г. Пермь |
|
07 мая 2021 г. |
Дело N А50-24830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии:
от заявителя: Красильникова И.В. (директор) паспорт, решение от 27.11.2020 N 28; Микова М.И. паспорт, по доверенности от 20.11.2020, диплом
от налогового органа: Набокова Э.А. удостоверение, по доверенности от 28.12.2020 N 46, диплом; Косолапова Д.Б. паспорт, по доверенности от 28.12.2020, диплом
от третьего лица: Гайдук А.В. удостоверение, по доверенности от 17.02.2021, диплом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации и Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 февраля 2021 года
по делу N А50-24830/2020
по заявлению Частного учреждения дополнительного образования "Школа развития личности" (ОГРН 1025900906020, ИНН 5904046174)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (ОГРН 1045900797029, ИНН 5904101890)
о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения от 13.08.2020 об отказе в предоставлении субсидии,
третье лицо - Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494),
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение дополнительного образования "Школа развития личности" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщения от 13.08.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы налоговый орган настаивает на правомерности своих действий в связи с отсутствием сведений о заявителе на 01.07.2020 в реестре, информация которого учитывались при рассмотрении вопроса о предоставлении субсидии, заявление учреждения не подлежит удовлетворению. На инспекцию не может быть возложена обязанность устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, так как данное требование является неисполнимым, в виду того, что контроль соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий получателям субсидий, установленных Правилами, осуществляют Федеральное казначейство и уполномоченный орган государственного финансового контроля.
Третье лицо, Министерство экономического развития Российской Федерации, так же выразив несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы третье лицо указывает, что суду первой инстанции надлежало привлечь к участию в деле Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, поскольку в силу пункта 2 Положения о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847) на указанный орган возложена обязанность представлять информацию в реестр. Неверное толкование судом положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о правах и обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления привело к принятию незаконного решения. Заявитель не соответствовал условиям получения рассматриваемой субсидии, поскольку не был включен в реестр НКО на 1 июля 2020 г. Исходя из данных, предоставленных Министерством образования и науки Пермского края и фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества в Минэкономразвития России, заявитель не являлся поставщиком социальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Регулирование спорных отношений установлено бюджетным законодательством Российской Федерации. Кроме того, третье лицо выражает согласие с позицией налогового органа, изложенной в суде первой инстанции, о неисполнимости решения в части обязания произвести в пользу заявителя выплату субсидии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представители налогового органа и третьего лица на доводах апелляционной жалобы настаивали, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 07.05.1998, впоследствии прошло 26.11.2002 перерегистрацию в налоговом органе; с 31.10.2017 основным видом его деятельности, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, является Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки (код ОКВЭД 85.41.9).
Как следует из пунктов 1.10, 2.1, 2.2 устава учреждения, оно создано в целях осуществления образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование предпосылок учебной деятельности и мотивации к саморазвитию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени; основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности, посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 11.05.2016 N 59Л01 0003285, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Для целей реализации права на получение мер государственной поддержки учреждением в налоговый орган представлено заявление от 16.07.2020 N 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
По результатам рассмотрения указанного заявления инспекцией в адрес учреждения направлено сообщение от 13.08.2020 об отказе в предоставлении запрещенной субсидии. Основанием для отказа послужило то, что учреждение по состоянию на 1 июля 2020 года не было включено в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 847.
Не согласившись с действиями инспекции по отказу в предоставлении субсидии, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган. Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2020 N 23-11/15776@ жалоба учреждения на действия инспекции оставлена без удовлетворения.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что обществом соблюдены все условия и требования для получения субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее также - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей (пункт 2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункта 2.1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 этого Федерального закона.
Пунктом 2.2 статьи 2 Закона N 7-ФЗ определено, что под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не выполняет функции иностранного агента, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований:
1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий (пункт 5 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.
Как определено пунктом 1 статьи 31.4 Закона N 7-ФЗ, в случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 2.2 статьи 2 этого Федерального закона, по решению уполномоченного органа или его территориального органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 976).
Пунктом 1 Правил N 976 определено, что они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Субсидии могут предоставляться получателям субсидий, относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров.
Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Согласно пункту 2 Правил N 976 субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 этих Правил.
Пунктом 4 Правил N 976 закреплены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии, таковыми являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии, относящегося к СОНКО, являющимся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 847 по состоянию на 1 июля 2020 года;
в) получатель субсидии не находится в процессе ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц;
г) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 Правил N 976, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Министерство экономического развития Российской Федерации представляет в Федеральную налоговую службу в срок до 10 июля 2020 года перечень СОНКО, являющихся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана, включенных по состоянию на 1 июля 2020 года в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии в числе прочих является нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 этих Правил.
