Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2021 г. N Ф04-4068/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А70-19935/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3502/2021) акционерного общества "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.02.2021 по делу N А70-19935/2020, принятое по исковому заявлению Департамента городской среды Администрации города Тобольска (ОГРН 1087206000243, ИНН 7206037494) к акционерному обществу "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1027201290104, ИНН 7206017177) о взыскании штрафа в размере 2 413 730 руб. 33 коп.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" - Бекшенева А.Р. (по доверенности от 29.12.2021 N 7/2020);
УСТАНОВИЛ:
Департамент городской среды Администрации города Тобольска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к акционерному обществу "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ответчик, общество, АО "Тобольское ПАТП") о взыскании штрафа в размере 2 413 730 руб. 33 коп. за ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту от 22.06.2018 N 133-юр.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.02.2021 по делу N А70-19935/2020 исковые требования удовлетворены частично, с АО "Тобольское ПАТП" в пользу Департамента городской среды Администрации города Тобольска взыскан штраф в размере 241 373 руб. 03 коп. В остальной части исковых требований отказано. С АО "Тобольское ПАТП" в доход федерального бюджета взыскано 35 069 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Тобольское ПАТП" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: ответчик не имел правовой возможности привлечь соисполнителей и субподрядчиков к исполнению контракта в части осуществления регулярных перевозок, так как регулярные пассажирские перевозки по регулируемым тарифам должны осуществляться перевозчиком, являющимся исполнителем по государственному или муниципальному контракту, сведения о котором внесены в реестр и которому на этом основании выданы карты маршрута; привлечение субподрядчиков и соисполнителей на осуществление перевозок в рамках контракта квалифицируется компетентными органами в качестве нарушения; АО "Тобольское ПАТП" является невиновным во вменяемом ему нарушении, поскольку действовало при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, условиям муниципального контракта на осуществление регулярных пассажирских перевозок и условиям оборота.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От АО "Тобольское ПАТП" поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, до начала судебного заседания заявил ходатайство в письменной форме о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Департамента.
В судебном заседании представитель АО "Тобольское ПАТП" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы (с учетом дополнений), считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Между Администрацией города Тобольска (заказчик) и ОАО "Тобольское ПАТП" (исполнитель) заключен муниципальный контракт от 22.06.2018 N 133-юр на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (далее - контракт). Срок выполнения работ с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Цена контракта определена пунктом 2.1 контракта и составила 668 407 101 руб. без НДС.
Согласно пункту 2.6.1 контракта оплата и выполнение работ осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до заказчика в 2019 финансовом году по контракту, составляют: 321 830 711 руб., в 2020 финансовом году - 346 576 390 руб.
Дополнительным соглашением от 12.09.2018 N 243-юр принято изменение наименования исполнителя на АО "Тобольское ПАТП". Дополнительным соглашением от 18.02.2020 N 31-юр произведена замена заказчика на Департамент городской среды Администрации города Тобольска. Дополнительным соглашением от 02.03.2020 N 1 уменьшена цена контракта до 623 553 951 руб. Дополнительным соглашением от 10.04.2020 N 2-юр цена контракта уменьшена до 589 463 760 руб.
Согласно пункту 4.2.23 контракта исполнитель обязан предоставить заказчику информацию о соисполнителях, заключивших договор или договоры с исполнителем, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта. Информация предоставляется заказчику в течение 10 дней с момента заключения исполнителем договора с соисполнителями. В случае непредставления исполнителем указанной информации заказчику, информация об этом размещается в единой информационной системе.
В соответствии с условиями пункта 4.2.24 контракта исполнитель обязан привлечь к оказанию услуг соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта.
Согласно пункту 4.2.25 контракта в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с соисполнителем исполнитель обязан представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с соисполнителем, заверенную исполнителем.
Установив неисполнение подрядчиком обязанности по привлечению субъектов малого предпринимательства к исполнению своих обязательств по контракту в нарушение требований пункта 4.2.24 контракта, и непредставление документов, предусмотренных пунктом 4.2.25 контракта, заказчик направил в адрес ответчика претензию от 26.12.2019 N 01-02/04/7859 о взыскании штрафа в размере 2 413 730 руб. 33 коп. на основании пункта 7.10 контракта.
Ответчик в исходящем письме от 13.01.2020 N 11 пояснил причины не исполнения, указав, что требования заказчика о привлечении к оказанию услуг соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций противоречит нормам действующего законодательства. Только заключение перевозчиком государственного или муниципального контракта может являться основанием для включения сведений о нем в реестр маршрутов регулярных перевозок и выдачи карт маршрута, без наличия которых выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам недопустимо. А при этом, правовых оснований для выдачи карт маршрута третьим лицам, в том числе соисполнителям работ, Федеральный закон N 220-ФЗ не содержит.
Поскольку претензия истца о добровольной оплате штрафа оставлена ответчиком без удовлетворения, Департамент обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения сторон, возникшие на основании заключенного контракта, регламентируются соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В силу части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", далее - Закон N 209-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия), в том числе, условие о гражданско-правовой ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей.
В статьях 309, 310 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьями 329, 330, 331 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой (штрафом, пеней), которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, если соглашение о неустойки совершено сторонами в письменной форме.
Пунктом 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение и ненадлежащие исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с пунктом 7.10 контракта за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства размер штрафа устанавливается в размере 5 % объема такого привлечения, установленного контрактом.
Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Данные законоположения корреспондируют статье 401 ГК РФ, в которой сформулированы общие основания для ответственности за нарушение обязательств, к каковым отнесены неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, а также наличие вины у лица, его не исполнившего.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на невозможности привлечения субподрядчиков по контракту, ссылаясь на статью 34.1 Закона N 220-ФЗ, по смыслу которой регулярные пассажирские перевозки по регулируемым тарифам должны осуществляться перевозчиком, являющимся исполнителем по государственному или муниципальному контракту, сведения о котором внесены в реестр и которому на этом основании выданы карты маршрута регулярных перевозок.
Аналогичные доводы заявлялись ответчиком и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и были правомерно отклонены арбитражным судом как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, и не свидетельствующий о невозможности привлечения субподрядчиков в соответствии с условиями контракта и требованиями Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34.1 Закона N 220-ФЗ к управлению транспортным средством, используемым для перевозок по маршруту регулярных перевозок, допускаются: 1) водитель, заключивший трудовой договор с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или одним из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок; 2) индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Транспортное средство, используемое для перевозок по маршруту регулярных перевозок, должно находиться на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя или одного из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок (часть 2 статьи 34.1 Закона).
Право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок, которые выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 12 Закона N 440-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Пунктом 20 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В статье 28 Закона N 220-ФЗ содержатся требования, предъявляемые к оформлению (переоформлению) карт маршрута регулярных перевозок.
В части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ приведен перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в карте маршрута, в том числе, наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту (пункт 6 статьи 28 Закона N 220-ФЗ).
Частью 8 статьи 14 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту (часть 3 статьи 17 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 220-ФЗ карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса по результатам открытого конкурса.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 28 Закона N 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок, выданная юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или одному из участников договора простого товарищества, подлежит переоформлению в случае продления срока ее действия, изменения в установленном порядке класса или характеристик транспортного средства, реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случае изменения места жительства индивидуального предпринимателя.
Переоформление карты маршрута регулярных перевозок осуществляется выдавшими такую карту уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в течение пяти дней со дня обращения с соответствующим заявлением юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдана данная карта.
Доказательств того, что ответчику было отказано в переоформлении маршрутной карты в отношении перевозчиков, привлеченных в качестве субподрядчиков, материалы дела не содержат.
Более того, запрет на заключение договоров субподряда на осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам Федеральным законом N 220-ФЗ не установлен.
Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Правила разработки типовых контрактов (типовых условий)).
Приказом Минтранса России от 29.12.2018 N 482 утверждены типовые контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.
Типовые контракты подлежат применению в соответствии с пунктами 15, 16 Правил разработки типовых контрактов (типовых условий), согласно которым утвержденные типовые контракты, размещенные в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), обязательны к применению при условии одновременного соответствия показателей для применения типового контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку.
Типовой контракт N 3 "на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом... по регулируемым тарифам", утвержденный тем же Приказом Минтранса России от 29.12.2018 N 482, не содержит требования об исполнении контракта подрядчиком самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ на заказчиков возложена обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в нормируемом объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Для исполнения данной нормы частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчику дано безусловное право устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Данные условия необходимо включать в контракты всех закупок, в извещении которых установлено требование о привлечении субподрядчиков - СМП и СОНО.
Форма бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждены приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 332. В силу пункта 3 Порядка заполнения бланка карты маршрута регулярных перевозок (приложение N 2 к поименованному приказу Минтранса России) в пункте 2 карты маршрута указываются:
наименование и место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя и, если имеется, отчество, а также место жительства - для индивидуального предпринимателя, которым выдана карта маршрута;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), которому выдана карта маршрута.
Если карта маршрута выдана участникам простого товарищества, в пункте 2 указываются сведения об уполномоченном участнике данного товарищества.
Сведения о прочих участниках простого товарищества указываются на оборотной стороне карты маршрута, а в случае, если недостаточно места - на дополнительных страницах - приложениях, являющихся неотъемлемой частью карты маршрута (о чем делается соответствующая запись).
Таким образом, порядок заполнения бланка карты маршрута предполагает обязательное приведение сведений о лице, которому таковая выдана, на лицевой стороне бланка и о фактических прочих перевозчиках в случае наличия таковых - в специально отведенной для того графе (на обороте бланка).
При этом положениями статьи 28 Закона N 220-ФЗ допускается непосредственное осуществление перевозок по карте маршрута несколькими лицами, привлечение получившим карту лицом иных перевозчиков и приведение в карте сведений о нескольких таких субъектах (часть 5 статьи 28) при получении данного документа победителем конкурентной процедуры, на что указывает системное толкование норм статей 19 и 28 Закона N 220-ФЗ.
Ссылка ответчика на то, что гражданским законодательством предусмотрено право, а не обязанность подрядчика привлекать субподрядчика, несостоятельна, поскольку указанная обязанность предусмотрена условиями контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Доказательства отсутствия вины в допущенном нарушении ответчиком в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от договорной ответственности.
Истцом представлен расчет суммы штрафа, установленного пунктом 7.10 контракта, который составил 2 413 730 руб. 33 коп., исходя из предусмотренного пунктом 2.6.2 контракта лимита финансирования на 2019 год ((321 830 711 руб. х 15%) х 5%).
Расчет штрафа проверен судом апелляционной инстанции, признается арифметически верным, не нарушающим права ответчика.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании с ответчика штрафа являются законными и обоснованными.
Суд первой инстанции, учитывая положения статьи 333 ГК РФ, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о наличии оснований для снижения неустойки до 0,5% от объема привлечения, установленного контрактом и определил ко взысканию штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сумме 241 373 руб. 03 коп.
Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба не содержит, поэтому выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества "Тобольское пассажирское автотранспортное предприятие" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.02.2021 по делу N А70-19935/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19935/2020
Истец: Департамент городской среды АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
Ответчик: АО "ТОБОЛЬСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"