город Томск |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А03-8548/2023 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сухотиной В.М.,
рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу потребительского гаражного кооператива N 191 (N 07АП-10723/2023) на решение от 14.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8548/2023 (судья Хворов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Экосоюз", г. Барнаул (ОГРН 1172225005116, ИНН 2222855427) к потребительскому гаражному кооперативу N 191, г. Барнаул (ОГРН 1032202069240, ИНН 2223024400) о взыскании задолженности по договору N РО/03Л/04/03714/2019 в размере 3 520 руб. 34 коп. за период с декабря 2020 года по май 2021 года, задолженности по типовому договору за период с декабря 2021 года по апрель 2023 года в размере 17 232 руб. 18 коп., пени по договору N РО/03Л/04/03714/2019 в размере 2 197 руб. 48 коп. за периоды с 11.02.2019 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 23.05.2023, пени по типовому договору в размере 1 956 руб. 77 коп. за период с 11.07.2021 по 23.05.2023;
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экосоюз" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к потребительскому гаражному кооперативу N 191 о взыскании задолженности по договору N РО/03Л/04/03714/2019 в размере 3 520 руб. 34 коп. за период с декабря 2020 года по май 2021 года, задолженности по типовому договору за период с декабря 2021 года по апрель 2023 года в размере 17 232 руб. 18 коп., пени по договору N РО/03Л/04/03714/2019 в размере 2 197 руб. 48 коп. за периоды с 11.02.2019 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 23.05.2023, пени по типовому договору в размере 1 956 руб. 77 коп. за период с 11.07.2021 по 23.05.2023.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.12.2023 (резолютивная часть от 28.07.2023) Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 20 752 руб. 52 коп. задолженности, 4 154 руб. 25 коп. пеней.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано на то, что ответчик не производит отходов потребления и не накапливает их, так как гараж используется исключительно для хранения автомобиля. У ответчика отсутствовали контейнерные площадки и контейнеры для сбора отходов потребления. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления. Условия типового договора не применимы к ответчику. Своих обязательств истец не выполнял, мусор не вывозил по причине отсутствия оборудованной площадки для накопления ТКО.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКО-Комплекс" в период с декабря 2018 года по май 2021 года являлось региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края, осуществляющим свои обязательства на основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 01.06.2018 N 414/18-ДО.
Услуги оказываются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24.05.2019 N 880.
01.01.2019 между ООО "ЭКО-Комплекс" (региональным оператором) и ответчиком (потребителем) был заключен договор N РО/03Л/04/03714/2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель обязался оплачивать оказанные исполнителем услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на данную услугу.
В приложении N 1 стороны согласовали место накопления ТКО: ул. Кавалерийская, 8 (гаражи), способ складирования: один контейнер объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза ТКО и фактический объем ТКО в месяц и в год.
Пунктом 2.4 договора стороны согласовали, что потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Ответчик обязательство по оплате оказанных услуг в период с декабря 2020 года по май 2021 года исполнил ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность в размере 3 520 руб. 34 коп.
На основании договора уступки прав (требований) N 2 от 30.12.2021 ООО "ЭКО-Комплекс" (цедент) уступило ООО "Экосоюз" (цессионарий) права требования по возврату просроченной задолженности, возникшей при осуществлении цедентом деятельности в статусе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне.
Согласно пункту 2.2 данного договора уступки, права требования, указанные в пункте 1.1 договора, переходят к цессионарию в том объёме и на тех условиях, которые существовали на момент заключения договора.
В соответствии с выпиской из акта приема-передачи прав (требований) к договору уступки к обществу "Экосоюз" от общества "Эко-Комплекс" перешло право требования задолженности к гаражному кооперативу в размере 3 520 руб. 34 коп. за период с декабря 2020 года по май 2021 года.
По общему правилу, установленному статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежащее кредитору на основании обязательства право (требование) может быть передано другому лицу по сделке.
Данная уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1 статьи 388 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Учитывая, что право требования долга, согласно условиям договора уступки, перешло к цессионарию - новым кредитором в части взыскания с ответчика 3 520 руб. 34 коп. за период с декабря 2020 года по май 2021 года стало ООО "Экосоюз".
ООО "Экосоюз" осуществляет свою деятельность на территории Барнаульской зоны Алтайского края как региональный оператор на основании соглашения от 30.04.2021 N 202/21-ДО об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края, заключенным с Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Согласно пунктам 1.2-1.4 соглашения, региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой.
Истец приступил к обязанностям регионального оператора на территории г. Барнаула с 02.06.2021 (пункт 7.1 соглашения). Иные региональные операторы деятельность по обращению с ТКО на территории города Барнаула не осуществляют.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, Алтайского края утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 N 1193.
В соответствии с соглашением, территориальной схемой зоной деятельности регионального оператора является территория Барнаульской зоны Алтайского края, к которой относится, в том числе городской округ - город Барнаул.
Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено обществом в газете "Алтайская правда" от 18.05.2021 и на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В связи с тем, что в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) -8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, то в силу абзаца 4 пункта 8(17) Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и является публичным договором, согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции верно указал, что само по себе отсутствие договора, как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором на основании пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктов 5, 7 Правил обращения с ТКО. Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональным оператором, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Поскольку потребителем в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в период с 02.06.2021 по настоящее время не заключен письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуга по обращению ТКО производится региональным оператором на условиях типового договора.
По условиям пункта 1 типового договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и нормами накопления коммунальных отходов на территории Алтайского края дифференцированными относительно категорий потребителей услуги по обращению с отходами - юридических лиц до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Размер платы за обращение с ТКО установлен в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", нормами накопления коммунальных отходов на территории Алтайского края, дифференцированные относительно категорий потребителей услуги по обращению с отходами - юридических лиц, утверждёнными решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 215 от 19.10.2017, N 432 от 10.12.2020, Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 N 46 "О пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края на 2019-2021 годы", Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.09.2021 N 116 "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОСОЮЗ" единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края на 2021 год" и на основании достоверных сведений, предоставленных предыдущим региональным оператором.
Расчет платы выполнен исходя из 1 контейнера объемом 0,75 куб.
Согласно абзацу 2 пункта 6 типового договора потребитель производит оплату за оказанные услуги до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В период с декабря 2021 года по апрель 2023 года истец оказывал ответчику услуги по приему твердых коммунальных отходов, обеспечивал их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.
Ответчик обязательство по оплате оказанных услуг в период с декабря 2021 года по апрель 2023 года исполнил ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность в размере 17 232 руб. 18 коп.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Довод апелляционной жалобы о том, что ТКО в результате деятельности ответчика не образуются, апелляционным судом отклоняется, поскольку процессы жизнедеятельности человека в качестве неотъемлемого результата имеют образование ТКО, а функционирование субъектов гражданского оборота неизбежно сопряжено с такими процессами.
Довод ответчика о том, что фактически услуги региональным оператором не оказывались вследствие отсутствия контейнерной площадки, апелляционным судом также отклоняется. Наличие контейнерной площадки, количество и объем контейнера подтверждаются материалами дела, в том числе приложением к договору N РО/03Л/04/03714/2019, согласованным ответчиком.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6.7 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования.
Согласно пункту 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате оказанных ему услуг, истцом начислены пени по договору N РО/03Л/04/03714/2019 в размере 2 197 руб. 48 коп. за периоды с 11.02.2019 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 23.05.2023, пени по типовому договору в размере 1 956 руб. 77 коп. за период с 11.07.2021 по 23.05.2023.
Расчеты истца судом проверены, признаны правильными, ответчиком не оспорены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Мотивированное решение от 14.12.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8548/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского гаражного кооператива N 191 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8548/2023
Истец: ООО "ПРАВОВАЯ СИСТЕМА", ООО "Экосоюз"
Ответчик: ПГК N 191