г. Красноярск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А74-9306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Хабибулиной Ю.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Хакасия, при выполнении судебного поручения судьей Арбитражного суда Республики Хакасия Курочкиной И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Н.В.,
при участии в Арбитражном суде Республики Хакасия:
от общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" - Сорокаева В.П. - директора на основании выписки из ЕГРЮЛ; Величко А.Г. - представителя по доверенности от 25.03.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" - Чеботарёва В.А. - представителя по доверенности от 01.10.2020 N 04/ЮЛ; Топоевой Ж.Д. - представителя по доверенности от 11.02.2021 N 09-2021/ЮЛ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 января 2021 года по делу N А74-9306/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (ИНН 1903016109, ОГРН 1051903020070, далее истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Аэросити-2000" (ИНН 7730118512, ОГРН 1027739386993, далее - ответчик) о взыскании 9374 608 рублей 40 копеек задолженности по договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия от 17.12.2018 N 01/Т.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13.01.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, требования истца удовлетворить в сумме 7766597 рублей 84 копейки, указав на то, что суд не принял во внимание доказательства, представленные ООО "Аэросити-2000" по поводу фактического объема контейнеров в местах накопления ТКО многоквартирных домов г. Черногорска и п. Пригорска составляет 0,65 куб.м. вместо положенных 0,75 куб.м., согласно заключенному между сторонами договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от N 01-2020 от 24.12.2019, N 01/Т от 17.12.2018; суд не принял расчет ООО "Аэросити-2000", подлежащий применению с учетом фактическим обстоятельствам дела, суд не принял нормы, подлежащие применению; суд ошибочно сделал вывод о том, что ответчик не мог заявлять о ненадлежащем исполнении ООО "Альтаир", поскольку должен быть заявить об этом и составить мотивированный отказ от подписания до окончания действия договора.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением третьего арбитражного апелляционного суда от 22.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 22.04.2021.
В судебном заседании представитель ООО "Аэросити-2000" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Альтаир" поддержал возражения на доводы апелляционной жалобы, согласен с решением суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
24.12.2019 между ООО "Аэросити-2000" (региональный оператор) и ООО "Альтаир" (оператор) заключён договор на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов N 01-2020 (далее - договор на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов), по условиям которого оператор обязуется оказывать услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) в порядке и на условиях, определённых в настоящем договоре и в приложениях к настоящему договору в границе территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги, а региональный оператор обязуется оплачивать услуги оператора в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.1 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов). В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов сведения о границах территорий, в которых оказывает услуги оператор, указаны в приложении N 1 к договору; сведения о местах размещения ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой Республики Хакасия и указаны в приложении N 3 к договору. Периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов устанавливаются в соответствии с утверждёнными региональным оператором графиками транспортирования ТКО (пункт 1.4 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов). Стоимость услуг по договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов установлен пунктом 2.1 договора и составляет 189 руб. 97 коп. за 1 м3 ТКО без учёта НДС. Стоимость услуг включает все расходы оператора, связанные с выполнением обязательств по настоящему договору. Расчётным периодом по исполнению услуг является календарный месяц. Коммерческий учёт количества ТКО осуществлён расчётным путём, в соответствии с правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 и определён следующим способом: расчётным путём исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления в соответствии с графиками транспортирования ТКО. Объём ТКО который региональный оператор принимает к оплате, определяется расчётным путём исходя из фактического объёма ТКО доставленного в надлежащем порядке на установленный полигон в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия. Региональный оператор производит оплату только за фактически доставленный в надлежащем порядке на установленный полигон объём ТКО (пункт 2.2 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов).
В соответствии с пунктами 2.3, 2.4, 2.5 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов предельно допустимое значение уплотнения (максимально допустимый коэффициент сжатия) при транспортировании ТКО определяется в соответствии с приложением N 2 к настоящему договору; оператор в целях подтверждения доставленного в надлежащем порядке на установленный полигон объёма ТКО предъявляет талоны с указанием объёма ТКО по жёсткому кузову по каждому мусоровозу; размер платы за оказанные услуги за расчётный период определяется как произведение стоимости услуг по транспортированию 1 куб.м. ТКО и фактического объёма ТКО доставленного в надлежащем порядке на установленный полигон.
Региональный оператор производит оплату за фактически оказанные услуги в соответствующем расчётном периоде в безналичной денежной форме путём перечисления денежных средств на расчётный счёт оператора в течение 60 дней с момента подписания акта об оказанных услугах в соответствии с графиком платежей; акт об оказанных услугах вместе со счётом и счётом-фактурой (или универсальный передаточный документ (УПД)) с приложением копий отчётных документов, унифицированными формами, талонами, маршрутными журналами должен быть передан оператором на рассмотрение и подписание региональному оператору до 5 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оказаны услуги (пункты 2.6, 2.7 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов).
Пунктом 2.8 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов предусмотрено, что региональный оператор в течение 15 рабочих дней с момента получения указанных документов обязан принять оказанные услуги без замечаний, либо направить оператору мотивированный отказ от приёмки услуг. В случае неполучения оператором надлежаще оформленного акта либо мотивированного отказа от приёмки услуг в течение 15 рабочих дней с момента получения региональным оператором указанных документов, услуги считаются оказанными в полном объёме и надлежащего качества согласно предъявленного акта оказанных услуг.
Оператор обязан предоставить региональному оператору на утверждение график транспортирования ТКО с указанием времени вывоза и маршрутов следования мусоровозов (пункт 3.1.9 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов региональный оператор).
В соответствии с пунктом 3.4.1 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов региональный оператор имеет право осуществлять контроль объёмов (массы) отходов, транспортирование которых осуществляется в соответствии с настоящим договором, проводить любые иные проверки, связанные с выполнением оператором условий данного договора.
Срок действия договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов установлен пунктом 7.1 договора, на основании которого, в редакции дополнительных соглашений от 31.03.2020, от 25.05.2020, договор вступает в силу с 01.01.2020 и действует до 31.12.2020 включительно, а в части финансовых расчётов - до момента полного исполнения сторонами всех обязательств.
В соответствии с приложением N 1 к договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов оператор по транспортированию ТКО осуществляет деятельность по транспортированию ТКО в границах территории муниципального образования город Черногорск. Приложением N 2 к договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов сторонами согласован перечень транспортных средств, которыми истец осуществлял транспортирование твёрдых коммунальных отходов в спорный период в соответствии с условиями договора.
Сведения о местах приёма и передачи ТКО маршруты транспортирования ТКО установлены в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия. Место приёма ТКО: полигон муниципального предприятия "Благоустройсво" расположенный в северо-восточной части города Черногорска (приложение N 3 к договору на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов).
31.03.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в пункт 2.1 договора, данный пункт изложен в следующей редакции: "Стоимость услуг по настоящему договору составляет 189 рублей 97 копеек за 1 м3 ТКО без учёта НДС, за транспортированные ТКО от мест (площадок) накопления ТКО и по заявкам потребителей в соответствии с графиком транспортирования ТКО, предоставленным региональному оператору в соответствии с пунктом 3.1.9 настоящего договора".
В подтверждение факта оказания спорных услуг за период май - август 2020 года истец представил в материалы дела акты от 31.05.2020 N 30, от 30.06.2020 N 38, подписанные истцом и ответчиком, а также акты от 31.07.2020 N 46, от 31.08.2020 N 57, подписанные истцом в одностороннем порядке. По акту за август 2020 года ответчиком истцу направлен мотивированный отказ.
Согласно акту от 31.05.2020 N 30 истцом оказаны услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов за май 2020 года исходя из согласованного договором тарифа 189 руб. 97 коп./м3, стоимость объёма услуг составляет 3168528 рублей 64 копейки по следующим объектам: в частном секторе г. Черногорска в сумме 579437 рублей (объём 3 050,15 м3); от организаций г. Черногорска в сумме 167544 рубля 04 копейки (объём 881,95 м3); в МКД КГО г. Черногорска в сумме 121295 рублей 85 копеек (объём 638,5 м3); в МКД контейнера в сумме 2236469 рублей 32 копейки (объём 11772,75 м3); в частном секторе п. Пригорск в сумме 854 рубля 87 копеек (от организаций п. Пригорск в сумме 5746 рублей 59 копеек (объём 30,25 м3); в МКД КГО п. Пригорск в сумме 2469 рублей 61 копейка (объём 13 м3); - в МКД п. Пригорск в сумме 54711 рублей 36 копеек (объём 288 м3).
Согласно акту от 30.06.2020 N 38 истцом оказаны услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов за июнь 2020 года исходя, из согласованного договором тарифа 189 рублей 97 копеек/м3, стоимость объёма услуг составляет 2938300 рублей 19 копеек по следующим объектам: в частном секторе г. Черногорска в сумме 422768 рублей 74 копейки (объём 2 225,45 м3); от организаций г. Черногорска в сумме 176867 рублей 77 копеек (объём 931,03 м3); в МКД КГО г. Черногорска в сумме 122758 рублей 61 копейка (объём 646,2 м3); в МКД контейнера в сумме 2161336 рублей 18 копеек (объём 11377,25 м3); в частном секторе п. Пригорск в сумме 284 рубля 96 копеек (объём 1,5 м3); от организаций п. Пригорск в сумме 1377 рублей 28 копеек (объём 7,25 м3); в МКД КГО п. Пригорск в сумме 1234 рубля 81 копейка (объём 6,5 м3); в МКД п. Пригорск в сумме 51671 рубль 84 копейки (объём 272 м3).
Согласно акту от 31.07.2020 N 38 истцом оказаны услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов за июль 2020 года исходя, из согласованного договором тарифа 189 рублей 97 копеек/м3, стоимость объёма услуг составляет 3127080 рублей 98 копеек по следующим объектам: в частном секторе г. Черногорска в сумме 527385 рублей 22 копейки (объём 2776,15 м3); от организаций г. Черногорска в сумме 194628 рублей 06 копеек (объём 1024,52 м3); в МКД КГО г. Черногорска в сумме 102916 рублей 25 копеек (объём 541,75 м3); в МКД контейнера в сумме 2241313 рублей 55 копеек (объём 11798,25 м3); в частном секторе п. Пригорск в сумме 712 рублей 39 копеек (объём 3,75 м3); от организаций п. Пригорск в сумме 1709 рублей 73 копейки (объём 9 м3); в МКД КГО п. Пригорск в сумме 3704 рубля 42 копейки. (объём 19,5 м3); в МКД п. Пригорск в сумме 54711 рублей 36 копеек (объём 288 м3).
Согласно акту от 31.08.2020 N 57 истцом оказаны услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов за август 2020 года исходя, из согласованного договором тарифа 189 рублей 97 копеек/м3, стоимость объёма услуг составляет 3145682 рубля 01 копейка по следующим объектам: в частном секторе г. Черногорска в сумме 509072 рубля 11 копеек (объём 2 679,75 м3); от организаций г. Черногорска в сумме 172452 рубля 87 копеек (объём 907,79 м3); в МКД КГО г. Черногорска в сумме 121580 рублей 80 копеек (объём 640 м3); в МКД контейнера в сумме 2241028 рублей 60 копеек (объём 11 796,75 м3); в частном секторе п. Пригорск в сумме 142 рубля 48 копеек (объём 0,75 м3); от организаций п. Пригорск в сумме 4844 рубля 24 копейки (объём 25,5 м3); в МКД КГО п. Пригорск в сумме 2469 рублей 61 копейка (объём 13 м3); в МКД п. Пригорск в сумме 55091 рубль 30 копеек (объём 290 м3); в с. Советская Хакасия в сумме 39000 рублей (объём 30 м3).
Во исполнение пункта 2.7 договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов сопроводительным письмом от 05.08.2020 N 55 оператор вручил региональному оператору: счёт от 31.07.2020 N 46, акт об оказанных услугах от 31.07.2020 N 46, детализации частного сектора г. Черногорска, п. Пригорска, детализации многоквартирных домов г. Черногорска, п. Пригорска; реестр учёта талонов; талоны на приём ТКО; акт сверки за первое полугодие 2020 г., о чём имеется отметка о вручении ответчику 05.08.2020.
Сопроводительным письмом оператор от 04.09.2020 N 65 вручил региональному оператору: счёт от 31.08.2020 N 57, акт об оказанных услугах от 31.08.2020 N 57, детализации частного сектора г. Черногорска, п. Пригорска, детализации многоквартирных домов г. Черногорска, п. Пригорска, с. Советской Хакасии; реестр учёта талонов; талоны на приём ТКО, о чём имеется отметка о вручении ответчику 07.09.2020.
24.09.2020 сотрудниками ООО "Аэросити-2000" проведено обследование мест (площадок) накопления ТКО, с целью определения среднего объёма контейнера в муниципальном образовании город Черногорск. По итогам обследования составлен акт, из которого следует, что количество контейнеров на площадках муниципального образования города Черногорска (N )-507 шт., общий объём контейнеров (Vобщ.)-330,6 м3. Расчёт среднего объёма контейнера (Vк.ср) по формуле: Vк.ср= Vобщ./N , Vк.ср=330,6/507=0,65 м3.
23.10.2020 по итогам обследования мест (площадок) накопления ТКО, с целью определения среднего объёма контейнера в муниципальных образования город Черногорск и п.Пригорск, представителями ООО "Аэросити-2000" и ООО "Альтаир" составлен акт, из которого следует, что общее количество контейнеров на площадках г. Черногорска 488 шт., общий объём контейнеров (Vобщ.)-313,18 м3. Расчёт среднего объёма контейнера (Vк.ср) по формуле: Vк.ср= Vобщ./N , Vк.ср=313,18/488=0,64 м3. Общее количество контейнеров на площадках пгт. Пригорска (N)-16 шт., общий объем контейнеров (Vобщ.)-10,95 м3. Расчет среднего объема контейнера (Vк.ср) по формуле: Vк.ср- общ./ N, Vк.ср=10,95/16=0,68 м3.
Истец предъявил к оплате счета за май, июнь, июль и август 2020 года на общую сумму 12379591 рубль 82 копеек в том числе: от 31.05.2020 N 30 на сумму 3168528 рублей 64 копейки, от 30.06.2020 N 38 на сумму 2938300 рублей 19 копеек, от 31.07.2020 N 46 на сумму 3127080 рублей 98 копеек, от 31.08.2020 N 57 на сумму 3145682 рублей 01 копейка.
По счету от 31.05.2020 N 30 задолженность ответчика составляет 813545 рублей 23 копейки (с учетом частичной оплаты по платежным поручениям: от 13.10.2020 N 4517 на сумму 161537 рублей 11 копеек, 21.10.2020 N 4746 на сумму 150000 рублей, от 22.10.2020 N 4831 на сумму 150000 рублей, от 23.10.2020 N 2876 на сумму 1143446 рублей 30 копеек, от 13.11.2020 N 5646 на сумму 100000 рублей, от 19.11.2020 N 5782 на сумму 200000 рублей, от 20.11.2020 N 5803 на сумму 100000 рублей, от 27.11.2020 N 5897 на сумму 200000 рублей, от 14.12.2020 N 6755 на сумму 100000 рублей, от 16.12.2020 N 6859 на сумму 50000 рублей).
По счету от 30.06.2020 N 38 задолженность ответчика составляет 2288300 рублей 19 копеек (с учетом частичной оплаты по платежным поручениям: от 16.10.2020 N 4644 на сумму 200000 рублей, от 20.10.2020 N 4699 на сумму 200000 рублей, от 21.12.2020 N 7097 на сумму 250000 рублей).
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов по договору составила 9374608 рублей 40 копеек.
Истец вручил ответчику претензию о погашении задолженности по договору 05.03.2020 вх. N 646. Указанная претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что истцом доказан факт оказания услуг, ответчик доказательств оплаты имеющейся задолженности в материалы дела не представил.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Правоотношения сторон возникли из договора возмездного оказания услуг и регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется согласно статье 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу статей 783 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг документом, удостоверяющим приемку заказчиком услуги, оказанной исполнителем, является акт возмездного оказания услуг.
В предмет доказывания по настоящему делу входит: установление факта оказания услуг ответчику в соответствующем объеме, подтвержденном документально, а также факта исполнения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг с учетом условий договора о порядке и сроках оплаты.
Исходя из положений пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ, является сдача работ заказчику путем подписания акта выполненных работ (оказанных услуг).
В подтверждение заявленных требований истцом представлены акты от 31.05.2020 N 30, от 30.06.2020 N 38 подписанные обеими сторонами, а также акты от 31.07.2020 N 46, от 31.08.2020 N 57, подписанные истцом в одностороннем порядке.
Материалами дела подтверждается факт направления актов от 31.07.2020 N 46, от 31.08.2020 N 57 оператором в адрес регионального оператора. Обязанность заказчика принять результат выполненной работы (оказанной услуги) установлена пунктом 1 статьи 720 ГК РФ.
При этом, если ответчик полагал, что исполнителем оказаны услуги в меньшем объеме, он должен был заявить об этом исполнителю и составить мотивированный отказ от подписания актов.
Данные требования ответчиком в отношении акта от 31.07.2020 N 46 не соблюдены.
ООО "Аэросити-2000" оспариваются объемы контейнеров, обслуживаемых истцом в многоквартирных домах г. Черногорска, и п. Пригорска. По объемам транспортирования твердых коммунальных отходов в частном секторе, от организаций, а также по объемам крупногабаритных отходов в п.Пригорске и г.Черногорске, спора между сторонами не имеется.
До подписания договора и до сентября 2020 года сторонами фактический обмер контейнеров не производился.
Истец применил в расчетах расчетный объем контейнеров, равный 0,75 м3, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.12.2019 N 010-1829пр.
Согласно приложению N 4 к договору, планируемый объем ТКО установлен в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия.
В соответствии с разделом 4 "Места накопления" Территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.12.2019 N 010-1829пр, в настоящее время в Республике Хакасия наиболее распространена система одноэтапного вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) с предварительным сбором в контейнеры следующих типов: металлические, объемом 0,75; 1,1; 1,25 куб.м; контейнеры-бункеры, объемом 8 куб.м.
25.09.2020 в ООО "Альтаир" от ООО "Аэросити-2000" поступил мотивированный отказ от приемки услуг к акту от 31.08.2020 и дополнение к нему в связи с некорректно указанными объемами транспортирования ТКО из муниципального образования г.Черногорск и п. Пригорск. Указанный отказ обоснован следующим: ООО "АЭРОСИТИ-2000" проведены замеры объемов контейнеров, расположенных в местах накопления твердых коммунальных отходов многоквартирных домов г. Черногорска и п. Пригорска. Фактический средний объем контейнера составляет 0,65 м3. В связи с чем региональный оператор предложил скорректировать акт путем уменьшения на 308 064 рубля 85 копеек по г.Черногорску и на 19 281 рубль 96 копеек по п.Пригорску.
ООО "Альтаир" в возражениях на мотивированный отзыв от 29.09.2020 N 71 не приняло приведённые расчёты ООО "Аэросити-2000", так как обмеры контейнеров производились в одностороннем порядке, выразило несогласие с усреднённым объёмом. Также истец указал, что не соответствует действительности информация о том, что на контейнерных площадках N 222, 144 находится один контейнер вместо двух.
Ответчиком в материалы дела представлены два контррасчета:
- контррасчет N 1 (поступил в арбитражный суд 15.12.2020) исходя из среднего объема контейнера 0,65 куб.м., установленного актом осмотра мест (площадок) накопления ТКО МО г. Черногорск от 24.09.2020, согласно которому сумма, излишне предъявленная к оплате, составляет 1 426 232 рубля 07 копеек;
- контррасчет N 2 (поступил в арбитражный суд 18.12.2020) исходя из массы ТКО, доставленных на полигон захоронения отходов МП "Благоустройство", согласно которому сумма, излишне предъявленная к оплате, составляет 1 608 010 рублей 56 копеек.
При этом ответчик не обосновал возможность применения объемов контейнеров, зафиксированных в акте от 24.09.2020, к расчетам, возникшим до указанных замеров.
При таких обстоятельствах возражения ответчика, основанные на произведённых им в одностороннем порядке измерениях фактического объёма ТКО, не могут быть приняты судом, в связи с чем представленный ответчиком контррасчет от 15.12.2020 подлежит отклонению.
Оценив представленный ответчиком контррасчет от 18.12.2020 исходя из массы ТКО, доставленных на полигон захоронения отходов МП "Благоустройство", арбитражный суд первой инстанции сделал следующие выводы.
