзацев 2-4 пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и их должностными лицами, налоговых органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, их представителями, иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций установлены в Административном регламенте Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н (далее - Регламент N 99н).
В соответствии с пунктом 28 Регламента N 99н основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета), являются: 1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; 2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; 3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); 4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; 5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; 6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 194 Регламента N 99н должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 этого регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (подпункт 2 "д" пункта 28 Регламента N 99н).
При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Регламента N 99н, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.
В рассматриваемом случае Инспекцией не установлены основания к отказу в принятии уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2018 года, представленных 21.02.2019 года.
Как следует из материалов дела между ИП Максимовым Ю.Н. (исполнитель) и ООО СК "Вертикаль" (заказчик) 21.02.2019 был заключен договор N 52, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю передачу файлов отчетности в инспекции ФНС или управления ПФР на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 договора исполнитель оказывает услуги по созданию и отправке файлов отчетов в электронном виде с применением ЭЦП в налоговые инспекции Федеральной налоговой службы и Управления ПФР на территории РФ на основании предоставленных заказчиком данных для подготовки отчета; исполнитель передает заказчику два экземпляра отчета на бумажном носителе; заказчик проверяет отчет и в случае правильности указанных данных один подписанный экземпляр оставляет исполнителю.
Исполнитель передает электронный файл документа в налоговые органы в течение 24 часов по имеющимся каналам связи с использованием средств криптозащиты информации (пункт 3.3 договора).
На основании доверенности от 21.02.2019 N 4530, выданной Обществом ИП Максимову Ю.Н., последний уполномочен представлять интересы ООО СК "Вертикаль" в органах Федеральной налоговой службы Российской Федерации в полном объеме.
Уточненные налоговые декларации по НДС за 1-4 кварталы 2018 года ООО СК "Вертикаль" и сканированный образ доверенности от 21.02.2019 N 4530 представлены ИП Максимовым Ю.Н. в налоговый орган 21.02.2019 по ТКС.
Заявлением от 21.02.2019, поступившим в налоговый орган 22.02.2019, директор ООО СК "Вертикаль" Сорокин Юрий Валерьевич (далее - Сорокин Ю.В.) уведомил Инспекцию об отзыве всех ранее выданных доверенностей, в том числе на представительство в налоговых органах. Указанным заявлением Сорокин Ю.В. просил не принимать налоговую и бухгалтерскую отчетность Общества от представителей организации по доверенности.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства направления ИП Максимову Ю.Н. уведомления об отмене доверенности от 21.02.2019 N 4530.
Судом первой инстанции проверено и отклонено заявление Общества о фальсификации доверенности от 21.02.2019 N 4530 и договора от 21.02.2019 N 52.
В исключении указанных документов из числа доказательств по настоящему делу отказано.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о представлении уточненных налоговых деклараций по НДС за 1-4 кварталы 2018 года 21.02.2019 уполномоченным представителем ООО СК "Вертикаль".
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Инспекцией законодательства и Регламента N 99н при принятии уточненных налоговых деклараций Общества, судом не установлено.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Общества с сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, ООО СК "Вертикаль" в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ, не представило.
Общество не лишено возможности представить вновь уточненные налоговые декларации за 1-4 кварталы 2018 года.
Отсутствие совокупности условий, при наличии которых оспариваемые действия Инспекции подлежат признанию незаконными, правомерно признано судом первой инстанции основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ООО СК "Вертикаль" по приведенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.01.2021 по делу N А79-12459/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Вертикаль" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12459/2019
Истец: ООО Строительная компания "Вертикаль"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Третье лицо: ИП Максимов Юрий Николаевич, ООО " Компания Тензор", ООО "Тензор", Скворцова Анна Михайловна, Сорокин Юрий Валерьевич, Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике