г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2024 г. |
Дело N А21-9620/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от заявителя: предст. Быренкова Е.Е. - доверенность от 09.01.2024
от заинтересованного лица: не явился (извещен, не обеспечил подключение к судебному заседанию в режиме веб-конференции)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-804/2024) Администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2023 по делу N А21-9620/2023 (судья Ершова Ю.А.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Балтийский городской округ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый инженер"
об оспаривании решения от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 и предписания от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N039/06/22-428/2023
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Балтийский городской округ" (далее - Администрация, Заказчик) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, Калининградское УФАС) об оспаривании решения от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 и предписания от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N039/06/22-428/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый инженер" (далее - Общество, ООО "Кадастровый инженер").
Решением суда от 21.11.2023 в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 21.11.2023 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Администрацией требований. Податель жалобы полагает, что Заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) правомерно выбрал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), поскольку в соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-Ф) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что в силу положений пункта 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в отношении определения и обоснования НМЦК не входит в полномочия антимонопольных органов.
В судебном заседании 26.03.2024 представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и Общество, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.05.2023 Администрацией (Заказчиком) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0135300005223000036 о проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является разработка проектной документации, выполнение инженерных изысканий по объекту: "Реконструкция улицы 2-я Госпитальная в г.Балтийске"; начальная (максимальная) цена контракта 1200000 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
ООО "Кадастровый инженер" обратилось в Калининградское УФАС с жалобой (вх. N 4111/23 от 25.05.2023) на действия Заказчика, в которой Общество ссылалось на то, что при расчёте НМЦК Заказчик был обязан использовать проектно-сметный метод, а не метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Решением Калининградского УФАС от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 жалоба ООО "Кадастровый инженер" признана обоснованной, в действиях Заказчика (Администрации) признано нарушение части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Калининградским УФАС также вынесено предписание от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N 039/06/22-428/2023 об устранении нарушений путем отмены протокола подведения итогов определения подрядчика от 31.05.2023 N ИЭОК1, отмены процедуры заключения контракта по результатам проведения конкурса и аннулировании конкурса по извещению N 0135300005223000036.
Не согласившись с решением и предписанием Калининградского УФАС, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Открытый конкурс в электронной форме является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое в числе прочего должно содержать информацию о начальной (максимальной) цене контракта.
В силу пункта 2 части 2 статьи 42 извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В рассматриваемом случае Управление пришло к выводу о том, что действия Заказчика (Администрации) при обосновании НМЦК, выразившиеся в применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), не соответствуют пунктам 10.1, 13, 14, 15 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, и нарушают часть 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
Суд первой инстанции согласился с указанными выводами антимонопольного органа.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Полномочия государственных и муниципальных органов по контролю в сфере закупок определены статьей 99 Закона N 44-ФЗ,
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России) и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Таким образом, в силу приведенных положений частей 3 и 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ проверка определения и обоснования заказчиком начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия антимонопольного органа.
В рассматриваемом случае, из содержания оспариваемого решения Калининградского УФАС от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 прямо следует, что Управлением производилась проверка определения и обоснования Заказчиком (Администрацией) начальной (максимальной) цены контракта, что не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Доводы об отсутствии у Управления полномочий по контролю в отношении определения и обоснования НМЦК приводились Администрацией в заявлении, однако не получили какой-либо оценки суда первой инстанции.
Решение от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023, принятое Калининградским УФАС с превышением установленных законом полномочий не может быть признано законным, как и выданное на его основе предписание от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N039/06/22-428/2023.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Администрации подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции от 21.11.2023 подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Администрацией требований о признании недействительными решения от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 и предписания от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N039/06/22-428/2023.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 ноября 2023 года по делу N А21-9620/2023 отменить.
Признать недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области решение от 05.06.2023 N 039/06/22-428/2023 и предписание от 05.06.2023 N 46-кс/2023 по делу N039/06/22-428/2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9620/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАЛТИЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Кадастровый инженер"