г. Вологда |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А66-13961/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2020 года по делу N А66-13961/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" (ОГРН 1116908005928, ИНН 6908013076; адрес: 171151, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Красная, дом 1; далее - общество, ООО "Вышневолоцкая ТГК") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре (ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; адрес: 171163, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Екатерининская, дом 41; далее - прокуратура) о признании незаконными решения от 13.10.2020 N 231 о проведении проверки и требования от 13.10.2020 N 8и-20 о необходимости явки генерального директора общества Вересова А.Е. для дачи объяснений по факту выявленных нарушений, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица - общества и должностного лица.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2020 года в удовлетворении требований о признании незаконным решения прокуратуры от 13.10.2020 N 231 отказано. Производство по заявлению общества о признании незаконным требования от 13.10.2020 N 8и-20 прекращено. С общества в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что прокуратурой проведена проверка по вопросу, не отнесенному к ее компетенции.
Прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения поступившего в прокуратуру 30.09.2020 заявления общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тверь" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Тверь") от 24.09.2020 N ВС-07-0146 с приложением соответствующих документов о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ прокуратурой в соответствии с частями 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1, Закон о прокуратуре) вынесено решение от 13.10.2020 N 231 о проведении проверки, которое вручено обществу в этот же день 13.10.2020.
Кроме того, прокуратурой обществу направлено требование от 13.10.2020 N 8и-20 о явке генерального директора 15.10.2020 в 11 час 00 мин и в 12 час 00 мин в прокуратуру для дачи объяснений по факту нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа сопряженное с неисполнением (ненадлежащим) исполнением обязательств по их оплате, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лица.
Прокуратурой также 16.10.2020 в адрес генерального директора ООО "Вышневолоцкая ТГК" повторно направлено требование от 16.10.2020 N 8-и-20 о необходимости явки 21.10.2020 в 11 час 00 мин и 21.10.2020 в 12 час 00 мин в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру для дачи объяснений по факту нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа сопряженное с неисполнением (ненадлежащим) исполнением обязательств по их оплате, а также составления, ознакомления и получения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.61 КоАП РФ в отношении юридического и должностного лица, которое получено обществом 16.10.2020.
Не согласившись с решением прокуратуры от 13.10.2020 N 231, а также с ее требованием от 13.10.2020 N 8и-20, общество оспорило их в судебном порядке.
При вынесении судебного акта суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 29, пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекратил производство по заявлению общества о признании незаконным требования прокуратуры о явке руководителя общества для дачи пояснений, поскольку оно не является предметом самостоятельного обжалования, не подлежит рассмотрению в судах.
У суда также не имелось оснований и для признания недействительным решения прокуратуры в связи со следующим.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
В силу пункта 2 статьи 21 Закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно пункту 3 указанной статьи решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 10 Закона о прокуратуре, поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
В соответствии со статьей 27 Закона N 2202-1 органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Исходя из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре, принятие мер прокурорского реагирования относятся к полномочиям прокурора, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Суд первой инстанции также верно отметил, что с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
В рассматриваемом случае решение о проведении проверки от 13.10.2020 в отношении ООО "Вышневолоцкая ТГК" принято заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора на основании обращения ООО "Газпром межрегионгаз Тверь". В решении о проведении проверки имеются все необходимые реквизиты, и оно составлено по установленной форме.
Копия решения о проведении проверки вручена представителю юридического лица непосредственно перед началом ее проведения, что соответствует предъявляемым требованиям.
При этом, следует также отметить, что в силу положений статьи 22 Закона о прокуратуре и пункта 1 части 1 статьи 28.2 КоАП РФ прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании недействительным решения от 13.10.2020 N 231 о проведении проверки.
Доводы подателя жалобы о том, что ООО "Газпром межрегионгаз Тверь" злоупотребляет своим правом, и что постановления Ростехнадзора о привлечении генерального директора общества к административной ответственности по статьям 14.61 КоАП РФ являлись предметом исследования суда общей юрисдикции, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Выводы суда, изложенные в решении от 22.12.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано и при принятии этой жалобы ему определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то с ООО "Вышневолоцкая ТГК" следует взыскать в федеральный бюджет 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22 декабря 2020 года по делу N А66-13961/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вышневолоцкая ТГК" (ОГРН 1116908005928, ИНН 6908013076; адрес: 171151, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Красная, дом 1) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13961/2020
Истец: ООО "Вышневолоцкая ТГК"
Ответчик: Вышневолоцкая межрайонная прокуратура