г. Москва |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А40-238478/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифоровой Г.М. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу АО "ГУ ЖКХ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-238478/20,
принятое судьей Кузиным М.М., в порядке упрощенного производства,
по заявлению АО "ГУ ЖКХ"
к ИФНС России N 1 по г. Москве
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГУ ЖКХ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 1 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) от 13.11.2020 N 2327.
Определением от 11.12.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 25.09.2020 г. направлен Акт N 770120200925-8 проверки соблюдения валютного законодательства и Уведомления о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 25.09.2020 г. N 182, получены 28.09.2020 г., что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Протоколы об административном правонарушении от 02.10.2020 г. N 770120201002-8 на основании ст. 28.2 КоАП РФ составлен в присутствии представителя юридического лица по доверенности Мищенко О.В. (доверенность N 4168 от 17.08.2020). В протоколе представителем по доверенности была сделана отметка: "Получено без проверки содержимого. Предоставлены возражения по акту".
Данный протокол подписан представителем, копия протокола получена на руки 02.10.2020.
Инспекцией 13.10.2020 было вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении на 1 (один) месяц и рассмотрение дело было отложено на 10.11.2020 на 11 час. 00 мин.
Уведомлением N 182-1 от 11.11.2020 Обществу предложено прибыть в Инспекцию 13.11.2020 в 11 час. 00 мин. для участия в рассмотрении протокола об административном правонарушении.
13.11.2020 года заместителем начальника ИФНС России N 1 по г. Москве советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса Обноскиным Р.В. вынесено постановление N 2327 о назначении административного наказания (далее - "Постановления", согласно которому АО "ГУ ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и в соответствии с которыми назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000,00 (сорок тысяч) рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Заявителя к ответственности послужил факт представления Обществом отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации за 1 квартал 2019 года: по счету N 40807810000000000006 открытому в банке СВ BLACK SEA DEVELOPNENT BANK REPUBLIC OF ABKHAZIA (АБХАЗИЯ), BIC или CODE (S.W.I.F.T.) 224100011RU, на бумажном носителе с подтверждающими документами в неустановленном порядке, а именно: данные листа 3 отчета не совпадают с данными представленных выписок и указаны в единицах валюты, а не в тысячах единиц соответствующей валюты как предусмотрено установленной формой отчета..
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173- ФЗ), резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с требованием, установленным пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28.12.2005 г. N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами резидентами отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 819), юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 819, подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается. Следовательно, сведения в подтверждающих документах к отчету о движении денежных средств должны соответствовать сведениям, указанным в отчете.
Фактически сведения в подтверждающих документах не соответствуют сведениям в отчете о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представленном Обществом, а именно, данные листа 3 отчета не совпадает с данными представленных выписок и указаны в единицах валюты, а не в тысячах единиц соответствующей валюты как предусмотрено установленной формой отчета.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Между тем, нарушения валютного законодательства являются наиболее общественно опасными, поскольку они посягают на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики. Об этом свидетельствуют, в том числе, установленная статьями 193 и 193.1 УК РФ уголовная ответственность за правонарушение в данной сфере, двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ) повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ (пункт 2 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в валютной сфере (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).
Согласно пункту 2 письма ФНС России от 12.07.2013 г. N АС-4-2/12519 "О направлении разъяснений" нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами могут являться недостоверность сведений, указанных в отчете, заполнение отчета не полностью, непредставление подтверждающих банковских документов либо представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, представление отчета неуполномоченным лицом и др. нарушения Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 819.
В пункте 4 письма ФНС России указано, что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
Кроме того, вступая в правоотношения с нерезидентом, юридическое лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, регулирующих данные правоотношения.
Выполняя требования валютного законодательства Общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением валютного законодательства.
Довод Общества о том, что налоговый орган в нарушение пункта 10 Постановления N 819 (ред. от 17.04.2020 г.) не исполнил свою обязанность по направлению Обществу уведомления о необходимости представления в налоговый орган исправления неточностей правильно отклонен судом первой инстанции, так как основан на неверном толковании данных норм и не влияет на оценку обстоятельств совершения правонарушения.
Обязанность по соблюдению порядка представления отчета с подтверждающими банковскими документами возложена законодательством в области валютного регулирования на резидента, следовательно, ответственность за нарушение указанной обязанности наступает для резидента в случае несоблюдения установленного порядка представления отчетности.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества имелась возможность соблюдения положений валютного законодательства Российской Федерации, однако не было принято мер по их соблюдению. Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством РФ, но и обязано было обеспечить их выполнение, т.е., соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствовавших соблюдению обществом норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление ИФНС N 1 6 по г. Москве от 13.11.2020 г. N 2327 о назначении административного наказания является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2021 по делу N А40-238478/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238478/2020
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: ИФНС N1 по г. Москве