В Приложении N 3 к Правилам N 976 приведен Перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, в котором в числе прочих значится такой вид экономической деятельности как "Образование дополнительное детей и взрослых", код по Общероссийскому классификатора видов экономической деятельности - 85.41.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 N 847 утверждено Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Положение N 847), а также Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
Как закреплено пунктом 2 Положения N 847, информацию в реестр представляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство юстиции Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906 утверждено Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций, а Минэкономразвития России определено уполномоченным органом по формированию и ведению данного реестра.
На основании пункта 3 данного Постановления приказом Минэкономразвития России от 02.07.2020 N 386 утвержден действовавший в спорный период Порядок представления в Минэкономразвития России сведений для включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Порядок N 386).
Пунктом 2 Порядка N 386 закреплялось, что СОНКО для включения в реестр должны соответствовать одному из следующих требований:
- СОНКО являлась получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти или получателем субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и включена в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированных в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- СОНКО в период с 1 января 2017 года по 1 апреля 2020 года являлась получателем грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества);
- СОНКО состоит в реестре организаций - поставщиков социальных услуг, сформированном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации");
- СОНКО получила статус социально ориентированной некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг в период с 1 января 2017 года до 1 апреля 2020 года.
Пунктом 10 Порядка N 386 закреплялось, что в 2020 году реестр формируется на основе данных, предоставленных органами власти и фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества, предоставленных в Минэкономразвития России по состоянию на 1 июля 2020 года.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, учреждение имеет статус некоммерческой организации, основным видом его деятельности значится "Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки", код по ОКВЭД 85.41.9, образовательная деятельность осуществляется учреждением в том числе на основании лицензии от 11.05.2016 N 59Л01 0003285, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Администрацией Губернатора Пермского края сформирован реестр СОНКО, получивших поддержку из консолидированного бюджета Пермского края в период с 2017 по 2019 годы, в указанный реестр учреждение включено под номером 408. Соответствующие сведения направлены в Министерство письмом губернатора Пермского края от 27.05.2020 N СЭД-01-67-2846.
Как указал заявитель и не оспорено налоговым органом и третьим лицом, 05.06.2020 на сайте Минэкономразвития России (www.economy.gov.ru) в формате Excel опубликован реестр СОНКО для оказания мер поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции, в котором содержались сведения о заявителе, представленные уполномоченными органами: Министерством образования и науки Пермского края (порядковый номер в реестре 2449, номер реестровой записи 408); Фонд Президентских грантов (порядковый номер в реестре 2450, номер реестровой записи 5857).
После утверждения Правил N 976 учреждение для целей реализации права на получение мер государственной поддержки в налоговый орган представлило заявление от 16.07.2020 N 2 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, условия, предусмотренные Правилами N 976 для получения субсидии, заявителем были соблюдены.
Как следует из представленных в дело документов и пояснений Министерства, сведения об учреждении для целей включения в реестр в соответствии с Положением N 847 в Министерство представлена Федеральной службой по надзору в сфере образования письмом от 27.07.2020 N 14-47 (после 01.07.2020).
То есть учреждение, отвечающее всем критериям для целей включения в реестр, предусмотренный Положением N 847, в связи с процедурами межведомственного взаимодействия и временными интервалами информационного обмена, ошибочно не было включено по состоянию на 01.07.2020 в отмеченный реестр.
Налоговым органом и третьим лицом не оспаривается, что только эта ошибка в межведомственном взаимодействии и обусловила отказ в предоставлении предусмотренной Правилами N 976 субсидии.
Последствия такой ошибки не могут приводить к нарушению прав учреждения на получение причитающейся ему субсидии.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия налогового органа не соответствуют действующему законодательству и удовлетворил заявление общества.
Довод Министерства о необходимости привлечения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки к участию в деле, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен, поскольку судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права или обязанности указанного лица.
В материалах дела содержится ответ Рособрнадзора от 22.07.2020 N Кр-8344/13-5814 на обращение учреждения, согласно которому сведения в отношении его содержатся в сводном реестре лицензий. Информация, необходимая в рамках Постановления N 847, направлена Рособрнадзором в Министерство.
Ссылка заявителей жалоб на отсутствие возможности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку именно налоговый орган в силу положений Правил N 976 на основании заявления получателя субсидии производит расчет размера субсидии, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде и направляет его в Федеральное казначейство.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 февраля 2021 года по делу N А50-24830/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24830/2020
Истец: ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ
Третье лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации