г. Пермь |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А60-53004/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аварийная служба "Домовой"
на решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства,
от 11 января 2021 года по делу N А60-53004/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийная служба "Домовой" (ИНН 6658516606, ОГРН 1186658038742)
к Административной комиссии Железнодорожного района МО "город Екатеринбург"
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аварийная служба "Домовой" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Административной комиссии Железнодорожного района МО "город Екатеринбург" об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренного п. 1 ст.15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Решением Арбитражного суда Свердловской области, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 22.12.2020, мотивированное решение изготовлено 11.01.2021), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что суд не учел, что общество осуществляло ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, которые проходят через земельный участок, предоставленный заказчику работ на вещном праве и за его пределами; разрешение на проведение работ за пределами участка заказчика получено, оформление разрешения на ремонт сетей, проходящих через участок заказчика, не требуется (п. 12 Положения, утвержденного решением Екатеринбургской Городской думы от 30.09.2008 N 58/63); суд первой инстанции неправильно применил Положение, не учел указанные в нем исключения из п. 7; таким образом, событие административного правонарушения отсутствует, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова участвующих в деле лиц, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (19.04.2021).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении N 201009513 от 02.10.2020 Общество с ограниченной ответственностью Аварийная служба "Домовой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", с назначением наказания в виде предупреждения.
Из протокола об административном правонарушении от 28.08.2020 N 89 следует, что ведущим специалистом отдела муниципального контроля Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга 21.08.2020 в 14 часов 20 минут осуществлен осмотр территории по адресу: г. Екатеринбург, ул. Седова, д. 21 в ходе которого установлено, что ООО Аварийная служба "Домовой" проводятся земляные работы, связанные с ремонтом теплотрассы, без разрешения на проведение этих работ. Данный факт зафиксирован Актом о нарушении порядка производства земляных работ от 21.08.2020 N 109 и фотографиями к нему.
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая, что комиссия привлекла его к ответственности в отсутствие события правонарушения, ООО Аварийная служба "Домовой" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт допущенного нарушения установлен и доказан административным органом.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о наличии оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий, населенных пунктов, без разрешения (ордера) на проведение этих работ, выдаваемого органами местного самоуправления, либо с нарушением условий, предусмотренных этим разрешением (ордером) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" действуют "Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 июня 2012 года N 29/61 (далее - Правила благоустройства территории).
В соответствии с пунктом 7 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 в границах муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается производство земляных работ без разрешения, оформленного в соответствии с Положением о порядке выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (за исключением случаев, предусмотренных указанным Решением), утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.09.2008 N 58/63 (далее-Положение о порядке выдачи разрешений на производство земляных работ).
Согласно пункту 5 Положения о порядке выдачи разрешений на производство земляных работ земляные и другие работы, связанные с нарушением элементов внешнего благоустройства и естественного ландшафта, выполняют организации, получившие в случаях, установленных законом, право на выполнение данных видов работ, на основании разрешения на производство земляных работ при строительстве, реконструкции на ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов.
Согласно п. 5 Правил благоустройства за нарушение настоящих Правил виновные лица несут ответственность, установленную гражданским и административным законодательством.
В протоколе об административном правонарушении от 28.08.2020 N 89 отражено, что ведущим специалистом отдела муниципального контроля Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга 21.08.2020 в 14 часов 20 минут осуществлен осмотр территории по адресу: г. Екатеринбург, ул. Седова, д. 21 в ходе которого установлено, что ООО Аварийная служба "Домовой" проводятся земляные работы, связанные с ремонтом теплотрассы, без разрешения на проведение этих работ.
Место нарушения зафиксировано на карте-схеме в Приложении N 1 и на фотографиях в Приложении N 2 к Акту обследования территории от 21.08.2020 N 109.
Основанием для привлечения общества к ответственности явилось проведение земляных работ при отсутствии разрешения на проведение этих работ.
Как указано выше, суд первой инстанции признал установленным и доказанным факт вмененного нарушения и сделал вывод о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает ошибочными, так как им не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что сети инженерно-технического обеспечения, ремонт которых осуществлял заявитель, проходят через земельный участок, предоставленный заказчику (МАОУ Гимназия N 174) на вещном праве и за его пределами.
Как усматривается из материалов дела и не опровергнуто заинтересованным лицом, заявителем на основании договора N 41 от 20.02.2020, заключенного с МАОУ Гимназия N 174, производились работы по аварийному ремонту наружных сетей отопления ГВС, согласно Приложению N 1 к договору. Объектом договора являлись наружные сети отопления, горячего водоснабжения, здания, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Седова, 21.
В акте о нарушении порядка производства земляных работ от 21.08.2021 (план-схема) административным органом определен участок производства работ.
Оспаривая постановление административного органа, заявитель представил суду первой инстанции разрешительные документы на производство земляных работ за пределами земельного участка, находящегося у заказчика.
Так, согласно заявлению о выдаче разрешения на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте инженерно-технического обеспечения и иных объектов заказчик и подрядчик просят дать разрешение на производство земляных работ при ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов - аварийный ремонт теплотрассы по адресу: г. Екатеринбург, ул. Седова, 21. В плане-схеме указан участок производства работ от т. А до т. Б, который находится за пределами границ участка, предоставленного заказчику на вещном праве.
05.08.2020 Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга выдано разрешение N 1997/02 на проведение испрашиваемых работ.
07.08.2020 представителем уполномоченного органа Администрации города Екатеринбурга в присутствии представителей заказчика и подрядчика составлен акт приемки работ по восстановлению элементов благоустройства, которым установлено, что работы по восстановлению элементов благоустройства и озеленению после аварийного ремонта теплотрассы согласно разрешению приняты.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания полагать, что ООО Аварийная служба "Домовой" проводились земляные работы, связанные с ремонтом теплотрассы на участке, указанном в заявлении о выдаче разрешения (в плане-схеме от т. А до т. Б), без разрешения на проведение этих работ.
Относительно проведения земляных работ на участке, зафиксированного на плане-схеме в акте о нарушении порядка производства земляных работ от 21.08.2020 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
30 сентября 2008 года Екатеринбургской городской Думой принято решение N 58/63, которым утверждено Положение "О порядке выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Положение о порядке выдачи разрешений).
Положение регулирует отношения в сфере предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства и естественного ландшафта территории муниципального образования "город Екатеринбург", устанавливает порядок организации и производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства и естественного ландшафта территории муниципального образования "город Екатеринбург", порядок восстановления внешнего благоустройства после проведения земляных работ (пункт 1).
В силу подп. 1 п. 12 названного Положения без оформления разрешения на производство земляных работ допускается, в том числе производство работ: строительство, модернизация, реконструкция и ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, благоустроительные работы, планировка грунта, шурфование с целью уточнения трассы сети инженерно-технического обеспечения или иными целями, бурение скважин при выполнении инженерных изысканий на земельных участках, предоставленных заказчику в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или пожизненное наследуемое владение под объекты капитального строительства либо предоставленных в собственность юридическим и физическим лицам при наличии письменного согласия указанных лиц на производство земляных работ.
Таким образом, предусмотрено исключение для получения разрешения на производство земляных работ на земельных участках, предоставленных заказчику в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или пожизненное наследуемое владение под объекты капитального строительства либо предоставленных в собственность юридическим и физическим лицам при наличии письменного согласия указанных лиц на производство земляных работ.
Учитывая, что согласно плану-схеме в акте о нарушении порядка производства земляных работ от 21.08.2020 указанный участок производства работ находится на земельном участке, предоставленном заказчику (МАОУ "Гимназия N 174") на вещном праве, проведение спорных земляных работ не требует оформления разрешения. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ заинтересованным лицом не доказано.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", является проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий, населенных пунктов, без разрешения (ордера) на проведение этих работ, выдаваемого органами местного самоуправления, либо с нарушением его условий, а как установлено выше такое разрешение на часть участка земляных работ имелось, на другую часть не требовалось, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба общества и заявленные требования об отмене постановления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст.ст. 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области, принятое в порядке упрощенного производства, от 11 января 2021 года по делу N А60-53004/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Железнодорожного района муниципального образования "город Екатеринбург" по делу об административном правонарушении от 02 октября 2020 года N 201009513, которым ООО Аварийная служба "Домовой" привлечено к административной ответственности по п. 1 ст.15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53004/2020
Истец: ООО АВАРИЙНАЯ СЛУЖБА ДОМОВОЙ
Ответчик: Административная комиссия Железнодорожного района МО "город Екатеринбург", АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА