г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А56-112669/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10209/2021) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2021 г. по делу N А56-112669/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятому
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к 961 Отделу государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления 961 Отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 961 Отдел, административный орган) от 01.12.2020 г. N 961/036/2020/02 о назначении административного наказания по статье 9.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 15.02.2021 г., принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Учреждению отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 16.03.2021 г.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Учреждения отсутствует состав правонарушения, нет вины и умысла, Учреждение действовало в состоянии крайней необходимости; кроме того, Учреждение полагает возможным признать правонарушение малозначительным и освободить его от ответственности, применив статью 2.9 КоАП РФ.
В установленный определением суда срок от Отдела поступил письменный отзыв, в котором он выразил несогласие с доводами жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого в части судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Выборгской военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Отдела 02.10.2020 г. в отношении Учреждения проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок.
Проверка проводилась в отношении котельной N 5, расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, п. Великое (далее - Котельная).
По результатам проведенной проверки Отделом выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ):
- на эксплуатирующемся оборудовании в котельной (котлы, насосы, предохранительные клапана, подогреватели ГВС) отсутствуют таблички с указанными характеристиками их работы;
- отсутствуют обозначения на арматуре и трубопроводах согласно требованиям нормативных документов;
- нарушены требования Правил в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности);
- установленные манометры с просроченным сроком проверки, не проверяется исправность действия манометров, а также не ведется журнал контрольных проверок манометров согласно требованиям нормативных документов, не смонтированы все необходимые термометры на котлах;
- водоподготовка и водно-химический режим (ВХР) водогрейных котлов ДЖК0,63 и ДЖК-0,94 не ведется, режимные карты по ведению ВХР котлов отсутствуют, контроль ВХР теплогенерирующих энергоустановок не ведется, оборудование водоподготовки котельной отсутствует;
- техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией не проводилось;
- не обеспечены отводящие трубопроводы от предохранительных клапанов для защиты персонала от ожогов при срабатывании;
- в котельной не обеспечено освещение согласно требованиям нормативных документов, отсутствует аварийное освещение;
- не проводилось техническое освидетельствование дымовой трубы котельной, паспорт на трубу не ведется (отсутствуют записи по ответственному лицу за эксплуатацию, записи по производственным ремонтам);
- не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности.
Указанные обстоятельства зафиксированы протоколом осмотра N 07/100 от 04.09.2020 г. с приложением материалов фотофиксации.
На основании выявленных нарушений 23.10.2020 г. военной прокуратурой Выборгского гарнизона в отношении Учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ.
Постановлением от 01.12.2020 г. N 961/036/2020/02 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", а также согласно устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России от 03.03.2017 основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федераций, в том числе, производство, передачу и распределение тепловой энергии теплоносителя (в виде пара и горячей воды).
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 24.03.03 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Эксплуатация - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
В силу части 2 статьи 23.2 указанного закона, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Актом приема-передачи от 01.04.2017 г. Котельная передана ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в оперативное управление. Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ является эксплуатирующей организацией в отношении Котельной.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен административным органом, подтверждается материалами дела и Учреждением по существу не оспорен.
Частичное устранение выявленных нарушений не является в данном случае основанием для освобождения от административной ответственности.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В данном случае допущенные нарушения непосредственно затрагивают безопасную и бесперебойную работу котельной, обеспечение надежности теплоснабжения, а также несут существенную угрозу безопасности имущества, жизни и здоровью не только для лиц, работающих в вышеуказанной котельной, но и военнослужащих и других граждан, проживающих в непосредственной близости от объектов Минобороны России вышеназванной категории.
Суд первой инстанции также правомерно не установил нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае назначенное Учреждению административное наказание в минимальном размере в сумме 20 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Ссылка Учреждения на действия в состоянии крайней необходимости отклоняется, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения и его действия не отвечают признакам и условиям, при наличии которых согласно статье 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, позволяющее освободить заявителя от ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 марта 2021 года по делу N А56-112669/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112669/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: 961 отдел государственного технического надзора (территориальный)