г. Тула |
|
5 мая 2021 г. |
Дело N А68-5613/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27. 04.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А. судей Афанасьевой Е.И. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Трепачевой А.С., при участии в судебном заседании: от УФНС России по Тульской области -Комарова И.В. ( по доверенности от 12.01.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Киреевский завод легких металлоконструкций" на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2021 по делу N А68-5613/2020 (судья Елисеева Л.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Киреевский завод легких металлоконструкций" (ОГРН 1027101678010, ИНН 7128000134) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (ОГРН 1077104002095, ИНН 7104057646) о признании недействительным решения от 09.12.2019 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085) из ЕГРЮЛ; признании незаконными действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 25.03.2020 за номером 2207100110127 о прекращении (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) - ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085); об обязании налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085) как о действующем юридическом лице,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Киреевский завод легких металлоконструкций" (далее - АО "КЗЛМК", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области) с заявлением о признании недействительным решения от 09.12.2019 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085) из ЕГРЮЛ;
признании незаконными действий налогового органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 25.03.2020 за номером 2207100110127 о прекращении (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) - ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085);
об обязании налогового органа внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "Фортекс" (ОГРН 1187154001869, ИНН 7103053085) как о действующем юридическом лице,
Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
28.01.2021 в судебном заседании объявлен перерыв до 04.02.2021, после перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя.
Представителем налогового органа заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве стороны по делу с Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области на Управление ФНС России по Тульской области, в связи с ее реорганизацией путем присоединения к Управлению ФНС России по Тульской области.
Решением суда от 10.02.2021 произведена замена Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области, являющейся ответчиком, на ее правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130).
В удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции конкурсный управляющий АО "КЗЛМК" обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на нарушение судом области норм материального права.
От уполномоченного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, в удовлетворении которой просит суд отказать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266,268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области после проведения мероприятий по определению недействующих юридических лиц от Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области получены следующие документы:
Справка N 898-О от 28.11.2019 о непредставлении ООО "Фортекс" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, из которой следует, что последняя дата предоставления документов отчетности - 27.07.2018;
Справка N 898-С от 28.08.2019 об отсутствии в течение 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетами или об отсутствии у ООО "Фортекс" открытых банковских счетов, из которой следует, что в течение последних 12 месяцев отсутствует движение по счетам.
Учитывая данные обстоятельства, 09.12.2019 Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области принято решение N 3961 о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ.
Сведения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ внесены в государственный реестр 11.12.2019 записью за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2197154445156, а также опубликованы в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 49(765) от 11.12.2019.
Поскольку в срок, определенный для подачи возражений об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ (в течение трех месяцев со дня публикации в Журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ), в Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, представлено не было, 25.03.2020 инспекцией внесена запись за ГРН 2207100110127 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Фортекс", фактически прекратившего свою деятельность.
Ссылаясь на то, что указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "КЗЛМК", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, в частности, что решением Арбитражного суда Тульской области от 28.08.2018 года по делу N А68-7253/2016 АО "КЗЛМК" (301260, Тульская обл., г. Киреевск, ОГРН 1027101678010; ИНН 7128000134) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Серегина Юлия Евгеньевна.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 17.02.2020 года по делу N А68-7253/2016 срок конкурсного производства в отношении АО "КЗЛМК" был продлен на шесть месяцев.
Согласно данным бухгалтерского учета АО "КЗЛМК" на дату принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ за ООО "Фортекс" числилась дебиторская задолженность перед АО "КЗЛМК" в общей сумме 2 614 824, 70 руб., подтвержденная вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2019 года по делу N А68-5681/2019.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2019 года по делу N А68-5681/2019 Арбитражным судом Тульской области 20.08.2019 был выдан исполнительный лист серия ФС N 020631835 на взыскание с должника - ООО "Фортекс" (юридический адрес: 300002, Тульская обл., г. Тула, ул. Демидовская, д. 63, кв. 8А; ОГРН 1187154001869; ИНН 7103053085; дата регистрации: 29.01.2018) в пользу взыскателя - АО "КЗЛМК" (юридический адрес: 301260, Тульская обл., г. Киреевск; ОГРН 1027101678010; ИНН 7128000134; дата регистрации: 02.09.2002) задолженности в сумме 2 614 824, 70 руб.
03.09.2019 года конкурсный управляющий АО "КЗЛМК" обратился в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области с заявлением исх. N 30-08/19-002 от 30.08.2019 о возбуждении исполнительного производства на основании вышеуказанного исполнительного листа.
04.09.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП ИОИП Хлоповой А.А. в отношении ООО "Фортекс" было возбуждено исполнительное производство N 56917/19/71030-ИП.
При этом задолженность ООО "Фортекс" перед АО "КЗЛМК" в размере 2 614 824, 70 руб. была частично погашена на общую сумму 80 803, 60 руб.:
27.12.2019 на расчетный счет АО "КЗЛМК" поступили денежные средства в общем размере 18 677, 53 руб. в счет погашения долга взыскателю - АО "КЗЛМК" на основании исполнительного листа N 020631835 от 20.08.2019 (ПП N 688515 от 27.12.19 на сумму 10 руб., ПП N 688392 от 27.12.19 на сумму 18 667, 53 руб.);
13.01.2020 на расчетный счет АО "КЗЛМК" поступили денежные средства в размере 1 071, 96 руб. в счет погашения долга взыскателю - АО "КЗЛМК" на основании исполнительного листа N 020631835 от 20.08.2019 (ПП N 731486 от 13.01.20);
27.02.2020 на расчетный счет АО "КЗЛМК" поступили денежные средства в размере 61 054, 11 руб. в счет погашения долга взыскателю - АО "КЗЛМК" на основании исполнительного листа N 020631835 от 20.08.2019 (ПП N 108769 от 27.02.20).
Заявитель указывает, что на текущую дату исполнительное производствоN 56917/19/71030-ИП в отношении должника ООО "Фортекс" не прекращено, сумма непогашенной задолженности перед АО "КЗЛМК" составляет 2 534 021, 10 руб.
При этом конкурсный управляющий АО "КЗЛМК" лишь в июне 2020 года узнал о том, что 25.03.2020 года регистрирующим органом (Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области) была внесена запись в ЕГРЮЛ за номером 2207100110127 о прекращении (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) ООО "Фортекс", поскольку в этот временной период (июнь 2020 года) в адрес конкурсного управляющего АО "КЗЛМК" поступил ряд постановлений судебных приставов-исполнителей Межрайонного ОСП по ИОИП о прекращении исполнительных производств в отношении должников АО "КЗЛМК", в частности, ООО "Техностиль КЗЛМК" и ООО "Мастер", в связи с исключением соответствующих юридических лиц из ЕГРЮЛ как недействующих юридических лиц, несмотря на то, что в отношении данных юридических лиц имелись возбужденные исполнительные производства на момент их исключения из ЕГРЮЛ регистрирующим органом.
Между тем, как на дату принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, - 09.12.2019 (запись в ЕГРЮЛ за номером 2197154445156 от 11.12.2019), так и на дату прекращения (исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица -25.03.2020 (запись в ЕГРЮЛ за номером 2207100110127 от 25.03.2020), имелось возбужденное 04.09.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП Хлоповой А.А. исполнительное производство N 56917/19/71030-ИП в отношении ООО "Фортекс" на основании исполнительного листа, выданного во исполнение решения Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2019 года по делу N А68-5681/2019, и незавершенное вплоть по текущую дату.
Заявитель отмечает, что информация о данном исполнительном производстве N 56917/19/71030-ИП в отношении должника - ООО "Фортекс" (номер ИП, дата возбуждения, реквизиты исполнительного производства, предмет исполнения, сумма непогашенной задолженности) отражена на официальном сайте Федеральной налоговой службы судебных приставов. Однако, указанные обстоятельства регистрирующим органом непосредственно перед принятием решения об исключении ООО "Фортекс" как недействующего юридического лица не проверялись.
Таким образом, на момент внесения регистрационной записи об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ, ООО "Фортекс", формально отвечая признакам недействующего юридического лица, имело неисполненные гражданско-правовые обязательства перед АО "КЗЛМК". Принятие Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, решения об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ при наличии возбужденного в отношении ООО "Фортекс" исполнительного производства не соответствует требованиям Закона N 129-ФЗ и, очевидно, нарушает права и законные интересы АО "КЗЛМК" как кредитора.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Фортекс", Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области 25.03.2020 года приняла решение об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ на основании справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов от 28.11.2019, справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от 28.11.2019.
В свою очередь, необходимо отметить, что уже после принятия регистрирующим налоговым органом решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ (09.12.2019), то есть 27.12.2019, 13.01.2020, 27.02.2020 в рамках возбужденного 04.09.2019 исполнительного производства N 56917/19/71030-ИП в адрес АО "КЗЛМК" поступили денежные средства в общей сумме 80 803, 60 руб. на основании платежных поручений N 688515 от 27.12.19 на сумму 10 руб., N 688392 от 27.12.19 на сумму 18 667, 53 руб., N 731486 от 13.01.20 на сумму 1 071, 96 руб. и N 108769 от 27.02.20 на сумму 61 054, 11 руб.
Между тем, соответствующая информация о движении денежных средств в общей сумме 80 803, 60 руб. по счету ООО "Фортекс" в период с декабря 2019 года по февраль 2020 года включительно, то есть в преддверии исключения данной организации из ЕГРЮЛ (25.03.2020) не была учтена регистрирующим органом.
При таких обстоятельствах заявитель просит требования удовлетворить.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения, действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, прекратившего свою деятельность, определен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
В силу пункта 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - приказ N САЭ-3-09/355@) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно пункту 3 приказа N САЭ-3-09/355@ утвержден состав сведений, публикуемых в журнале "Вестник государственной регистрации", согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
Положениями раздела II приложения N 2 к приказу N САЭ-3-09/355@ установлено, что сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, направляемые регистрирующими органами для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", должны содержать: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дату его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 01.07.2002 (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дату регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дату решения о предстоящем исключении (пункта 1 раздела II приложения N 2 к приказу N САЭ-3-09/355@).
Сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Форма размещения в журнале определяется редакцией журнала "Вестник государственной регистрации" (пункт 2 раздела II приложения N 2 к приказу N САЭ-3-09/355@).
В силу пункта 7 статьи 22 Закона о государственной регистрации, если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (пункт 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
По смыслу приведенных правовых норм, регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из государственного реестра, если в течение трехмесячного срока со дня опубликования решения о предстоящем исключении поступили заявления соответствующих лиц, либо у регистрирующего органа имеются данные, свидетельствующие об отсутствии у организации признаков недействующего юридического лица.
Из материалов дела следует, что последняя отчетность представлена
ООО "Фортекс" 27.07.2018, сведения о движении по счетам отсутствуют.
Учитывая наличие у данного общества признаков недействующего юридического лица, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, Межрайонной ИФНС России N 10 по Тульской области принято решение от 09.12.2019 N 3961 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в Журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 49(765) от 11.12.2019.
Публикация содержит все предусмотренные пунктом 3 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, а также приказом ФНС N САЭ-3-09/355@ сведения: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дату его присвоения; ИНН юридического лица; номер решения о предстоящем исключении; дату решения о предстоящем исключении.
Также помимо опубликованного сообщения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ в этом же номере сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Факт публикации подтверждается сведениями общедоступного сайта журнала "Вестник государственной регистрации" http://www.vestnik-gosreg.ru/search/.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определения от 17.01.2012 N 143-О-О, от 2.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О и др.), правовое регулирование, установленное данной статьей, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данные законоположения применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Порядок и сроки направления возражений установлены Законом о государственной регистрации и одинаковы для всех. Указанные сведения публикуются в начале соответствующего раздела и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Кредитор недействующей организации, осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Законом о государственной регистрации, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника, как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" общедоступны.
В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Как правомерно указал суд области, на момент внесения записи об исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ ни от АО "КЗЛМК", ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в инспекцию не поступило.
При этом суд отметил, что АО "КЗЛМК" имело возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ в порядке указанной нормы. Вместе с тем, заявитель не воспользовался своим право и не представил возражений в установленный срок.
Учитывая данные обстоятельства, Межрайонная ИФНС России N 10 по Тульской области обоснованно 25.03.2020 внесла в запись за государственным регистрационным номером 2207100110127 об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Фортекс", фактически прекратившего свою деятельность.
Данная запись внесена с соблюдением порядка и сроков, установленных Законом о государственной регистрации, доказательств обратного заявителем не представлено.
Заявителем не представлено доказательств наличия у должника имущества и вероятности его обнаружения, иных доказательств осуществления ООО "Фортекс" какой-либо финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, в материалах дела имеется протокол допроса N 224 от 26.07.2019 Башмаковой Елены Александровны, которая, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являлась генеральным директором ООО "Фортекс". Согласно указанного протокола допроса, Башмакова Е.А. поясняет, что примерно в 2018 году знакомая Оксана попросила ее открыть фирму ООО "Фортекс" за денежное вознаграждение. При этом никаких директоров она не назначала, сделок не заключала, никакой хозяйственно-финансовой деятельности не вела и вести не собиралась.
Наличие у ООО "Фортекс" в пользу АО "КЗЛМК" задолженности в общей сумме 2 534 021, 10 руб. при условии, что о наличии такой задолженности в установленном пунктом 4 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации порядке заявлено не было, само по себе не свидетельствует о том, что данное юридическое лицо осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность, а действия налогового органа об исключении такого лица из ЕГРЮЛ являются незаконными.
Признавая в постановлении от 18.05.2015 N 10-П пункт 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе, исходил из специфики правового регулирования, связанной с применением процедур банкротства.
С учетом этого положение пункта 2 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, рассматриваемое в системной взаимосвязи с пунктами 3 и 4 той же статьи и пунктом 8 статьи 22 данного Федерального закона, устанавливающими гарантии прав лиц, чьи интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы в обозначенном в жалобе аспекте (определение от 29.09.2016 N 1971-О).
Таким образом, формальная совокупность предусмотренных Законом о
государственной регистрации обстоятельств является достаточной как для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица, так и для его последующего исключения из ЕГРЮЛ при условии надлежащей публикации о предстоящем исключении и отсутствии в установленный трехмесячный срок реакции кредиторов (несмотря на наличие кредиторов как таковых).
Аналогичные выводы изложены в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 N 304-КГ17-2421, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2014 N ВАС-4191/14, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 14.11.2013 по делу N А09-5428/2012, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2016 по делу N А66-1022/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2016 по делу N А55-1097/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2016 по делу N А45-9789/2016, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2017 по делу N А51-28648/2016 и др.
При таких обстоятельствах суд суд области пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Суд области были правомерно отклонены доводы заявителя о том, что факт наличия движения по счетам ООО "Фортекс" подтверждается тем, что после принятия регистрирующим налоговым органом решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ (09.12.2019) у общества были движения по счету, а именно, 27.12.2019, 13.01.2020, 27.02.2020 в рамках возбужденного 04.09.2019 исполнительного производства N 56917/19/71030-ИП в адрес АО "КЗЛМК" поступили денежные средства в общей сумме 80 803, 60 руб. на основании платежных поручений N 688515 от 27.12.19 на сумму 10 руб., N 688392 от 27.12.19 на сумму 18 667, 53 руб., N 731486 от 13.01.20 на сумму 1 071, 96 руб. и N 108769 от 27.02.20 на сумму 61 054, 11 руб., по следующим основаниям.
Судом был направлен запрос в Межрайонную ИФНС России N 12 по Тульской области о предоставлении сведений об открытых/закрытых счетах в кредитных организациях ООО "Фортекс" за период с 01.12.2018 по 25.03.2020 включительно. Согласно ответу налогового органа у ООО "Фортекс" за год до даты принятия решения о предстоящем исключении ООО "Фортекс" из ЕГРЮЛ (09.12.2019) были открыты 4 расчетных счета в трех кредитных учреждениях (АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Тульский региональный, АО "Почта Банк", АО "Банк ДОМ.РФ").
Суд направил запросы в указанные кредитные учреждения о предоставлении сведений о движении денежных средств по расчетным счетам. Согласно представленным из кредитных учреждений ответам, на расчетных счетах ООО "Фортекс" находились остатки денежных средств, которые были списаны Федеральной службы судебных приставов в пользу АО "КЗЛМК" на основании задолженности по исполнительному производству. Иных движений по счетам не производилось. Вместе с тем, указанные списания остатков денежных средств со счетов не являются подтверждением ведения ООО "Фортекс" хозяйственной деятельности.
При этом суд области отметил, что прекращение юридического лица не лишает заявителя возможности на основании пункта 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
По мнению судебной коллегии, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Обжалуя решение суда первой инстанции, каких-либо доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку его законности и обоснованности, либо опровергали выводы арбитражного суда области, заявитель не привел.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны обоснованно отклоненным доводам, приводимым в ходе разбирательства дела в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и направлены на переоценку исследованных доказательств и выводов суда при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2021 по делу N А68-5613/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Волошина |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5613/2020
Истец: АО "Киреевский завод легких металлоконструкций"
Ответчик: МИФНС России N 10 по Тульской области, ФНС России Межрайонная Инспекция N 10 по Тульской области
Третье лицо: ООО "Фортекс", Серенина Ю.Е., Серегина Юлия Евгеньевна