г. Санкт-Петербург |
|
05 мая 2021 г. |
Дело N А56-21415/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Осипов Д.И. по доверенности от 30.12.2020
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5392/2021) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 по делу N А56-21415/2020 (судья Черняковская М.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлантика"
к Балтийской таможне
о возврате излишне уплаченных платежей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантика" (далее - заявитель, Общество, ООО "Атлантика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявлением о признании незаконным решений Балтийского таможенного поста (центр электронного декларирования) Балтийской таможни от 08.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товар N 10216170/090919/0163990, и от 08.12.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товар N 10216170/100919/0165261, об обязании Балтийской таможни (далее - Таможня) восстановить нарушенные права Общества посредством возврата сумм в размере 87 249,30 руб. и 16 837,59 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в судебном заседании 18.12.2020 Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, согласно которым Общество просило обязать Таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 64 106,85 руб. Уточнение требований принято судом первой инстанции.
Решением суда от 25.12.2020 заявленные Обществом требования (с учетом уточнения) удовлетворены; суд обязал Таможню возвратить Обществу 64 106, 85 руб. излишне взысканных таможенных платежей в порядке, установленным действующим законодательством Российской Федерации, возвратил Обществу 3 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 25.12.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что транспортные расходы по маршруту Buenos-Aires - Санкт-Петербург не включены декларантом в таможенную стоимость товара, задекларированного по ДТ N 10216170/100919/0165261, соответственно, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами неприменим. При этом податель жалобы ссылается на то, что в представленных Обществом и АО "Альфа-Банк" (по запросу таможенного органа) проформа-инвойсе от 04.07.2019 N0020-2019, инвойсе от 08.08.2019 N Е 00006-00000132, прайс-листе продавца от 11.07.2019, экспортной декларации от 01.08.2019 N 19001ЕС01048219Y указаны условия поставки FOB, что не соответствует сведениям, заявленным декларантом в графе 20 ДТ 10216170/100919/0165261 (CFR-Санкт-Петербург). В отношении ДТ N10216170/090919/0163990 податель жалобы ссылается на то, что сумма оплаты по представленным банковским документам - заявление на перевод от 09.08.2019 на сумму 42573 долларов США, от 14.08.2019 N 327 на сумму 72387 долларов США, всего на сумму 114960 долларов США, превышает стоимость товара, заявленную по ДТ N10216170/090919/0163990 (инвойс от 30.07.2019 N Е 0010 00003165 на сумму 103410 долларов США). Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции были проанализированы пояснения по оплате ООО "Атлантика" и кредит-нота на сумму 549,64 долларов США, которые не были представлены таможенному органу в рамках проверки документов и сведений по ДТ N10216170/090919/0163990. Таким образом, по мнению подателя жалобы, представленные Обществом в таможенный орган документы и пояснения не позволили таможенному органу установить фактически уплаченную цену за товар, сведения о котором заявлены в ДТ N10216170/090919/0163990, а также исполнение покупателем обязательств по оплате перед продавцом.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направила, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Обществом представлен в суд отзыв на апелляционную жалобу, в которой доподы Таможни отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 10.11.2017 N 5-17, заключенного с компанией "Аргал С.Р.Л.", Аргентина, Обществом ввезен и задекларирован по декларации на товар N 10216170/090919/0163990 (далее - ДТ) товар: "говяжьи языки замороженные в коробках для свободной реализации". Заявленная таможенная стоимость - 6 824 863,52 руб., вес нетто товара - 27 000 кг, условия поставки - CFR Санкт-Петербург.
Таможенная стоимость товаров определена Обществом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Сведения в ДТ N 10216170/090919/0163990 заявлены Обществом на основании следующих документов: внешнеторговый контракт от 10.11.2017 N 5-17; письмо о нестраховании; инвойс от 30.07.2019 N E 0010-00003165; коносамент N SUDU59650A566066, N HSR901225.
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216170/090919/0163990, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом 10.09.2019 направлен Обществу запрос документов и (или) сведений для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, а также расчет суммы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
10.09.2019 товары, задекларированные по ДТ N 10216170/090919/0163990, выпущены Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в связи с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Письмом от 07.11.2019 N 903 Общество представило в таможенный орган запрошенные документы, сведения и пояснения в электронном виде.
