г. Пермь |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А71-15581/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя заявителя Бушмелева Е.В., паспорт, доверенность N 06/21 от 22.01.2021, диплом,
от заинтересованного лица представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и заявителя общества с ограниченной ответственностью "Престиж"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 марта 2021 года
по делу N А71-15581/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (ИНН 1833037769, ОГРН 1061840002795)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН 1831044305, ОГРН 1021801162679)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2020 N 391/ПС о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Престиж" п. Ува (далее ООО "Престиж", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.12.2020 N 391/ПС о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и представления 02.12.2020 N 391 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 18.03.2021) постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 02 декабря 2020 года N 391/ПС о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Престиж", изменено в части назначения наказания. Назначена мера ответственности обществу с ограниченной ответственностью "Престиж" за совершенное по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение в виде предупреждения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что суд неполно установил обстоятельства дела, что привело к необоснованной замене наказания в виде штрафа на предупреждение; в данном случае имеется фат причинения ущерба государству и явная угроза причинения ущерба окружающей среде, что исключает возможность применения ст. 3.4 КоАП РФ и замену штрафа на предупреждение.
Заявитель с жалобой Министерства не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу; просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель также обратился с апелляционной жалобой, в которой решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об отмене постановления и представления и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о том, что общество является субъектом административного правонарушения, поскольку заказчиком по муниципальным контрактам по строительству объектов является Администрация муниципального образования "Красногорский район", так как является собственником земельного участка и приняла постановление N 869 от 11.12.2019 о разрешении обществу добывать полезные ископаемые; событие административного правонарушения считает недоказанным, поскольку специалист Никитина С.А. не была предупреждена об ответственности за дачу ложных пояснений, показаний, заключений; отбор образцов и их испытания проведены с нарушениями, не в полном объеме; суд необоснованно отклонил доводы общества о недопустимости доказательств в деле об административном правонарушении, так как копии материалов уголовного дела заверены ненадлежащим образом; суд необоснованно отклонил довод общества о нарушении его процессуальных прав тем, что Министерство отказало в ходатайстве общества об отложении рассмотрении дела.
Министерство с жалобой общества не согласно по мотивам, приведенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал, против доводов жалобы Министерства возражал.
Министерство, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Судом рассмотрено заявление Министерства о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики из Управления ФСБ России по Удмуртской Республике поступили материалы проверки (вх. N 01-15/18105 от 09.11.2020), содержащие данные о пользовании ООО "Престиж" недрами на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР.
В ходе рассмотрения материалов административным органом было установлено, что между Администрацией МО "Красногорский район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Престиж" заключен муниципальный контракт N 08135000001190127400001 от 28.10.2019 г., согласно которому ООО "Престиж" обязуется в срок до 20.06.2020 выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Красногорское Удмуртской Республики". Срок действия данного контракта по 31 декабря 2020 года (включительно).
Кроме того, Администрацией МО "Красногорский район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Престиж" заключен муниципальный контракт N 08135000001190129000001 от 28.10.2019, согласно которому ООО "Престиж" обязуется в срок до 20.06.2020 выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Спортивное сооружение в с. Красногорское Удмуртской Республики". Срок действия данного контракта по 31 декабря 2020 года (включительно).
Далее Министерством установлено, что на основании Постановления N 869 от 11.12.2019 Администрации МО "Красногорский район" "О добыче общераспространенных полезных ископаемых" обществу "Престиж" разрешено использовать для нужд Администрации МО "Красногорский район" под строительство объекта "Спортивные сооружения в с.Красногорское Удмуртской Республики" общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 09.12.2019 (т.2 л.д.55-58) должностным лицом группы по расследованию преступлений на территории Красногорского района СО МО МВД России "Игринский" произведен осмотр участка местности, расположенного близ бывшего полигона ТБО Красногорского района УР (земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802). На момент проведения осмотра установлено, что на данном участке находится техника, грузовые КАМАЗЫ, экскаватор HYUNDAI, производится добыча песка. Возле лесного массива имеются вырытые котлованы.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 12.03.2020 (т. 2 л.д. 64-81), составленному должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР при участии начальника отдела экологического надзора Минприроды УР Шашкина А.В., специалиста-картографа Валеева Т.В., специалиста Степанова К.Н., произведен осмотр участка местности, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от с. Красногорское УР, имеющего кадастровый номер 18:15:009001:802. Осмотром установлено, что осматриваемый участок местности расположен в 420 м справа от 34 км автодороги сообщением п. Игра - с. Красногорское УР, по направлению в с. Красногорское УР. К осматриваемому участку с указанной автодороги имеется съезд по проселочной дороге. На осматриваемом участке имеется карьерная выработка без четких границ, глубиной от 1,5 м до 2,5 м, которая расположена в 420 м справа от 34 км автодороги сообщением п. Игра - с. Красногорское УР перед лесным массивом. На дне осматриваемой карьерной выработки снег отсутствует. Карьерная выработка без четких границ, шириной от 21 м до 60 м, длиной 180 м. У указанной выработки имеются следы колесных и гусеничных транспортных средств. Справа от осматриваемой карьерной выработки в сторону автодороги сообщением п. Игра - с. Красногорское УР имеется еще одна карьерная выработка без четких границ, прилегающая территория к которой и сама выработка припорошены снегом. Ширина выработки 30 м, длина 32 м, глубина 2 м. Далее справа от указанной карьерной выработки имеется еще одна карьерная выработка в сторону автодороги сообщением п. Игра - с. Красногорское УР без четких границ, прилегающая территория к которой и сама выработка припорошены снегом. Ширина выработки от 20 м до 70 м, длина 172 м, глубина 1 м. В момент осмотра на участке какая-либо техника отсутствует.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 11.09.2020 года, составленному должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР, при участии специалиста - инженера-лаборанта отдела контроля качества Игринского РСУ Якшур-Бодьинского ДУ АУ "Удмуртавтодор" Никитиной С.А. произведен осмотр участка местности, расположенного в 2,5 км к юго-востоку от с. Красногорское УР, где расположены земельные участки с кадастровыми номерами 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802. Осматриваемый земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:801 расположен справа от 34 км автодороги сообщением п. Игра УР - с. Красногорское УР, по направлению в с. Красногорское и непосредственно примыкает к указанной автодороге. Земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 расположен справа от 34 км указанной автодороги, в 250 метрах от нее и граничит с земельным участком с кадастровым номером 18:15:009001:801.
Ранее осматриваемый участок был осмотрен в ходе осмотра места происшествия 12.03.2020 г., в ходе которого на нем зафиксировано место расположения 3 карьерных выработок. На момент осмотра на осматриваемом участке также имеются 3 карьерные выработки. Карьерная выработка N 1 расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801, на расстоянии 420 м справа от 34 км-автодороги сообщением п. Игра УР - с. Красногорское УР, перед лесным массивом. Справа от осматриваемой карьерной выработки в сторону автодороги сообщением п. Игра УР - с. Красногорское УР имеется карьерная выработка N 2, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802, перед лесным массивом. Далее справа от осматриваемой карьерной выработки N 2 в сторону автодороги сообщением п. Игра УР - с. Красногорское УР имеется карьерная выработка N 3, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:802 и частично на земельном участке с кадастровым номером 18:15:009001:801 перед лесным массивом. Указанная выработка начинается непосредственно от угла края леса, где начинается земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 со стороны автодороги сообщением п. Игра УР - с. Красногорское УР.
С разрезов указанных карьерных выработок, ниже плодородного слоя почвы, взяты образцы грунта, которые упакованы в разные полимерные пакеты и снабжены соответствующими пояснительными записками. На основании направления от 11.09.2020, составленного должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР, специалисту Никитиной С.А. поручено проведение исследования (испытания) по отнесению изъятых образцов грунта к определенному виду общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно составленным специалистом Никитиной С.А. протоколам испытаний (N 1209/1 от 12.09.2020, N 1209/2 от 12.09.2020, N 1209/3 от 12.09.2020) изъятые образцы грунта соответствуют природному песку II класса, согласно ГОСТ 8736-2014 "Песок природный. Технические условия".
Из объяснений Главы МО "Красногорский район" Корепанова B.C. от 07.03.2020, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР следует, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 принадлежит на праве собственности МО "Красногорский район", право собственности на указанный участок было оформлено в декабре 2019 г.; до этого он принадлежал на праве собственности МО "Агрикольское"; данный земельный участок Администрации МО "Красногорский район" был необходим, поскольку с этого участка предполагалось использовать песок и грунт для строительства стадиона и ФОКа в с.Красногорское УР.; 25.11.2019 между Администрацией МО "Красногорские район" и МО "Агрикольское" заключено соглашение о передаче имущества (т. 2 л.д. 133-135), согласно которому земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 передан в собственность МО "Красногорский район"; в декабре 2019 года подписано постановление, согласно которому ООО "Престиж" разрешено добывать грунт с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 для нужд строительства стадиона и ФОКа; в настоящее время на указанном земельном участке ведется добыча песка и грунта.
Из объяснений генерального директора ООО "Престиж" Аникина В.В., данных 26.06.2020 должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР следует, что в указанной должности он состоит с августа 2016 года. В октябре 2019 года ООО "Престиж" участвовало в электронных аукционах по заключению контрактов на строительство спортивного сооружения в с. Красногорское УР (стадион) и ФОК в с. Красногорское УР. Указанные аукционы проводились региональным центром закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. По результатам проведения указанных аукционов ООО "Престиж" признано победителем обоих муниципальных контрактов. После этого в течение десяти дней между Администрацией МО "Красногорский район" и ООО "Престиж" заключены два муниципальных контракта на строительство спортивного сооружения в с. Красногорское УР (стадион) и ФОК в с. Красногорское УР; после заключения указанных муниципальных контрактов ООО "Престиж" стало постепенно приступать к работе. Изначально за строительство указанных спортивных объектов отвечал мастер строительно-монтажных работ Карпов A.M., затем мастером строительно-монтажных работ стал Соловьев А.Г. Они отвечали за строительство обоих указанных спортивных объектов. Ему известно, что для строительства указанных спортивных объектов был необходим грунт и земельный участок для взятия с него грунта должна была предоставить Администрация МО "Красногорский район" в радиусе 5 км от строящегося объекта. По этому поводу ООО "Престиж" писало письма в Администрацию МО "Красногорский район". Администрацией МО "Красногорский район" им был предоставлен земельный участок для строительства указанных спортивных объектов; указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское - п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. С декабря 2019 года ООО "Престиж" начало вывозку грунта с данного участка, это ему известно со слов Карпова A.M. Для вывозки грунта ООО "Престиж" привлекало технику по договорам с юридическими лицами - ООО "АстексГрупп", ООО "Техавто", привлекали экскаваторы и самосвалы.
Также Аникину В.В. на обозрение была представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, последний пояснил, что с данного участка ООО "Престиж" осуществляло вывозку грунта для строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР с декабря 2019 года до середины марта 2020 года. Указанный земельный участок им предоставила Администрация МО "Красногорский район" для взятия с него грунта.
В своих объяснениях, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР 14.09.2020 начальник планово-технического отдела ООО "Престиж" Карпов A.M. указал, что в период времени с 14.10.2019 до 17.02.2020 он состоял в должности мастера строительно-монтажных работ (СМР) ООО "Престиж". В конце октября 2019 г. ООО "Престиж" заключило два муниципальных контракта с Администрацией МО "Красногорский район" на строительство ФОК и спортивного сооружения (стадиона). В проектно-сметной документации на строительство стадиона указано, что Администрация МО "Красногорский район" (заказчик) обязана предоставить грунт для устройства земляного полотна на строительство спортивных сооружений в радиусе до 5 км. ООО "Престиж" в связи с этим обращалось в Администрацию МО "Красногорский район" с соответствующим заявлением, а также он сам лично обращался к заместителю Главы Администрации МО "Красногорский район" Салтыкову С.В. Затем представители Администрации МО "Красногорский район" показали ему на публичной кадастровой карте место расположения земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802. После этого через несколько дней он выезжал вместе с заместителем Главы Администрации МО "Красногорский район" Салтыковым СВ. на данный участок, где он ему показал границы участка, сказал, что с данного участка можно использовать грунт. Указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское- п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. Земельный участок с кадастровым номером 18:15:009001:802 был не тронут, он начинался от угла лесного массива. При Карпове А.М. грунт для строительства спортивных объектов они брали только с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, за пределы данного земельного участка не выходили. На данный земельный участок в начале декабря 2019 года был завезен экскаватор, и с данного земельного участка стала осуществляться добыча грунта. Грунт с указанного участка использовался при строительстве обоих спортивных объектов в с. Красногорское УР. При Карпове А.М. грунт с указанного земельного участка вывозился на трех автомобилях КАМАЗ, принадлежащих ООО "АстексГрупп". Данные автомобили ООО "Престиж" нанимало по договорам. Карпову А.М. известно, что грунта с земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 им не хватало для проведения строительных работ и в связи с этим ООО "Престиж" обращалось в Администрацию МО "Красногорский район" с просьбой предоставить еще земельный участок для взятия с него грунта. Постановлением Главы МО "Красногорский район" N 115 от 04.03.2020 ООО "Престиж" разрешено использовать грунт с земельного участка с кадастровым. номером 18:15:009001:801. После этого с данного участка ООО "Престиж" также стало возить грунт для нужд строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР.
Также на обозрение Карпову А.М. представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, последний пояснил, что схема и участок ему знакомы, его показал ему Салтыков С.В.; с данного участка завозился грунт для строительства стадиона и ФОК с декабря 2019 г. до середины марта 2020 года.
Кроме того, Карпову А.М. на обозрение представлены план-схемы трёх карьерных выработок с их наложением на земельные участки с кадастровыми номерами 18:15:009001:801 и 18:15:009001:802, при ознакомлении с которыми он указал, что место расположения указанных земельных участков ему знакомо, карьерная выработка, обозначенная на план-схеме под N 3, ему также знакома; карьерная выработка под N 3 за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802 не выходила; скорее всего, ООО "Престиж" вышло за пределы разработки при мастере ООО "Престиж" Соловьеве А.Г., когда было получено соответствующее разрешение.
Объяснения Карпова A.M. от 14.09.2020 также подтверждаются протоколом проверки показаний на месте от 14.09.2020 г., составленным должностным лицом Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР (т. 2 л.д. 119-130).
В своих объяснениях, данных должностному лицу Игринского межрайонного следственного отдела следственного управления СК РФ по УР 23.06.2020 мастер строительно-монтажных работ ООО "Престиж" Соловьев А.Г. указал, что в первый раз он приехал в с. Красногорское в конце января 2020 года для того, чтобы ознакомиться с процессом строительства спортивных объектов в с. Красногорское УР, посмотреть расположение будущих спортивных объектов, а также стадией строительства. С осени 2019 года ответственным мастером строительно-монтажных работ на строительстве спортивных объектов в с. Красногорское УР был Карпов A.M., он отвечал за строительство двух спортивных объектов. В конце января 2020 года Карпова А.М. уже планировали перевести в производственный отдел, а его отправить на замену в с. Красногорское УР. Далее 04.02.2020 года он приехал в с. Красногорское УР и после этого стал числиться мастером СМР на строительстве спортивных сооружений в с. Красногорское УР. Когда он приехал в с. Красногорское УР, то грунт на строительство спортивных объектов уже завозился с участка местности, расположенного рядом с бывшим полигоном ТБО. Указанный участок расположен рядом с автодорогой сообщением с. Красногорское - п. Игра УР, с левой стороны по направлению из с. Красногорское УР, на расстоянии не более 5 км от с. Красногорское УР. При этом указанный грунт использовался для поднятия площадки строительных объектов до проектной отметки. Грунт с указанного участка использовался при строительстве обоих спортивных объектов в с. Красногорское УР. Со слов Карпова А.М., указанный участок ему показали сотрудники Администрации МО "Красногорский район" и сказали, что грунт с этого участка можно использовать при строительстве стадиона и ФОК. Грунт с указанного участка они возили примерно до 17-18 марта 2020 года. Грунт перестали возить, поскольку им об этом сказал сам Глава МО "Красногорский район" Корепанов B.C., пояснив, что брать грунт запретила прокуратура. Когда он приезжал в с. Красногорское УР в конце января 2020 года, то грунт возили три автомобиля марки КАМАЗ, которые он видел. Данные автомобили ООО "Престиж" не принадлежат, их нанимали. При нем грунт возили на трех автомобилях МАЗ, которые принадлежат их организации, которые до этого были задействованы на строительстве других объектов.
Также Соловьеву А.Г. на обозрение была представлена схема расположения на карте земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, он пояснил, что именно с данного участка завозился грунт для строительства стадиона и ФОК.
Из объяснений, данных водителями, административным органом установлено:
- из объяснений от 09.12.2019 Абрамова А.А. следует, что указанное лицо работает по трудовому договору с ООО "Престиж". Осуществляет перевозку с карьера возле Красногорское песка на строящийся стадион в с.Красногорское, работает с 29 ноября 2019 года на своем КАМАЗе гос. номер М468НС/18. Пункт загрузки и пункт выгрузки им объяснял мастер ООО "Престиж" по имени Алексей.
- из объяснений Елшанского М.С., данных 09.12.2019 следует, что он работает по трудовому договору с ООО "Престиж" на своем автомобиле КАМАЗ гос. номер У216ХА/18. С 5 декабря 2019 года осуществляет перевозку песка с карьера недалеко от села Красногорское УР на строящийся стадион в с. Красногорское. Указание о том, откуда вывозить и куда дает мастер ООО "Престиж" по имени Алексей.
- в объяснениях, данных 09.12.2019, Сырков О.Ю. указал, что работает водителем около одной недели. В ООО "Престиж" он работает с 06.12.2020, привозит и вывозит грунт на стадион в с. Красногорское. Место погрузки указал мастер по имени Алексей.
На основании установленные обстоятельства и совокупности полученных материалов и собранных доказательств административный орган установил факт пользования ООО "Престиж" в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недрами (добыча песка) на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР, в отсутствие соответствующей лицензии.
17.11.2020 обществу была вручена повестка от 16.11.2020 (т. 2 л.д. 171), содержащая сведения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
24.11.2020 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгиным Ф.Н. в присутствии представителя общества по доверенности Афанасьева С.В. был составлен протокол N 391/ПР об административном правонарушении. Копия протокола была вручена 24.11.2020 представителю общества Афанасьеву С.В., о чем в протоколе имеется соответствующая отметка.
25.11.2020 обществу была вручена повестка от 24.11.2020 (т. 2 л.д. 182), содержащая сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела.
01.12.2020 в административный орган поступило ходатайство общества об отложении рассмотрения материалов административного дела с целью дачи дополнительных пояснений.
Определением от 02.12.2020 старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгина Ф.Н в удовлетворении ходатайства ООО "Престиж" об отложении рассмотрения дела отказано.
02.12.2020 установив в действиях ООО "Престиж" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, должностное лицо Министерства в присутствии представителя общества по доверенности Афанасьева С.В. вынесло постановление N 391/ПС о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 800 000 руб. Копия постановления была вручена 02.12.2020 представителю общества Афанасьеву С.В., о чем имеется соответствующая отметка.
02.12.2020 Министерством также вынесено представление N 391 об обязании ООО "Престиж" принять меры по соблюдению требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; принять меры по установлению должного контроля за соблюдением требований действующего законодательства об охране недр.
Несогласие заявителя с постановлением и представлением Управления послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 названного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 800 000 руб. до 1 000 000 руб.
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 "2395-1 "О недрах" (далее Закон о недрах), определяя, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части 1 статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Согласно преамбуле к Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона о недрах).
Статьей 6 Закона о недрах установлено, что недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3).
Лицензия на пользования недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащим настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные лицензией, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр; соблюдать требования технических проектов, планов или схем развития горных работ, не допускать сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт пользования ООО "Престиж" недрами (добыча песка) в нарушение требований ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" на территории земельного участка с кадастровым номером 18:15:009001:802, расположенного в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Красногорского района УР, в отсутствие соответствующей лицензии, установлен судом, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколами осмотра места происшествия от 09.12.2019 (т.2 л.д.55-58), от 12.03.2020 (т. 2 л.д. 64-81), от 11.09.2020 года, объяснениями Главы МО "Красногорский район" Корепанова B.C. от 07.03.2020, генерального директора ООО "Престиж" Аникина В.В. от 26.06.2020, начальника планово-технического отдела ООО "Престиж" Карпов A.M. от 14.09.2020, мастер строительно-монтажных работ ООО "Престиж" Соловьев А.Г. от 23.06.2020, объяснениями от 09.12.2019 Абрамова А.А., Елшанского М.С., Сыркова О.Ю., протоколом об административном правонарушении от 24.11.2020 N 391/ПР, иными материалами дела и заявителем по существу не опровергнут.
В связи с чем, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом исследован.
Доказательств того, что заявителем своевременно предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Осуществляя экономическую деятельность, общество обязано знать и соблюдать нормы законодательства о недрах, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе общества об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, о допущенных нарушениях при отборе образцов и проведении их испытаний, о недопустимости доказательств в деле об административном правонарушении, о нарушении процессуальных прав общества отказом Министерства в ходатайстве общества об отложении рассмотрении дела, были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Разрешая вопрос мере ответственности подлежащей назначению обществу, суд первой инстанции счел возможным применить положения части 3 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить назначенное наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Судом установлено, что на основании постановления общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 800 000 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
Согласно частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Санкция части 1 статьи 7.3 КоАП РФ такую меру административного наказания как предупреждение не предусматривает.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что заменяя наказание в виде штрафа на предупреждение, суд первой инстанции исходил из того, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.12.2020 (т. 2 л.д. 224-226) ООО "Престиж" относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства как среднее предприятие; к ответственности ООО "Престиж" привлекается впервые (надлежащие доказательства обратного, а именно вступившие в силу постановления административного органа, в материалах дела отсутствуют), причинение имущественного ущерба отсутствует, как отсутствуют и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С выводом суда в части отсутствия причинения имущественного ущерба Министерство не согласно, ссылаясь на расчет размера вреда, причиненного добычей недр без лицензии на карьерных выработках, расположенных в 2,5 км юго-восточнее с. Красногорское Удмуртской Республики, произведен на основании постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 564 "Об утверждении Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах" и составляет 4 162 108, 75 руб. (расчет имеется в административных материалах которые были представлены в суд первой инстанции). Также Министерство отмечает, что добыча недр без лицензии и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды влечет нерациональное использование природных ресурсов, создает угрозу загрязнения и истощения недр.
По мнению Министерства, в данном случае имеется факт причинения ущерба государству и явная угроза причинения ущерба окружающей среде, что исключает возможность применения ст. 3.4 КоАП РФ и замену наказания в виде штрафа предупреждением.
Проверив доводы жалобы Министерства, суд апелляционной инстанции признает их обоснованными.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ основания для применения в настоящем деле положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения отсутствовали.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 января 1950 года).
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 даны разъяснения о том, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ). В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для изменения меры наказания в виде предупреждения на административный штраф. Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта (статья 270 АПК РФ), судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 марта 2021 года по делу N А71-15581/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15581/2020
Истец: ООО "Престиж"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5573/2021
22.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5004/2021
06.10.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-15581/20
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5573/2021
18.05.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5004/2021
19.03.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-15581/20