Согласно пункту 1, 2 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 1 статьи 24.10 Закона об отходах установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, способ коммерческого учёта количества твёрдых коммунальных отходов является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Согласно пункту 7 Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 указанных Правил.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Как следует из пункта 5 Правил N 505, среди способов учета ТКО не указан способ расчета, использованный ответчиком в контррасчете N2.
Способ коммерческого учёта объёма твёрдых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 является расчётным и не предполагает измерение фактического объёма принятых отходов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что контррасчет N 2 ответчика противоречит правовым нормам, регулирующим порядок коммерческого учёта объёма ТКО.
Кроме того, 12.08.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому приложение N 2 к договору "Перечень транспортных средств" заменено, в перечне транспортных средств указаны ГАЗ 3307 государственный регистрационный знак С682КН19, ГАЗ КО-440-4 государственный регистрационный знак Н449ЕА19.
Учитывая, что максимально допустимый коэффициент сжатия по данным транспортным средствам сторонами не согласован, а ответчик самовольно установил предельно допустимое значение уплотнения ТКО - 1,5, суд первой инстанции правомерно не признал обоснованным контррасчет ответчика N 2.
Таким образом, ответчик, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал факт оказания услуг оператором по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в меньшем объеме.
Учитывая необоснованный отказ ответчика от принятия к оплате объёмов оказанных истцом услуг за июль, август 2020 года, применительно к положениям пункта 4 статьи 753 ГК РФ суд первой инстанции правомерно признал доказанным факт оказания истцом спорных услуг на основании односторонних актов оказанных услуг.
Таким образом, задолженность ответчика по оплате услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов по договору составила 9374608 рублей 40 копеек.
При этом доказательств уплаты указанной суммы ответчиком не представлено.
Поскольку в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, задолженность ответчика подтверждается представленными в дело доказательствами, требование истца о взыскании с ответчика 9 374 608 рублей 40 копеек задолженности является обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленной сумме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Общее количество контейнеров определено по данным, представленным органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В муниципальном образовании г. Черногорск отражены адреса местонахождения контейнеров, объем контейнеров от 0,75, 0,8 до 1 (в трех контейнерных площадках - 0,7).
Допустимых доказательств того обстоятельства, что объем контейнеров, установленных региональным оператором в одностороннем порядке актом от 24.092020 был аналогичен объему контейнеров, обслуживаемых в многоквартирных домах в августе 2020 г., а также в иных расчетных месяцах 2020 г. в г. Черногорск и п. Пригорск, не имеется.
В соответствии с позицией, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными" если стороны не согласовали какое-либо условие договора, относящееся к существенным, но затем совместными действиями по исполнению договора и его принятию устранили необходимость согласования такого условия, то договор считается заключенным.
Если работы выполнены до согласования всех существенных условий договора подряда, но впоследствии сданы подрядчиком и приняты заказчиком, то к отношениям сторон подлежат применению правила о подряде (пункт 7). Сдача результата работ лицом, выполнившим их в отсутствие договора подряда, и его принятие лицом, для которого эти работы выполнены, означает заключение сторонами соглашения. Обязательства из такого соглашения равнозначны обязательствам из исполненного подрядчиком договора подряда. В этом случае между сторонами уже после выполнения работ возникают обязательство по их оплате и гарантия их качества, так же как и тогда, когда между сторонами изначально был заключен договор подряда.
Применяя положения о договоре подряда к настоящим взаимоотношениям можно утверждать, что ответчик последовательно, в течение более 1,6 лет применял к расчетам количество и объемы контейнеров 0,75, получал от истца объемные сведения по обслуживанию юридических лиц, физических лиц, проживающих в частных домах, отдельно в многоквартирных домах, исходя из объемов контейнеров 0,75. Расчеты истца, основанные на данных объемах, принимались региональным оператором.
Оснований для применения положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, истец воспользовался правами для взыскания полученных, но не оплаченных услуг, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлено, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 января 2021 года по делу N А74-9306/2020 в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 января 2021 года по делу N А74-9306/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9306/2020
Истец: ООО "Альтаир"
Ответчик: ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Третье лицо: ООО ФИЛИАЛ "АЭРОСИТИ-2000" В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ, Третий арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7417/2022
08.08.2022 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-9306/20
21.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3423/2021
29.04.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1103/2021
13.01.2021 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-9306/20