Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2021 г. N Ф01-4336/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А79-8336/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 19.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.01.2021 по делу N А79-8336/2020, принятое по заявлению акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" (ОГРН 1042124001105, ИНН 2124021590) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары.
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары - Аликов А.Ю. на основании доверенности от 31.12.2020 N 05-1-19/17 сроком действия по 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании (т. 4, л.д. 26-27); акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" - Мольков М.В. на основании доверенности от 26.02.2021 N05-12/ и диплома о высшем юридическом образовании.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Железобетонные конструкции N 1" (далее - АО "ЖБК-1", Общество) выявив несоответствие представленных ранее в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган, заявитель) данных о среднесписочной численности фактическим данным, 08.04.2020 направило корректирующие сведения о среднесписочной численности за 2018 год, в соответствии с которыми по состоянию на 01.01.2019 она составляет 213 человек. (т. 1, л.д. 10-12).
Также 08.04.202020 Обществом с использованием программного обеспечения сформировано сообщение N 79062 об отсутствии сведений о нем в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМП, реестр), которое размещено на сайте контакт-центра Федеральной налоговой службы.
В письме, направленном Обществу 18.04.2020 по электронной почте, сообщено, что данное сообщение рассмотрено Инспекцией и не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании реестра (т.1, л.д. 13).
Общество, считая, что оно соответствует критериям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) по состоянию на 01.04.2020, 22.04.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о включении его в ЕРСМП (т. 1, л.д. 16-17). В обращении Общество указало, что его выручка, как субъекта среднего предпринимательства, не превышает 2 миллиардов рублей, среднесписочная численность работников не превышает 250 человек.
Письмом от 18.05.2020 N 18-12/014822 Инспекция сообщила Обществу, что ЕРСМП переформирован 10.08.2019 исходя из данных налоговых деклараций и сведений о среднесписочной численности по итогам за 2018 год (по состоянию на 01.07.2019), и поскольку на момент его обращения сведения о среднесписочной численности работников представлены АО "ЖБК-1" на 302 человека, основания для включения в реестр отсутствовали. Также в указанном письме налоговый орган сообщил, что изменения в сведениях будут учтены при очередном обновлении ЕРСМП 10.08.2020 (т. 1, л.д. 19-20).
Общество 22.05.2020 повторно обратилось в Инспекцию с просьбой рассмотреть вопрос о включении его в ЕРСМП, представив копии отчета о среднесписочной численности работников за 2018 год и расчет численности (т.1, л.д.22).
Обществу 16.07.2020 по электронной почте поступило письмо, из которого следовало, что сообщение об отсутствии его в ЕРСМП рассмотрено Инспекцией и в связи с несоответствием АО "ЖБК-1" установленным условиям оснований для внесения сведений в реестр не имеется. Так же указано, что при необходимости Общество может обратиться в указанный выше налоговый орган за уточнением информации по вопросу корректности сведений, учитываемых для целей формирования реестра (т. 1, л.д. 23).
Согласно сведениям, размещенным в свободном доступе в поисковой системе ЕРСМП (https://www.N alog.ru/opeN data/7707329152-rsmp/) Общество в качестве субъекта среднего предпринимательства включено с 10.08.2020.
Не согласившись с действиями Инспекции по отказу во внесении сведений о нем как о среднем предприятии в реестр, 01.09.2020 АО "ЖБК-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными действий Инспекции по не включению его в ЕРСМП как среднее предприятие с 08.04.2020 и об обязании Инспекции включить АО "ЖБК-1" в реестр с 08.04.2020 (т.4, л.д.67).
Жалоба АО "ЖБК-1" на действия налогового органа рассмотрена Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (далее - Управление), решением которого от 01.12.2020 N 283 отказано в ее удовлетворении.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.01.2021 (с учетом определения от 02.03.2021) заявленные Обществом требования удовлетворены.
При этом, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, положениями Федерального закона N 209-ФЗ и Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр, утвержденного приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее - Регламент), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания незаконными оспариваемых действий Инспекции.
Инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
В жалобе Инспекция указывает, что представление Обществом уточненных сведений о среднесписочной численности за 2018 год не являлось основанием для проведения камеральной налоговой проверки, по результатам которой могло быть установлено, что ранее представленные сведения о среднесписочной численности являлись ошибочными.
По мнению Инспекции, суд первой инстанции не указал, какие нормы законодательства и Регламента нарушила Инспекция при получении от АО "ЖБК-1" корректирующих сведений о среднесписочной численности.
Кроме того, Инспекция полагает, что отсутствие АО "ЖБК-1" в реестре по состоянию на 08.04.2020 не обусловлено неправомерными действиями налогового органа.
Способ восстановления нарушенного права, определенный в обжалуемом решении (обязание Инспекции включить Общество в реестр с 08.04.2020) налоговый орган считает не соответствующим законодательству и неисполнимым, поскольку АО "ЖБК-1" уже включено в ЕРСМП с 10.08.2020.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях и поддержаны ее представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу, дополнениях, а также его представитель в судебном заседании указали на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, дополнениях, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный установил наличие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ. Заявитель должен доказать в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании незаконными обжалуемых решений (действий).
Заявитель, обращающийся в суд в порядке главы 24 АПК РФ, может рассчитывать на восстановление своих прав и законных интересов в порядке статьи 201 АПК РФ, обязывающей суд решить вопрос об избрании конкретного способа устранения прав и законных интересов заявителя (части 4 и 5 статьи 201 АПК РФ). Такая возможность предполагается исходя из установленных судом полномочий соответствующего органа (должностного лица), а также установленных судом фактических обстоятельств дела. При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом N 209-ФЗ.
Сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ).
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения дохода для субъектов малого и среднего предпринимательства: малые предприятия - 800 млн. руб.; средние предприятия - 2 млрд. руб.
В соответствии с подпунктом 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год в том числе хозяйственных обществ, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, не должна превышать предельные значения, предусмотренные для средних предприятий от 101 до 250 человек, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.
В силу пункта 2 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - на Федеральную налоговую службу.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.Nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506). Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
Таким образом, реестр формируется уполномоченным органом на основании представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого и среднего предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого или среднего предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 19.08.2019 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).
Указанный Регламент определяет порядок использования программного обеспечения и полномочия налоговых органов всех уровней в едином процессе формирования реестра.
Как следует из материалов дела, Общество представило 16.01.2019 в Инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за 2018 год в количестве 302 человек (т. 1 л.д. 56), 20.01.2020 представило сведения за 2019 год, указав среднесписочную численность в количестве 216 человек (т. 1 л.д. 57).
На основании представленных Обществом сведений на момент переформирования реестра (10.08.2019) по состоянию на 01.07.2019 оно не было включено в реестр, поскольку не соответствовало требованиям, установленным законодательством.
Действия, осуществляемые налоговым органом в едином процессе формирования реестра с использованием программного обеспечения установлены в разделе N 3 Регламента.
В соответствии с пунктом 3.2. Регламента при поступлении сообщения налоговым органом выявляется фактическая причина, по которой сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе отражены некорректно либо не внесены в реестр и осуществляется проверка правомерности отсутствия таких сведений в реестре.
В случае если по результатам рассмотрения сообщения установлена корректность и полнота сведений из налоговой отчетности, используемой при формировании реестра, обработка сообщения завершается без внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр (пункт 3.2.3 Регламента).
С учетом установленного порядка формирования реестра, на момент обращения Общества в Инспекцию с просьбой о включении в реестр (22.04.2020) и представления им уточненных сведений о среднесписочной численности работников за 2018 год (08.04.2020) реестр был уже сформирован 10.08.2019 с учетом представленных Обществом сведений за 2018 год (по состоянию на 01.07.2019).
Поэтому изменения в указанных сведениях могли быть учтены налоговым органом при очередном обновлении ЕРСМП 10.08.2020 при наличии сведений по состоянию на 01.07.2020.
Сведения, представленные АО "ЖБК-1", были фактически учтены и 10.08.2020 Общество было включено в реестр.
Правовых оснований для включения Общества в ЕРСМП на 08.04.2020 в рассматриваемом случае не имелось.
Заявление АО "ЖБК-1" в суд не содержит сведений о том, какие действия, указанные в разделе N 3 Регламента должна была выполнить Инспекция для включения Общества в ЕРСМП с 08.04.2020.
Судом первой инстанции также не установлено нарушений налоговым органом требований Федерального закона N 209-ФЗ и Регламента, повлекших невключение Общества в ЕРСМП с 08.04.2020.
Отсутствие Общества в ЕРСМП на указанную дату обусловлено не противоправными действиями налогового органа, а представлением самим Обществом недостоверных сведений о среднесписочной численности работников за 2018 год.
Сведения о среднесписочной численности за 2019 год в количестве 216 человек представлены Обществом 20.01.2020 и могли были быть учтены Инспекцией при формировании реестра только по состоянию на 10.08.2020, что и было выполнено фактически.
Судом апелляционной инстанции признается ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что с учетом статьи 19.2 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" сведения об АО "ЖБК-1" должны быть включены в реестр с 08.04.2020, поскольку корректирующие сведения за 2018 год представлены Обществом после 1 июля 2019 года и не позднее 30 июня 2020 года.
Указанное правовое регулирование распространяется на лиц, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным указанной статьей), не включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 августа 2019 года в связи с непредставлением такими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору сведений за 2018 год.
В рассматриваемом случае, Общество представило за 2018 год недостоверные сведения о среднесписочной численности, что обусловило отсутствие его в реестре 10.08.2019.
Поэтому вывод суда первой инстанции о наличии у Общества права на включение в реестр по итогам 2018 года с 10.08.2019 не соответствует законодательству.
Кроме того, в рамках настоящего дела не рассматривались требования Общества об оспаривании действий налогового органа по невключению АО "ЖБК-1" в реестр с 10.08.2019.
Инспекцией не допущено в отношении АО "ЖБК-1" противоправных действий, повлекших отсутствие его в ЕРСМП по состоянию на 08.04.2020.
Доказательств нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности действиями Инспекции в материалы дела не представлено.
Общество обратилось в суд после включения его в ЕРСМП, что свидетельствует о том, что требования АО "ЖБК-1" не направлены на восстановление нарушенного права.
Отсутствие предусмотренной в статье 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для признания оспариваемых действий Инспекции незаконными, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ, отказ в удовлетворении заявленных Обществом требований.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.01.2021 - отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, с принятием нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 27.01.2021 по делу N А79-8336/2020 отменить.
В удовлетворении заявленного требования акционерному обществу "Железобетонные конструкции N 1" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8336/2020
Истец: АО "Железобетонные конструкции N 1"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары