Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 августа 2021 г. N Ф10-3094/21 настоящее постановление оставлено без изменения
18 мая 2021 г. |
Дело N А83-10263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Сикорской Н.И.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Грабищенко О.В.,
при участии:
представителя истца - Фаляхиева Ф.Ф., доверенность от 11.01.2021 N 001-2021;
представителя ответчика - Никифоровой Т.С., доверенность от 17.12.2019 N 7;
иные лица, участвующие в деле - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Крымтехнологии" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2021 по делу N А83-10263/2020 (судья Можарова М.Е.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-логистическая компания"
к Акционерному обществу "Крымтехнологии",
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Открытого акционерного общества "ИнфоТеКС"; Совета министров Республики Крым; Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-логистическая компания" (далее - истец, ООО "ТЛК") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Акционерному обществу "Крымтехнологии" (далее - ответчик, АО "Крымтехнологии"), согласно которому просит взыскать с ответчика в пользу истца задолженность за оказанные услуги по предоставлению сертификата совместной расширенной технической поддержке защищенной сети в сумме 1691038,30 руб., а также судебные расходы, связанный с оплатой государственной пошлины в размере 29910,00 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением АО "Крымтехнологии" обязанности по оплате оказанных ООО "ТЛК" услуг согласно контракту N 05752000012190000390001 от 21.10.2019 на оказание услуг по совместной расширенной технической поддержке защищенной сети, вследствие чего у ответчика перед истцом образовалась задолженность.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела факта оказания ООО "ТЛК" услуг по предоставлению сертификата совместной расширенной технической поддержки защищенной сети по контракту N 05752000012190000390001 от 21.10.2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Крымтехнологии" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апеллянт не согласен с обжалуемым решением, считает его принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также при неправильном применении норм процессуального и материального права. По мнению апеллянта, судом первой инстанции проигнорирован факт просрочки предоставления Сертификата, а также искажены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора по существу. Как утверждает апеллянт, вывод суда о том, что отсутствие в заявке ответчика на техническое обслуживание от 26.12.2019 уникального номера Сертификата противоречит положениям Контракта, не соответствует действительности. Кроме того, АО "Крымтехнологии" не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлено доказательств направления претензии, поскольку претензия с доказательствами отправки была приложена к отзыву на исковое заявление.
Определением от 07.04.2021 апелляционная жалоба АО "Крымтехнологии" принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, судебное заседание назначено на 11.05.2021.
В судебное заседание 11.05.2021 явились представители истца и ответчика. Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были извещены надлежащим образом (о чем свидетельствуют уведомления о вручении), в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Рассмотрев материалы дела в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.10.2019 между Государственным унитарным предприятием "Крымтехнологии" (Заказчик) и ООО "ТЛК" (Исполнитель) заключен Контракт N 05752000012190000390001 на оказание услуг по совместной расширенной технической поддержке защищенной сети (далее - Контракт) (т.1 л.д.17-28).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по совместной расширенной поддержке защищенной сети N 10271 в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и Контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Оказание услуги осуществляется путем передачи оформленного документального права на сервисную поддержку (далее - Сертификат) в соответствии со Спецификацией к Контракту (Приложение N 3 к Контракту).
Как указано в пункте 1.3 Контракта, срок оказания услуг (активации сервиса) составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты заключения Контракта.
Место оказания услуг: г. Симферополь, ул. Козлова, д. 45 а (пункт 1.4 Контракта).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Контракта, цена Контракта составляет 1691038,30 руб., оплата производится за счет бюджетных средств Республики Крым.
Пунктом 2.8 Контракта предусмотрено, что расчёт осуществляется Заказчиком за надлежащим образом оказанные услуги в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг (Приложение N 2 к Контракту) на основании выставленного счета.
