Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 августа 2021 г. N Ф08-7032/21 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2021 г. |
дело N А32-50259/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2021 по делу N А32-50259/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гидрострой"
(ИНН 2312140688, ОГРН 1072312010352) к администрации муниципального образования город Краснодар
(ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) при участии третьего лица: АО "Краснодартеплосеть"
(ИНН 2312122495, ОГРН 1052307230458)
о взыскании платы за нежилое помещение и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГидроСтрой" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности по оплате за нежилое помещение и коммунальные услуги за период с 12 октября 2017 года по 31 декабря 2018 года на общую сумму 47 409,22 рублей, сумму пени за период с 11 ноября 2017 года по 05 апреля 2020 года в размере 9365,70 рублей и за период с 02.02.2021 по 02.03.2021 в размере 201,49 рублей, расходы по оплате госпошлины (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 2, л.д. 103-105)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2021 по делу N А32-50259/2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что истец в спорный период не может являться исполнителем коммунальной услуги по отоплению в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, и соответственно не вправе требовать оплаты коммунальной услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управляющая организация ООО "Гидрострой" осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома (далее по тексту - МКД) N 20/3 по ул. Парусная с 12 мая 2009 на основании решения собственников помещений МКД, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений МКД N 1 от 12.05.2009, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД, а также является исполнителем по предоставлению коммунальных услуг (копия протокола общего собрания собственников помещений МКД прилагается Приложение N 10 к иску).
12.05.2009 между истцом - ООО "Гидрострой" (управляющей организацией) и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, д. 20/3 заключен договор управления многоквартирным домом N П20/3, по условиям которого, Собственник поручает, а Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Краснодар, ул. Парусная, дом N 20/3, обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику и иным пользователям, на законных основаниях пользующимся помещением (ями) Собственника, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 4.1. договора).
На основании п. 5.1.2. управляющая организация Самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости - сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организует предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п 5.1.7. управляющая организация заключила с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, в интересах собственника, используемых при предоставлении коммунальных услуг Собственникам.
В соответствии с п. 5.3.1. договора собственник обязуется своевременно в установленном порядке оплачивать предоставленные ему по договору услуги.
На основании п. 6.1. договора Собственник или иной пользователь производит оплату в рамках договора за следующие услуги:
-коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроснабжение, водоотведение);
-содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в том числе, управление многоквартирным домом.
Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома определяется на общем собрании Собственников дома с учетом предложений Управляющей организации. Если Собственники помещений на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт помещения, такой размер устанавливается органом городского самоуправления Краснодара (п. 6.3. договора).
Согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар N 2511 от 17.06.2016 управляющая организация ООО "Гидрострой" с 01.01.2017 года применяет размер платы, установленный за содержание жилого помещения (без учета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) - 26 рублей 91 копейка.
Согласно постановлению администрации муниципального образования город Краснодар N 3130 от 25.07.2017 управляющая организация ООО "Гидрострой" с 01.01.2018 года применяет размер платы, установленный за содержание жилого помещения (без учета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) - 27 рублей 99 копеек.
В силу п. 6.8. договора срок внесения платежей по договору определен - до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
На основании пунктов 10.1., 10.6. договор управления МКД заключается сроком на один год и считается пролонгированным на следующий год на тех же условиях, при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении договора управления по окончании срока его действия.
Нежилые помещения N 100-109 общей площадью 74,89 кв. м расположенные в д. 20/3 по ул. Парусной являются муниципальными помещениями и принадлежат на праве собственности ответчику Администрации муниципального образования город Краснодар (автоматизированная копия сведений из ЕГРН на нежилые помещения N 100-109 (выписка из ЕГРН).
Неоплата задолженности в период с 12.10.2017 (с учетом заявления ответчика о пропуске срока давности и уточнения истцом исковых требований) послужила основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанных в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 названной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о способе управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Аналогичная норма предусмотрена частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственник помещения несет бремя содержания данного помещения.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по оплате коммунальных услуг в равной мере распространяется на лиц, использующих помещение как на праве собственности, по договору найма жилого помещения, так и на иных законных основаниях.
По смыслу вышеуказанных норм размером платы за содержание и ремонт помещения является плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. При этом тариф формируется с учетом расчетной стоимости каждой из обязательных работ и услуг.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги. В связи с чем, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, по смыслу закона, плата должна вноситься либо собственником, либо, если помещение не используется собственником, лицом, которому помещение передано в пользование на основаниях, предусмотренных законом.
Исходя из содержания статей 37, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
Согласно пункту 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг; в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Ответчик не производил оплату за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в результате чего у него возникла задолженность в размере 47 409,22 рублей (с учетом заявления о пропуске срока давности и уточнения иска). Расчет задолженности проверен судом и признан соответствующим правилам исчисления сроков давности с учетом соблюдения досудебного порядка урегулирования споров.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у истца права взыскивать сумму расходов на отопление судом не принимаются, поскольку между ответчиком и АО "Краснодартеплосеть" договор на теплоснабжение отсутствует, при этом за потребленную тепловую энергию рассчитывается истец, задолженность у истца перед АО "Краснодартеплосеть" также отсутствует.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик доказательства погашения долга не представил, в связи с чем суд признает требования по уплате основного долга обоснованными.
В силу пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Истец представил расчет неустойки за периоды с 11 ноября 2017 года по 05 апреля 2020 года в размере 9365,70 рублей и за период с 02.02.2021 по 02.03.2021 в размере 201,49 рублей.
Судом проверены расчеты истца и признаны арифметически и методологически верными, учитывающими период моратория на начисление пеней по ЖКХ.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с положениями устава муниципального образования г. Краснодар, муниципальное образование город Краснодар осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, т.е. реализует полномочия собственника.
Таким образом, органом местного самоуправления, который осуществляет от имени муниципального образования права собственника в отношении спорного муниципального жилищного фонда, является администрация муниципального образования город Краснодар.
Муниципальное образование город Краснодар является собственником спорного помещения в МКД, поэтому администрация, как орган общей компетенции и главный распорядитель бюджетных средств, является надлежащим процессуальным ответчиком, представляющим в настоящем деле муниципальное образование.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2021 по делу N А32-50259/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50259/2020
Истец: ООО "ГидроСтрой", ООО "Гидрострой"
Ответчик: Администрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: АО "Краснодартеплосеть"