08.12.2019 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/090919/0163990.
По результатам проведенного ведомственного контроля решением Балтийской таможни от 05.08.2020 N 10216000/050820/189-р/2020 указанное выше решение Балтийского таможенного поста (ЦЭД) от 08.12.2019 признано не соответствующим требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и отменено.
Балтийской таможней проведена проверка соблюдения требований таможенного законодательства после выпуска товаров по ДТ N 10216170/090919/0163990.
В акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и(или) транспортных средств N 10216000/015/210920/А230/1 от 21.09.2020 (л.д.198-204) Таможней отражены следующие обстоятельства:
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10216170/090919/0163990 Обществом представлены следующие документы: внешнеторговый контракт от 10.01.2017 N 5-17; дополнительное соглашение от 12.09.2018 к контракту от 10.01.2017 N 5-17; спецификации от 15.03.2019, 10.04.2019, 25.06.2019, N 11 от 17.07.2019, N 2 от 10.09.2019, 10.01.2017, 10.04.2019, от 25.06.0219, от 17.07.2019, от 10.09.2019, N 12 от 01.10.2019, N 13 от 10.10.2019 к договору купли-продажи от 10.01.2017 N 5-17; проформа инвойса от 17.07.2019 N 19/234; инвойс от 30.07.2019 N E 0010-00003165; УНК; прайс-лист от 16.07.2019; заявление на перевод от 09.08.2019 N 318; выписка по счету за 09.08.2019; заявление на перевод от 14.08.2019 N 327; свифт от 14.08.2019; выписка по счету за 14.08.2019; ведомость банковского контроля; экспортная декларация N 19001EC01050767P от 02.08.2019 с переводом; письма от 07.11.2019 N 897, 898, 899, 900, 901, 902, от 04.09.2020 N 273; бухгалтерские документы по реализации товара на внутреннем рынке.
Письмом от 04.09.2020 N 273 (л.д. 158) ООО "Атлантика" представлены пояснения по оплате товара, согласно которым:
31 023 долларов США - предоплата 30% по инвойсу от 30.07.2019 N E 0010-00003165,
11 550 долларов. США - предоплата 30% за товар по ДТ N 10216170/170919/0169172,
72 387 долларов США - оплата остатка 70% по инвойсу от 30.07.2019 N E 0010-00003165.
При этом, в ходе таможенного декларирования по другой ДТ N 10216170/170919/0169172 в качестве подтверждения оплаты Обществом представлены: свифт-сообщения от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США по проформе-инвойсу от 17.07.2019 N 19/234, от 03.09.2019 на сумму 26 924,80 долларов США по инвойсу от 11.08.2019 N E 0010-00003179. Проформа-инвойс от 17.07.2019 N 19/234 выставлен на товар "замороженный говяжий язык_", однако по ДТ N 10216170/170919/0169172 задекларирован товар "говяжья печень замороженная_"
На основании изложенного, Таможней сделан вывод, что заявление на перевод N 318 от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США подтверждает предоплату товара "замороженный говяжий язык_", задекларированного по ДТ N10216170/090919/0163990
Указанные обстоятельства явились основаниям для вывода Таможни о том, что сумма представленных банковских документов по оплате товара по ДТ N 10216170/090919/0163990 (заявление на перевод от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США, от 14.08.2019 N 327 на сумму 72 387 долларов США, итого 114 960 долларов США) превышает сумму, заявленную по ДТ N 10216170/090919/0163990 (инвойс от 30.07.2019 N E 0010-00003165 на сумму 103 410 долларов США).
Учитывая факт документальной неподтвержденности величины цены и, соответственно, таможенной стоимости товара и одновременного непредставления документов, устраняющих выявленные признаки недостоверности сведений о заявленной таможенной стоимости товаров, таможенным органом сделан вывод о том, что метод определения таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10216170/090919/0163990, по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренный статьей 39 ТК ЕАЭС, не может быть применим.
21.09.2020 Таможней принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/090919/0163990 (л.д. 195), таможенная стоимость ввозимых товаров определена в соответствии с требованиями статьи 45 ТК ЕАЭС с гибким применением метода по статьям 41, 42 ТК ЕАЭС. Сумма дополнительно уплаченных Обществом по ДТ N 10216170/090919/0163990 таможенных платежей составила 64 106,85 руб., что следует из КДТ от 28.12.2019 и 30.09.2020 (л.д.256-257).
Общество обратилось в суд с имущественным требованием об обязании Таможню возвратить таможенные платежи в размере 64 106,85 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ), указав в качестве основания данного заявления на отсутствие у таможенного органа оснований для внесения изменений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/090919/0163990, полагая правомерным первоначально определенную Обществом в данной ДТ таможенную стоимость товара в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
.
Несмотря на то, что Общество не обращалось в таможенный орган по вопросу изменения сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, указанных в декларациях, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные Обществом имущественные требования (с учетом уточнения), при этом оценив законность решения Таможни от 21.09.2020 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10216170/090919/0163990, а также решил вопрос о наличии оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей с учетом соблюдения трехлетнего срока на обращение в суд.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2020 N 307-ЭС19-18595 по делу N А56-122276/2018.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 25.12.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия решения от 21.09.2020 о внесении изменений в спорную ДТ N 10216170/090919/0163990, приведшего к начислению таможенных платежей, о возвращении которых заявлено Обществом, явился вывод Таможни о том, что фактическая оплата товара по ДТ N 10216170/090919/0163990 (заявление на перевод от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США, от 14.08.2019 N 327 на сумму 72 387 долларов США, итого 114 960 долларов США) превышает сумму, заявленную по ДТ (инвойс от 30.07.2019 N E 0010-00003165 на сумму 103 410 долларов США).
Указанные вывод сделан на основании анализа Таможней доказательств оплаты товара, задекларированного по ДТ N 10216170/170919/0169172: свифт-сообщений от 09.08.2019 на сумму 42573 долларов США по проформе-инвойсу от 17.07.2019 N 19/234, от 03.09.2019 на сумму 26924,80 долларов США по инвойсу от 11.08.2019 N E 0010-00003179. Проформа-инвойс от 17.07.2019 N 19/234 выставлена на товар "замороженный говяжий язык_", однако по ДТ N 10216170/170919/0169172 задекларирован товар "говяжья печень замороженная_", в связи с чем Таможней сделан вывод о том, что заявление на перевод N 318 от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США подтверждает предоплату товара "замороженный говяжий язык_", задекларированного по ДТ N10216170/090919/0163990, не в размере 31023 долл. США, а в размере 42573 долл. США.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, во исполнение договора купли-продажи N 5-17 от 10.01.2017 произведена поставка говяжьего замороженного языка по условию поставки CFR, Санкт-Петербург, Россия (Инкотермс 2000), вес нетто 27000 кг, на сумму 6 824 863,52 руб. (103 410 долларов США).
Как следует из пояснений Общества, представленных в таможенный орган в письме от 04.09.2020 N 273, а также данных в суде первой инстанции, оплата спорного товара в размере 103 410 долларов США производилась в следующем порядке:
31 023 долларов США - предоплата 30% по инвойсу от 30.07.2019 N E 0010-00003165,
72 387 долларов США - оплата остатка 70% по инвойсу от 30.07.2019 N E 0010-00003165.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу предоставлены документы, в том числе, проформа-инвойс от 17.07.2019 N 19/234, инвойс от 30.07.2019 N Е0010-00003165, заявление на перевод от 09.08.2019 N 318, выписка за 09.08.2019 с указанием суммы 42 573 долларов США по проформа-инвойсу от 17.07.2019 N 19/234, заявление на перевод от 14.08.2019 N 327, свифт от 14.08.2019 на сумму 72 387 долл., выписка по счету за 14.08.2019.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение контракта от 10.01.2017 N 5-01 также была произведена поставка говяжьей печени замороженной по условиям поставки CFR, Санкт-Петербург, Россия (Инкотермс 2000), вес нетто 27 482 кг, на сумму 2 420 656,77 руб. (37 925,16 долларов США) по ДТ N10216170/170919/0169172. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10216170/170919/0169172 таможенному органу предоставлены документы, в том числе: свифт от 09.08.2019 на сумму 42 573 долларов США по проформа-инвойсу от 17.07.2019 N19/234, свифт от 03.09.2019 на сумму 26 924,80 долларов США по инвойсу N Е0010-00003179 от 11.08.2019.
Таким образом, как обоснованно установлено судом первой инстанции, по ДТ N 10216170/090919/0163990 сумма поставки составляет 103 410 долларов США, что соответствует сумме инвойса N Е0010-00003165 от 30.07.2019; по ДТ N10216170/170919/0169172 сумма поставки составляет 37 925,16 долларов США, что соответствует сумме инвойса NЕ0010-00003179 от 11.08.2019.
Общая стоимость товара по указанным поставкам (ДТ N 10216170/090919/0163990 и ДТ N 10216170/170919/0169172) составила 141 335,16 долл. США.
Оплата произведена Обществом в полном объеме: сумма 72 387 долларов США подтверждена свифт от 14.08.2019 по инвойсу N Е0010-00003165 от 30.07.2019 за поставку "говяжьего замороженного языка" (ДТ N 10216170/090919/0163990); сумма 26 924,80 долларов США подтверждена свифт от 03.09.2019 по инвойсу N Е0010-00003179 от 11.08.2019 за поставку "говяжьей печени замороженной" (ДТ N 10216170/170919/0169172); сумма 42 573 дол. США подтверждена свифт от 03.09.2019 по проформе-инвойсу N 19/234 от 17.07.2019 - оплачена поставка товара "говяжьего замороженного языка" и "говяжьей печени замороженной" (ДТ N 10216170/090919/0163990 и ДТ N 10216170/170919/0169172).
Итого по указанным поставкам (ДТ N 10216170/090919/0163990 и N 10216170/170919/0169172) общая сумма оплаты составляет 141 884,80 долларов США.
С учетом представленной продавцом покупателю кредит-ноты 07.08.2019 на сумму 549,64 долл. США (демередж контейнера) сумма оплаты по указанным поставкам (ДТ N 10216170/090919/0163990 и ДТ N 10216170/170919/0169172) составляет 141 335,16 долларов США, что соответствует сумме задекларированного по данным ДТ товара
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о предоставлении Обществом таможенному органу документов об оплате товара по спорной ДТ N 10216170/090919/0163990, подтверждающих сведения, заявленные в указанной ДТ.
В свою очередь, таможенный орган не доказал невозможность использования представленных Обществом при таможенном декларировании и по запросу таможенного органа документов в их совокупности и системной оценке для целей надлежащего подтверждения таможенной стоимости вывезенных товаров. Таможенным органом не обоснована невозможность применения метода "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, учитывая, что все необходимые документы Обществом представлены, их недостоверность таможенным органом не доказана. Противоречий и неполных сведений в показателях, указанных в названных документах, не установлено.
Довод Таможни о том, что Общество не представило документы, подтверждающие оплату за товары по ДТ N 10216170/090919/0163990, апелляционный суд отклоняет как противоречащий имеющемся в материалах дела документам, свидетельствующем об оплате товара. Котоыре были представлены в таможенный орган письмом от 04.09.2020 N 273. Непредставление Обществом в таможенный орган кредит-ноты от 07.08.2019 не свидетельствует о недостоверности заявленной в ходе таможенного декларирования стоимости товара, подтвержденной соответствующими документами, кроме того данный документ представлен в суд первой инстанции, рассматривающий имущественное требование о возврате таможенных платежей.
Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенным органом не представлено.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Поскольку Общество уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с таможенным законодательством, таможенные платежи в сумме 64106,85 руб. являются излишне взысканными.
Нарушенные права заявителя подлежат восстановлению в установленном таможенным законодательством порядке путем возврата излишне уплаченных денежных средств в размере 64 106,85 руб. Спор о размере заявленной к возврату суммы, между сторонами отсутствует. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования о возврате 64 106, 85 руб. излишне взысканных таможенных платежей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы Таможни в отношении ДТ N 10216170/100919/0165261 отклоняются судом апелляционной инстанции, как не имеющие отношения к предмету спора с учетом уточненных требований Общества.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал и дал надлежащую оценку представленным в материалы дела документам и доводам сторон, нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 25.12.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2020 года по делу N А56-21415/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21415/2020
Истец: ООО "АТЛАНТИКА"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