Согласно пункту 2.10 Контракта, оплата за оказанные Услуги может быть произведена за вычетом неустойки, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Обязанности и права сторон определены в Разделе 3 Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта, Исполнитель обязан, в том числе:
- назначить ответственного специалиста службы поддержки для координации работ по запросам в службу поддержки;
- обеспечивать предоставление услуг по технической поддержке Заказчика с надлежащим качеством и в соответствии с установленными в настоящих условиях сроками;
- обеспечивать регистрацию всех обращений Заказчика в службу технической поддержки Исполнителя;
- предоставлять Заказчику исчерпывающую информацию о ходе решения зарегистрированного обращения;
- своевременно, в полном объеме и надлежащим образом оказать Услуги, предусмотренные Контрактом, в соответствии с требованиями Технического задания и Контракта;
- в случае возможности наступления неблагоприятных последствий, вследствие которых результаты оказанных Услуг могут не соответствовать требованиям Заказчика и условиям Контракта, Исполнитель обязан немедленно предупредить об этом Заказчика, и до получения от него соответствующих указаний приостановить оказание Услуг;
- безвозмездно исправить по требованию Заказчика и в срок, согласованный с Заказчиком, все выявленные недостатки, если в процессе оказания Услуг Исполнитель допустил отступление от условий Контракта, ухудшившее качество Услуг.
Право Исполнителя требовать обеспечения своевременной приемки оказанных Услуг и подписания Акта исполнения обязательств по Контракту в установленные сроки, при условии надлежащего исполнения Исполнителем всех обязательств по Контракту, а также право требовать оплаты Заказчиком оказанных услуг в размере и порядке, предусмотренных Контрактом, предусмотренные пунктами 3.2.1 и 3.3.2 Контракта, корреспондируется с соответствующими обязанностями Заказчика, установленными пунктом 3.3.1 Контракта.
Согласно пункту 3.4.6 Контракта, Заказчик вправе удержать сумму неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем своих обязательств в соответствии с Контрактом из суммы обеспечения, подлежащей оплате по Контракту, или из суммы, подлежащей оплате за оказанные Услуги по Контракту.
Как установлено пунктом 4.1 Контракта услуги считаются принятыми с момента подписания Сторонами Акта оказанных Услуг (Приложение N 2 к Контракту).
Для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов оказанных услуг, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться сторонние эксперты, экспертные организации (пункт 4.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 6.2 Контракта, гарантийный срок на оказанные Услуги составляет не менее 12 (двенадцать) месяцев с даты подписания Сторонами Акта оказанных услуг.
Согласно Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) (т.1 л.д.29-30) осуществляется поставка сертификата активации сервиса совместной расширенной технической поддержке защищенной сети ViPNet N 10271 производства ОАО "ИнфоТеКС". Срок оказания услуг (активации сервиса) - 15 рабочих дней с даты заключения Контракта. Уровень сервиса совместной технической поддержки - расширенный. Услуга расширенной технической поддержки сети ViPNet N 10271 оказывается в соответствии с Соглашением об уровне сервиса (ServiceLevelAgreement), опубликованном на сайте производителя ОАО "ИнфоТеКС". Гарантийный срок на оказываемые услуги должен составлять не менее 1 года с даты подписания сторонами акта о приемке оказанных услуг.
В материалы дела истцом предоставлен сертификат ОАО "ИнфоТеКС" активации сервиса совместной технической поддержки продуктов VipNet от 24.10.2019 (т.1 л.д.62), который содержит номер телефона и адрес электронной почты сотрудника ООО "ТЛК".
Письмом от 20.11.2019 исх. б/н истцом в адрес ГУП РК "Крымтехнологии" был направлен сертификат технической поддержки, и, согласно штампу, получен ответчиком 25.11.2019 (т.2 л.д.6).
Одновременно с направлением Сертификата, письмом от 20.11.2019 истцом направлены акт приемки оказанных услуг от 11.11.2019 и счет на оплату от 11.11.2019.
09.12.2019 ГУП РК "Крымтехнологии" в адрес ООО "ТЛК" направило мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, мотивированный невыполнением Исполнителем обязанностей, предусмотренных подпунктами 3.1.1, 3.1.3, 3.1.5 Контракта (т.1 л.д.42-44).
На основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.11.2019 N 4702 "Об условиях приватизации Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтехнологии" (т.2 л.д.25-29) ГУП РК "Крымтехнологии" приватизировано путем преобразования в АО "Крымтехнологии", о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В ответ на мотивированный отказ ответчика, письмом от 17.12.2019 истец направил в адрес ГУП РК "Крымтехнологии" контактные данные специалиста в соответствии с подпунктом 3.1.1 Контракта, а также указал на необходимость предоставления дополнительных документов для выполнения заявки (обращения) от 06.12.2019 с целью выполнения подпункта 3.1.5 Контракта (т.1 л.д.45).
30.12.2019 ответчиком в адрес истца был направлен повторный мотивированный отказ от приемки оказанных услуг, в котором Заказчик повторно уведомил Исполнителя о необходимости надлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно подпунктов 3.1.3 и 3.1.5 Контракта (т.1 л.д.49-51).
В ответ повторный мотивированный отказ ООО "ТЛК" направило письменные пояснения (т.1 л.д.56-57), согласно которым считает вышеуказанный мотивированный отказ от 30.12.2019 не обоснованным и просит принять результат исполнения по Контракту.
03.02.2020 АО "Крымтехнологии" в адрес ООО "ТЛК" была направлена претензия N 16-1/1835/01-24/2/1/1/1/1, согласно которой ответчик указал на неоказание услуг истцом и потребовал от Исполнителя устранения Заказчиком выявленных замечаний (т.1 л.д.33-34).
Письмом от 19.03.2020 ООО "ТЛК" сообщило о том, что с момента предоставления сертификата технической поддержки и акта сдачи-приемки мотивированных оснований к отказу от подписания акта Заказчиком не заявлялось, ввиду чего истец считает услуги оказанными надлежащим образом и просит принять результат исполнения по Контракту (т.1 л.д.38-40).
С целью досудебного урегулирования спора 23.04.2020 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием в срок не превышающий 10-ти рабочих дней с даты получения настоящей претензии оплатить оказанные Заказчику услуги по предоставлению расширенной технической поддержки в сумме 1691038,30 руб., а в случае неудовлетворения законного требования также просит оплатить пеню в соответствии с пунктом 5.2.1 Контракта, размер которой на дату направления претензии составляет 44403,85 руб. (т.1 л.д.58-59).
В связи с преобразованием ГУП РК "Крымтехнологии" в АО "Крымтехнологии" письмом от 06.05.2020 N 06/05 ООО "ТЛК" в адрес ответчика направлен Сертификат технической поддержки, а также акт оказанных услуг, подписанный Исполнителем (т.1 л.д.63-66).
27.05.2020 ответчиком в адрес истца направлен третий мотивированный отказ N 3 от подписания акта оказанных услуг (т.1 л.д.140-152).
Поскольку требования, изложенные в претензии от 23.04.2020, ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, АО "Крымтехнологии" отказалось от оплаты по Контракту, ООО "ТЛК" обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании задолженности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Как указано в статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закона должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются соглашением сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, что установлено пунктом 2 статьи 421 ГК РФ.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правоотношения сторон регулируются нормами главы 39 ГК РФ и условиями договора.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 2 статьи 779 ГК РФ правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, оплате подлежат фактически оказанные услуги. Исполнитель может считаться надлежащим образом исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается.
На основании пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Положения указанной нормы означают, что оформленный в одностороннем порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (пункт 14 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Таким образом, названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
При этом в силу прямого указания пункта 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода времени воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Следовательно, особенностью данного вида договора является внесение оплаты по нему вне зависимости от того, было ли затребовано заказчиком соответствующее исполнение от исполнителя или нет, а также в стабильности размера оплаты за отчетный период, несмотря на то, что объем и сложность встречного предоставления в каждом из отчетных периодов может отличаться.
Таким образом, условие об оплате услуг формулируется в таких договорах, как обязанность заказчика ежемесячно вносить одинаковую плату, если в этом месяце он не отказывался от потребления услуг.
Само по себе установление в договоре указания услуг оплаты в виде ежемесячной платы за абонентское обслуживание законодательству не противоречит, размер платы за каждый конкретный период может быть снижен только при наличии доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, невыполнения исполнителем полученных от потребителей услуг заявок, а также при предъявлении заказчиком требования о соразмерном уменьшении стоимости (Определение ВАС РФ от 04.03.2013 N ВАС-1686/13 по делу N А56-60294/2011).
Как было установлено выше, между сторонами в Контракте была согласована плата за соответствующие услуги, без привязки к объему оказанных услуг, на основании чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Контракт имеет абонентский характер, в связи с чем оплата по нему производится вне зависимости от выполнения всего или части объема оказанных услуг.
Заключая Контракт по приобретению Сертификата, пользователь (Заказчик) приобретает право на обращение к Исполнителю или непосредственно к ОАО "ИнфоТекс", как правообладателю (производителю) соответствующего программного продукта, в том числе право на получение соответствующих обновлений программного продукта ОАО "ИнфоТеКС" (актуальной версии).
Таким образом, Сертификат представляет собой документ, подтверждающий право на возможность обращения за оказанием соответствующих услуг при возникновении соответствующей необходимости.
Как установлено судом первой инстанции, в период действия Сертификата ответчик фактически дважды обращался за сервисной поддержкой к истцу.
Так, 06.12.2019 в 14 часов 20 мин. ГУП РК "Крымтехнологии" направлена заявка о возникновении проблемы (т.2 л.д.99).
06.12.2019 в 19 часов 25 минут ООО "ТЛК" затребовало дополнительную информацию для решения проблемы (т.2 л.д.101), которая в свою очередь была направлена ООО "ТЛК" 09.12.2019 в 10 часов 30 минут (т.2 л.д.103).
10.12.2019 в 20 часов 33 минуты ООО "ТЛК" предложило решение проблемы с истребованием дополнительной информации и сообщило дополнительно телефон технического специалиста (т.2 л.д.108).
17.12.2019 ООО "ТЛК" повторно запросило дополнительную информацию для решения проблемы (т.2 л.д.111).
Доказательств направления дополнительно истребованной информации, а равно как возражений относительно того, что истребуемая информация для разрешения проблемы не требовалась, ответчиком не представлено.
26.12.2019 от АО "Крымтехнологии" поступила вторая заявка на предоставление обновлений (т.2 л.д.114).
Данная заявка была проигнорирована истцом, в связи с тем, что поступила от иного юридического лица, поскольку Контракт был заключен с ГУП РК "Крымтехнологии", а заявка поступила от Акционерного общества. После преобразования Предприятия в Акционерное общество "Крымтехнологии", в нарушение положений пункта 13.2 Контракта, ответчик не уведомил об этом Исполнителя.
31.12.2019 истец потребовал у ОАО "ИнфоТеКС" предоставить обновления кластера координаторов (т.3 л.д.14).
28.01.2020 обновления были запрошены повторно (т.3 л.д.25).
10.03.2020 ООО "ТЛК" сообщило о том, что обновления запрошены у производителя (ОАО "ИнфоТеКС"), а также о необходимости предоставления дополнительных сведений для изготовления диска с обновлением. Кроме того, истец указал, что данную процедуру обновления невозможно произвести удаленно (т.2 л.д.116).
27.03.2020 обновления были переданы АО "Крымтехнологии" (т.2 л.д.118).
На основании вышеизложенного, ООО "ТЛК" заявка была исполнена, но с просрочкой исполнения, однако исполнение АО "Крымтехнологии" фактически принято.
Иных обращений за время действия сертификата со стороны Заказчика не было, доказательств обратного суду представлено не было.
Как верно установлено судом первой инстанции, довод ответчика относительно того, что Сертификат был предоставлен только в ноябре 2019 года, не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку отсутствие самого Сертификата, выполненного на бумажном носителе, не влияет на право лица, которое приобрело Сертификат, на получение сервисной поддержки.
Кроме того, на протяжении срока действия Сертификата, АО "Крымтелеком" не обращалось к ООО "ТЛК" с заявлением об одностороннем отказе от Контракта, требование о соразмерном уменьшении стоимости услуг также заявлено не было.
Пунктом 2.8 Контракта предусмотрено, что расчёт осуществляется Заказчиком за надлежащим образом оказанные услуги в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания сторонами акта оказанных услуг (Приложение N 2 к Контракту) на основании выставленного счета.
Как установлено пунктом 4.1 Контракта услуги считаются принятыми с момента подписания Сторонами Акта оказанных Услуг (Приложение N 2 к Контракту).
Право Исполнителя требовать обеспечения своевременной приемки оказанных Услуг и подписания Акта исполнения обязательств по Контракту в установленные сроки, при условии надлежащего исполнения Исполнителем всех обязательств по Контракту, а также права требовать оплаты Заказчиком оказанных услуг в размере и порядке, предусмотренных Контрактом, предусмотренные пунктами 3.2.1 и 3.3.2 Контракта корреспондируется с соответствующими обязанностями Заказчика, установленными пунктом 3.3.1 Контракта.
Факт оказания услуг по Контракту Исполнителем подтверждается материалами дела.
Как было установлено выше, письмом от 20.11.2019 исх. б/н истцом в адрес ГУП РК "Крымтехнологии" был направлен сертификат технической поддержки, и, согласно штампу, получен ответчиком 25.11.2019. Кроме того, данным письмом от 20.11.2019 истцом направлены также акт приемки оказанных услуг от 11.11.2019 и счет на оплату от 11.11.2019.
Исходя из материалов дела оказанные истцом услуги, предусмотренные Контрактом, приняты ответчиком не были, акт приемки оказанных услуг последним не подписан.
Кроме того, согласно пункту 3.4.6 Контракта, Заказчик вправе удержать сумму неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем своих обязательств в соответствии с Контрактом из суммы обеспечения, подлежащей оплате по Контракту, или из суммы, подлежащей оплате за оказанные Услуги по Контракту.
Как усматривается из материалов дела, АО "Крымтехнологии" не были применены предусмотренные пунктом 3.4.6 Договора, санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем своих обязательств.
Также, ОАО "ИнфоТеКС" неоднократно письмами подтверждало подлинность сертификата активации сервиса технической поддержки, в том числе полномочия заместителя генерального директора ОАО "ИнфоТеКС" на подписание Сертификата (т.2 л.д.93).
Кроме того, ОАО "ИнфоТеКС" указывало на условия наличия статуса авторизированного партнера:
- наличие действующей лицензии ФСБ России на распространение и обслуживание СКЗИ;
- наличие в штате не менее 2-х обученных специалистов с действующими сертификатами администраторов ViPNet;
- подписание соответствующего партнерского соглашения.
Так, ООО "ТЛК" выдана лицензия УФСБ России на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (т.2 л.д.95-96, т.3 л.д.101-102).
Наличие в штате ООО "ТЛК" двух сотрудников с действующими сертификатами администраторов ViPNet подтверждается копиями трудовых договоров (т.3 л.д.89-96), приказами о приеме на работу (т.3 л.д.99-100) и копиями сертификатов специалистов по технологии ViPNet (т.3 л.д.97-98).
При этом, ОАО "ИнфоТеКС" указало, что отсутствие подписанного между ООО "ТЛК" и ОАО "ИнфоТеКС" партнерского соглашения при условии наличия у ООО "ТЛК" соответствующей лицензии УФСБ, а также уполномоченных сотрудников, на объем и качество оказываемых услуг не влияет.
В соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Поскольку предметом Контракта являлось именно право на обращение за технической поддержкой на протяжении всего времени действия Сертификата, которое не влияет на обязанность Заказчика оплатить покупку Сертификата, а также учитывая специфику оказываемых в рамках Контракта услуг, а именно услуг по технической поддержке, оказываемых исключительно на основе соответствующих заявок Пользователя (Заказчика), при условии, что ответчиком требования о соразмерном уменьшении стоимости оказанных услуг не заявлялось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования в части взыскания с ответчика стоимости сертификата технической поддержки в размере 1691038,30 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 февраля 2021 года по делу N А83-10263/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу Акционерного общества "Крымтехнологии", - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10263/2020
Истец: ООО "ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "КРЫМТЕХНОЛОГИИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ, ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ОАО "Инфотекс", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