г. Пермь |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А50-30094/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Борзенковой И.В.
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 05 февраля 2021 года по делу N А50-30094/2020,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по заявлению ФКУ "Исправительная колония N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1195958043588, ИНН 5919030145)
к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)
о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2020 N 276 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "Исправительная колония N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2020 N 276 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2021, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 03.03.2021), заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Министерства о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 19.11.2020 N 276, признано незаконным в части наложения на Учреждение административного взыскания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., Учреждению назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что заявитель - казенное учреждение не является субъектом естественных монополий и организацией коммунального комплекса. Гарантирующим поставщиком тепловой энергии в Соликамском городском округе является МУП "Теплоэнерго", административное дело возбуждено в отношении Учреждения незаконно.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностным лицом Министерства при осуществлении мониторинга раскрытия организациями информации, обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения: Учреждение по состоянию на 19.10.2020 не раскрыло на сайте информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пунктами 16, 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования".
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 19.10.2020.
Учреждению направлено уведомление от 19.10.2020 N СЭД-46-07-08-1240 о составлении протокола об административном правонарушении (получено заявителем 26.10.2020).
По факту выявленного правонарушения 05.11.2020 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что Учреждением совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Министерства вынесено постановление от 19.11.2020 N 276, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, однако посчитал возможным в данном случае снизить административный штраф ниже низшего предела до 50 000 руб.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона состоит как в действии, так и бездействии.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с пунктами 11, 16, 18 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
В силу статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты N 570).
В соответствии с пунктом 3 Стандартов N 570 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2013 (в ред. 27.09.2017) N 24 утвержден Порядок размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Согласно вышеназванному порядку опубликование подлежащей раскрытию информации в сети "Интернет" осуществляется посредством регионального сегмента федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования" (далее - ЕИАС).
Учреждение оказывает услуги теплоснабжения.
Постановлением РСТ Пермского края от 27.12.2017 N 381-т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ФКУ ИК-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю на период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.
Постановление опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края N 2, 15.01.2018.
Постановлением Министерства по тарифам Пермского края от 16.09.2020 N 69-т внесены изменения в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 27.12.2017 N 381-т, откорректированы тарифы на тепловую энергию на 2021 год (опубликовано на сайте Министерства по тарифам Пермского края 21.09.2020).
Одним из видов деятельности Учреждения согласно сведениям ЕГРЮЛ является производство, передача и распределение пара и горячей воды.
Реализуя тепловую энергию потребителям с применением вышеуказанных тарифов, Учреждение является теплоснабжающей организацией (организацией коммунального комплекса) в понимании Федерального закона N 190-ФЗ и, следовательно, имеет обязанность по раскрытию информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 303-АД16-17304.
Доводы жалобы о том, что Учреждение не относится к организациям коммунального комплекса, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения, отклоняются.
В пункте 16 Стандартов N 570 определено, что регулируемой организацией раскрывается следующая информация: об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность); об утвержденных тарифах на теплоноситель, поставляемый регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям; об утвержденных тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; об утвержденной плате за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; об утвержденной плате за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; об утвержденных тарифах на горячую воду, поставляемую регулируемыми организациями потребителям, другим регулируемым организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с пунктом 25 Стандартов N 570 регулируемой организацией раскрывается следующая информация: о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, (содержит форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении; телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения).
В соответствии с Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2013 N 24 информация, предусмотренная пунктами 16, 24, 25 Стандартов N 570, раскрывается в системе ЕИАС в формате шаблона JKH.OPEN.INFO.PRICE.WARM.
Информация, указанная в пунктах 16, 24 и 25 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования (пункт 28 Стандартов).
Таким образом, информация о корректировании тарифов на тепловую энергию на 2021 год в соответствии с постановлением Министерства по тарифам Пермского края от 16.09.2020 N 69-т должна быть раскрыта Учреждением посредством ЕИАС в формате шаблона FAS.JKH.OPEN. INFO.PRICE.WARM не позднее 16.10.2020.
Как следует из материалов дела, шаблон FAS.JKH.OPEN. INFO.PRICE.WARM загружен в систему ЕИАС 03.11.2020. однако в данном шаблоне информация, предусмотренная пунктом 16 Стандартов N 570, раскрыта не в полном объеме, а именно: не указан источник официального опубликования решения об установлении тарифов, не указана дата окончания периода действия тарифов, не указана величина тарифов для населения.
Указанные обстоятельства установлены административным органом, подтверждаются материалами дела, в том числе актом мониторинга, протоколом об административном правонарушении, сведениями о размещении информации и заявителем документально не опровергнуты (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Таким образом и вопреки доводам жалобы, событие административного нарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, установлено.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Вина Учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена судами и подтверждена материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя реальной возможности для соблюдения обязательных требований законодательства, а также того, что Учреждением были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушений действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является обоснованным, соответствующим установленным обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено, срок давности привлечения Учреждения к ответственности соблюден.
Оценив в совокупности представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного Учреждением правонарушения, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Между тем, при оценке избранного административным органом при вынесении оспариваемого постановления размера административного наказания, суд первой инстанции учел, что при выборе санкции ее размер должен быть определен с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Учреждению назначен штраф в минимальном размере санкции, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, приняв во внимание, что штраф в размере 100 000 руб., назначенный Учреждению, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, руководствуясь частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимания характер совершенного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, а также учитывая, что Учреждение является бюджетной организацией, финансируемой из федерального бюджета, а оказание услуг теплоснабжения не является основным видом деятельности, суд посчитал возможным изменить постановление в части назначенного наказания, заменив административный штраф в размере 100 000 рублей на административный штраф в размере 50 000 рублей.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как они направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не опровергают выводы суда первой инстанции, были предметом его рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 февраля 2021 года по делу N А50-30094/2020, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30094/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