город Ростов-на-Дону |
|
18 мая 2021 г. |
дело N А53-34040/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Коза Л.А. по доверенности от 27.04.2021, удостоверение N 114;
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Булаева Ж.В. по доверенности от 28.06.2019, диплом от 29.06.2002, удостоверение N 61 01042;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.02.2021 по делу N А53-34040/2020
по заявлению Министерства транспорта Ростовской области
к заинтересованному лицу Управлению Федерального казначейства по Ростовской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Ростовской области (далее - заявитель, Министерство транспорта) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК по РО, казначейство, Управление) от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что работы по устройству временных сооружений были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учитывая, что средств, предусмотренных в составе сметной нормы на временные здания и сооружения, учтенных сводным сметным расчетом стоимости объекта, было достаточно для устройства всех необходимых временных сооружений, в том числе, временной автомобильной дороги, по согласию сторон, работы по ее устройству были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в пределах сметной нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений без необходимости дополнительного финансирования из областного бюджета, в пределах твердой договорной цены государственного контракта. Исключение из сметных расчетов по устройству присыпных обочин работ, машин и механизом, предусмотренных составом расценок ТЕР 01-02-027-02, ТЕР 01-02-001-01 и ТЕР 01-02-006-01 не позволило бы технологически выполнить устройство и укрепление обочин в полном объеме. Начальные (максимальные) и твердые договорные цены государственных контрактов определены проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем пересчета стоимости объектов из базисного уровня цен в текущие цены, с применением индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент проведения процедуры закупки. При использовании изложенного в приложении к акту проверки способа, занижаются все позиции сметных расчетов, принятых в проектной документации по прайс-листам производителей (поставщиков). Кроме того, стоимость материальных ресурсов, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на этапе подготовки проектной документации, а равно - на этапе определения стоимости строительно-монтажных работ, определена в полном соответствии с МДС 81-35.2004.
В отзыве на апелляционную жалобу УФК по РО просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства транспорта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель УФК по РО не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказа от 27 июля 2020 г. N 494 "О назначении внеплановой выездной проверки Министерства транспорта Ростовской области" (в редакции приказов Управления от 17 августа 2020 г. N 538, от 21 августа 2020 г. N 547), в связи с поручением Федерального казначейства от 22 июля 2020 г. N 07-04-05/18-14363, проведена проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", идентификатор контрольного мероприятия 2020-ВВ.000.0008-5800.008, проверяемый период - с 01.01.2019 по 31.12.2019, срок проведения проверки - с 10.08.2020 по 04.09.2020.
По итогам проверки составлен акт от "04" сентября 2020 года, согласно которому Министерство транспорта допустило ряд нарушений, которые отражены в предписании УФК по РО от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074.
Согласно предписанию УФК по РО от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074 Министерству транспорта предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба, а именно, обеспечить возврат средств в доход федерального бюджета в размере 2 304 963,24 руб. по КБК 10821845393010000150 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги" из бюджетов субъектов Российской Федерации" с указанием информации в поле "Назначение платежа: "возмещение ущерба по предписанию УФК по Ростовской области (указать номер, дату)", в срок по 22.03.2021 (включительно).
Считая незаконным предписание, Министерство транспорта обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо одновременно наличие двух условий:
- несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Государственная программа).
Государственная программа Ростовской области "Развитие транспортной системы" утверждена Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 645 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" (далее - Государственная программа Ростовской области).
В соответствии с Паспортом Государственной программы Ростовской области (в редакции N 8 от 16.12.2019) ее ответственным исполнителем является Министерство.
В рамках Государственной программы Ростовской области реализуется Региональный проект Ростовской области, а также Ростовской, Таганрогской и Шахтинской агломераций на 2019 - 2024 годы (далее - Региональный проект), утвержденный Губернатором Ростовской области Голубевым В.Ю. и согласованный заместителем руководителя Федерального дорожного агентства Костюченко И.В.
Для достижения целевых показателей Регионального проекта проводятся мероприятия по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию, в том числе в рамках работ по инженерному обустройству и модернизации, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и дорожной сети городских агломераций и искусственных сооружений на них в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
В рамках реализации мероприятий федеральной программы Министерству транспорта предусмотрено предоставление денежных средств из федерального бюджета на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" в рамках подпрограммы "Развитие транспортной инфраструктуры Ростовской области" государственной программы Ростовской области "Развитие транспортной системы" в общей сумме 6 585 140 100,00 руб.
В связи с чем, между Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации Алафиновым И.С., осуществляющим функции руководителя федерального проекта "Дорожная сеть", и Министром транспорта Ростовской области Ивановым А.Н., осуществляющим функции руководителя регионального проекта "Региональный проект Ростовской области "Безопасные и качественные автомобильные дороги", заключено соглашение о реализации регионального проекта Ростовской области "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1 (далее - Соглашение от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1).
Предметом Соглашения от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1 является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Ростовской области и муниципальных образованиях, расположенных на территории Ростовской области.
Согласно приложению N 2 "Результаты федерального проекта по субъекту Российской Федерации" к Соглашению от 15.02.2019 N 103-2019-R10031-1 установлено, в том числе, заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусматривающих принятие субъектами Российской Федерации обязательств по достижению показателей и решению задач национального проекта осуществляется не позднее 01.03.2019.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 193 (далее - Правила N 193) между Федеральным Дорожным Агентством (далее - Агентство) и Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Ростовской области от 28.03.2019 N 108-17-2019-062 (далее - Соглашение от 28.03.2019 N 108-17-2019-062).
Согласно части 1.1 Соглашения от 28.03.2019 N 108-17-2019-062 предметом является предоставление из федерального бюджета в 2019 - 2021 годах бюджету Ростовской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта "Дорожная сеть" в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета по КБК: код главного распорядителя средств федерального бюджета 108, раздел 04, подраздел 09, вид расходов 540 в рамках федерального проекта государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
С целью реализации мероприятий направленных на достижение результатов Регионального проекта Минтрансом РО и органами местного самоуправления (получателями средств) в 2019 году заключались государственные, муниципальные контракты (контракты).
Оспариваемое предписание выдано Министерству транспорта по результатам проведенной УФК по РО внеплановой выездной проверки, как уполномоченным органом.
В соответствии с оспариваемым предписанием, Министерство транспорта допустило нарушение (риск) целей, порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов. На основании выявленных нарушений Министерству транспорта предписано обеспечить возврат в доход федерального бюджета средства в общей сумме 2 304 963,24 рублей.
Согласно пункту 1.1 предписания в нарушение пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1, 3. статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 1.1, 1.4, 3.4, пункта 24 Перечня работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружении", утвержденного постановлением Госстроя России от 07 мая 2001 г. N 45 Минтрансом РО в 2019 году неправомерно приняты и оплачены работы по устройству временной объездной дороги за счет средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений по государственному контракту от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК, что привело к завышению стоимости работ в общей сумме на 1 962 878,48 рублей, из них средства иных межбюджетных трансфертов предоставленных из федерального бюджета в сумме 981 439,24 рублей.
Так, оспаривая предписание УФК по РО в части пункта 1.1 предписания, Министерство транспорта поясняет, что согласно пункту 1.1 ГСН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в Приложении 2 ГСН 81-05-01-2001. К ним, в том числе, относятся временные автомобильные дороги.
Апеллянт указывает, что по рассматриваемому объекту средств на временные здания и сооружения, предусмотренных проектной документацией и учтенных твердой договорной ценой, было достаточно для устройства всех необходимых временных сооружений, дополнительных ресурсов на строительство временных дорог не предусматривалось. Пункты 3.2 и 3.4 ГСН 81-05-01-2001 определяют, что расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. Факт строительства временных дорог подтверждается актами приемки и актами освидетельствования скрытых работ. В соответствии с пунктом 24 Приложения 7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) работы по устройству и временных автомобильных и землевозных дорог включены в перечень работ и затрат, относящихся к временным зданиям и сооружениям и учтенных сметными нормами, в рамках которых были приняты и оплачены указанные работы. Кроме того, пунктом 1.7 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрена возможность включения в состав сметных расчетов дополнительных финансовых средств на сооружение временных автодорожных объездов. Однако, руководствуясь принципом эффективности использования бюджетных средств, а также учитывая, что средств, предусмотренных в составе сметной нормы на временные здания и сооружения, учтенных сводным сметным расчетом стоимости объекта было достаточно для устройства всех необходимых временных сооружений, в том числе временной автомобильной дороги, по согласию сторон, работы по ее устройству были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в пределах сметной нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений без необходимости дополнительного финансирования из областного бюджета, в пределах твердой договорной цены государственного контракта.
Таким образом, Министерство транспорта полагает, что работы по устройству временных сооружений были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По пункту 1.2 оспариваемого предписания судом было установлено, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Минтрансом РО 2019 году излишне приняты и оплачены виды работ "Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов 2" ТЕР01-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" ТЕР01-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" ТЕР01-02-006-01,учтенные в актах расценкой ТЕР27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнемтолщиной 10 см" в этапе 31 на площади 9 680 м2, в этапе 33 на площади 11 610 м2 государственного контракта от 16.04.2019 N 0158200000519000019_71556 - ГК и в этапе 297 484 м2 государственного контракта от 17.04.2019 N0158200000519000020_71556 - ГК, что привело к завышению стоимости выполненных работ на 89 006,00 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 89 006,00 рублей - 100,00%, а именно:
- государственного контракта от 16.04.2019 N 158200000519000019_71556-ГК (ИКЗ 192616305371561670100102800014211244), по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Белокалитвинском, Боковском, Верхнедонском, Каменском, Кашарском, Константиновском, Красносулинском, Куйбышевском, Матвеево-Курганском, Миллеровском, Милютинском, Морозовском, Обливском, Октябрьском, Родионово-Несветайском, Советском, Тарасовском, Усть-Донецком, Чертковском, Шолоховском районах Ростовской области - 57 474,00 рублей;
- государственного контракта от 17.04.2019 N 0158200000519000020_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102800024211244) по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Азовском, Аксайском, Багаевском, Веселовском, Волгодонском, Егорлыкском, Зерноградском, Кагальницком, Мартыновском, Мясниковском, Неклиновском, Орловском, Песчанокопском, Пролетарском, Сальском, Семикаракорском, Целинском, Цимлянском, Тацинском районах Ростовской области - 31 532,00 рублей.
Общество, оспаривая выявленные нарушения, указывает, что начальные (максимальные) цены контрактов (далее - НМЦК) подготовлены на основании локальных сметных расчетов с применением базисно-индексного метода в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004).
Технология устройства присыпных обочин включает в себя следующие последовательные технологические процессы: планировка грунтового основания, естественных берм и откосов насыпи (выемки) со срезкой и засыпкой неровностей; уплотнение грунтового основания обочины тяжелыми (25 т) катками; полив грунтового основания водой; устройство и уплотнение щебеночного слоя.
Апеллянт указывает, что расценка ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" не учитывает всех вышеперечисленных технологических процессов и относится только к устройству и уплотнению щебеночного слоя обочины.
Корректность определения порядка и перечня примененных территориальных единичных расценок подтверждается аналогичными работами, учитываемыми при подготовке проектной документации на капитальный ремонт участков автомобильных дорог, по которым получены положительные заключения органов государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости.
Таким образом, заявитель полагает, что исключение из сметных расчетов по устройству присыпных обочин работ, машин и механизмов, предусмотренных составом расценок ТЕР 01-02-027-02, ТЕР 01-02-001-01 и ТЕР 01-02-006-01 не позволит технологически выполнить устройство и укрепление обочин в полном объеме.
По пункту 1.3 предписания судом установлено, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 3.24, 3.30, 4.24. 4.25, 4.90 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05 марта 2004 г. N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", Министерством транспорта в 2019 году при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01 января 2000 г. следовало применить значения прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 7,35, изменения сметной стоимости оборудования - 3,95 и размером НДС - 20%, также при пересчете в текущий уровень цен проектных работ необходимо было применить индекс 4,09, однако Минтрансом РО в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) принята и оплачена платежными поручениями стоимость материальных ресурсов (материала) и оборудования с учетом значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 6,76, 7,28, 6,93, изменения сметной стоимости оборудования - 3,67, 3,74, 3,92 и размером НДС - 18%, а так же пересчет стоимости проектных работ единым индексом СМР, что привело к завышению стоимости работ на 2 512 435,00 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 1 234 518,00 рублей, а именно:
- государственного контракта от 19.06.2019 N 0158200000519000016_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102630014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "г. Шахты - ст. Раздорская - а/д "г. Шахты - г. Цимлянск" - х. Костиков - г. Шахты на участке км 0+000 - км 2+980 в Октябрьском районе - на 24 405,00 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 21 965,00 рублей.
- государственного контракта от 06.05.2019 N 0158200000519000026_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102650014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - ст. Ольгинская - х. Верхнеподпольный - автодорога г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Семикаракорск - г. Волгодонск на участке км 1+700 - км 7+330 в Аксайском районе - на 824 966,00 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 417 020,50 рублей.
- государственного контракта от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102000014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1-2 этапы) - на 682 961,00 рубль, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 305 480,50 рублей.
- государственного контракта от 29.04.2019 N 0158200000519000013_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102640014211243) по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения г. Азов - пос. Васильево - Петровское - с. Самарское на участках км 3+800 - км 7+800, км 8+900 - км 10+000, км 11+900 - км 18+200 в Азовском районе - на 219 957,00 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 109 979,00 рублей.
- государственного контракта от 06.05.2019 N 0158200000519000028_71556-ГК(ИКЗ 192616305371561670100102760014211243) по капитальному ремонту участка автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Семикаракорск - г. Волгодонск на км 0+000 - км 88+500 (18+000 - км 20+500) в Аксайском районе - на 760146,00 рублей, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 380 073,00 рублей.
Вместе с тем, апеллянт, оспаривая пункт 1.3 предписания указал, что сводные сметные расчеты стоимости работ по капитальному ремонту участков автодорог выполнены базисно-индексным методом в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004).
Стоимость материальных ресурсов, принятых по коммерческим предложениям производителей (поставщиков), учтена в составе локальных сметных расчетов в базисном уровне цен, путем пересчета из текущих цен (по прайс-листам) в базисный уровень с применением индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент проведения государственной экспертизы.
Начальные (максимальные) и твердые договорные цены государственных контрактов определены проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ, путем пересчета стоимости объектов из базисного уровня цен в текущие цены, с применением индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент проведения процедуры закупки.
Так, стоимость асфальтобетонной смеси I марки типа А на ПБВ 60 принята в проектных документациях по коммерческому предложению 2018 года стоимостью 7 881,37 руб./т. Базисный уровень цен определен путем деления на индекс пересчета сметной стоимости, действовавший на момент проведения государственной экспертизы (7881,37 / 7,28 = 1082,6 руб./т). При формировании HMЦК в 2019 году, базисная стоимость объекта, в том числе стоимость материальных ресурсов, принятых в проектной документации по прайс-листам, была пересчитана в текущий уровень цен с применением индекса изменения сметной стоимости, отражающего уровень инфляции за период от разработки проекта до момента начала его реализации, действовавшего на момент проведения конкурсных процедур (1082,6 * 7,35 = 7957,1 руб./т). При использовании способа, изложенного в приложениях к акту проверки, базисная стоимость материала определена путем деления стоимости асфальтобетонной смеси на текущий индекс пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ (7881,37 / 7,35 = 1072,3 руб./т). Таким образом, при формировании НМЦК, после пересчета из базисного уровня цен в текущие цены (1072,3 * 7,35 = 7881,37 руб./т) стоимость материальных ресурсов не отражает уровень инфляции и приводит к занижению фактической стоимости материалов на момент производства работ, то есть стоимость 1 тонны асфальтобетонной смеси остается неизменной и в 2018 году, и в 2019 году. Аналогично, при использовании изложенного в приложениях к акту проверки способа, занижаются все позиции сметных расчетов, принятых в проектной документации по прайс-листам производителей (поставщиков).
Кроме того, стоимость материальных ресурсов, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на этапе подготовки проектной документации, а равно на этапе определения стоимости строительно-монтажных работ, определена в полном соответствии с МДС 81-35.2004. Вместе с тем, целесообразно отметить, что МДС 81-35.2004 не определяет порядок расчета начальных (максимальных) цен на строительно-монтажные работы. Действующим законодательством не установлены положения и механизмы, позволяющие корректировать базовую стоимость отдельных элементов, по которым ранее были получены положительные заключения государственной экспертизы, без проведения повторной проверки. Кроме того, проведение повторной проверки достоверности определения сметной стоимости строительно-монтажных работ, неизбежно приведет к непрогнозируемому увеличению сроков проведения процедур закупки и необходимости выделения дополнительных средств областного бюджета для ее финансирования.
Суд апелляционной инстанции, повторно изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, установил, что доводы жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным заявителем суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Ростовской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В связи с чем, государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае Министерством транспорта, на основании статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ с ООО "РостовАвтоДорСтрой" заключен государственный контракт от 29 апреля 2019 г. N 0158200000519000011_71556-ГК на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1-2 этапы) (далее - государственный контракт от 29.04.2019 N11).
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом о приемки выполненных работ (формы КС-2) от 30.10.2019 N 1 работы по вышеуказанному контракту приняты и оплачены платежными поручениями: от 15.11.2019 N 724992 в сумме 244 544 283,75 руб., от 06.12.2019 N 16892 в сумме 21 013 837,62 руб., от 22.11.2019 N 429758 в сумме 223 530 446,12 руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 сумма предъявленных и оплаченных средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений составила 15 063 263 рублей, в том числе на устройство объездных дорог 1 962 878,48 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружении" утвержден и введен в действие с 15 мая 2001 г. постановлением Госстроя России от 07 мая 2001 г. N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001) к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
В соответствии с пунктом 1.4 ГСН 81-05-01-2001 затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы.
В соответствии с пунктом 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
Согласно пункту 3.4 ГСН 81-05-01-2001 "Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений" построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Согласно части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В обоснование расходования средств объектом контроля предоставлен протокол совещания по рассмотрению вопроса по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - г. Ставрополь (до границы Ставропольского края) на участке км 0+500 - км 18+000 в Аксайском и Кагальницком районах (1-2 этапы)" и локальные сметные расчеты на сумму принятых и оплаченных временных зданий и сооружений в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1.
В соответствии с представленным протоколом принято решение согласовать устройство временных строительных площадок для временного складирования инвентарных материалов на ПК 15+50, ПК 106+00, строительного городка на ПКЗО+85 и согласовать устройство временных объездных дорог с покрытием проезжей части, обеспечивающей пропуск транспортных средств и выполнить данные работы за счет средств предусмотренных статьей временные здания и сооружения.
Отклоняя довод Министерства транспорта со ссылкой на пункт 24 приложения N 7 МДС 81-35.2004, относительно того, что расходование средств на устройство объездных дорог относится к возведению и разборке титульных временных зданий и сооружений, в связи с чем их оплата правомерна, суд первой инстанции указал, что пунктом 24 приложения N 2 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрено устройство и содержание временных железных, автомобильных землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в том числе соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением, с искусственными сооружениями, эстакадами и переездами. Разборка дорог и проездов.
Вместе с тем, из представленных документов установлено, что принятая и оплаченная актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 30.10.2019 N 1 временная объездная дорога не является автомобильной землевозной дорогой, на основании изложенного, довод заявителя был правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
На основании изложенного, Министерством транспорта в 2019 году неправомерно приняты и оплачены работы по устройству временной объездной дороги за счет средств на возведение и разборку временных зданий и сооружений по государственному контракту от 29.04.2019 N 0158200000519000011_71556-ГК, что привело к завышению стоимости работ в общей сумме на 1 962 878,48 рублей.
Таким образом, Министерство ошибочно считает, ссылаясь на пункт 24 приложения N 7 МДС 81035.2004, что расходование средств на устройство спорной объездной дороги относится к возведению и разборке титульных временных зданий и сооружений, в связи с чем их оплата правомерна.
Согласно пункту 31 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормы - совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства.
Согласно пункту 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы - сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
В соответствии с пунктом 2.1 главы II "Общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве" Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05 марта 2004 г. N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - МДС 81-35.2004) действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства. Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.
В соответствии с пунктом 2.2 МДС 81-35.2004 под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
В составе сметной расценки (сметной нормы) ТЕР 27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" учтены работы минимально необходимые и достаточные: планировка и прикатка обочин; распределение материалов и его разравнивание; уплотнение катками с поливкой водой; уплотнение катками.
Таким образом, Министерством транспорта в 2019 году излишне приняты и оплачены виды работ "Планировка площадей механизированным способом, группа грунтов 2" ТЕРО1-02-027-02, "Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т" ТЕРО 1-02-001-01 и "Полив водой уплотняемого грунта насыпей" ТЕР01-02-006-01, учтенные в актах расценкой ТЕР27-08-001-11 "Укрепление обочин щебнем толщиной 10 см" в этапе 31 на площади 9 680 м2, в этапе 33 на площади 11 610 м2 государственного контракта от 16.04.2019 N 0158200000519000019_71556-ПС и в этапе 29 7 484 м2 государственного контракта от 17.04.2019 ХЬ 0158200000519000020J7T556 - ПС, что привело к завышению стоимости выполненных работ на 89 006,00 рублей, в том числе за счет федерального бюджета 89 006,00 рублей - 100,00%.
На основании изложенного, доводы апеллянта по пункту 1.2 предписания являются необоснованными и основанными на неверном толковании норм права.
Министерство считает, что нарушение, указанное в пункте 1.3 предписания отсутствует, поскольку "при использовании изложенного в приложениях к акту проверки способа, занижаются все позиции сметных расчетов, принятых в проектной документации по прайс-листам производителей (поставщиков)".
Между тем, апеллянт, опровергая позицию Управления и выводы суда первой инстанции, не приводит норм, неверно истолкованных при квалификации нарушения, либо опровергающих их.
Тогда как судом установлено, что согласно части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в государственных контрактах сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.
Пунктом 6 установлено, что Методики определения сметных цен строительных ресурсов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Во исполнение данного пункта утверждена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации.
При этом в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
Согласно пункту 2.1 МДС 81-35.2004 действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются-сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Согласно пункту 2.2 МДС 81-35.2004 главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные (пункт 2.4 МДС 81-35.2004).
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения состава и потребности в материально-технических и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. ГЭСН используются для определения сметной стоимости выполняемых работ ресурсным методом, разработки единичных расценок различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных) и укрупненных сметных нормативов (пункт 2.5. МДС 81-35.2004).
Сборники ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных сметных норм (расценок), применяемых в строительстве.
Ресурсные показатели, полученные на основе ГЭСН, используются при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), для определения продолжительности выполнения работ, составления технологической документации и различных аналитических целей.
На основании ГЭСН разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы, которые объединяют в сборники единичных расценок (ЕР) (пункт 2.11)
Сборники единичных расценок разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации (пункт 2.12).
Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др. (пункт 3.15 МДС 81-35.2004).
В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен: в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года; в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.
Согласно пункту 3.27 МДС 81-35.2004 при составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости: ресурсный; ресурсно-индексный; базисно-индексный; на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
Согласно пункту 3.30 МДС 81-35.2004 базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы Текущих и Прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001).
Согласно пункту 4.4 МДС 81-35.2004 в локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства.
В соответствии с пунктом 4.24 МДС 81-35.2004 стоимость материальных ресурсов может определяться: в базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым; в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.
Согласно пункту 4.25 МДС 81-35.2004 определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций - производителей продукции.
В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.
Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.
В соответствии с пунктом 4.100 МДС 81-35.2004 сумма средств по уплате НДС принимается в размере, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, от итоговых данных по сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (в графах 4-8) под наименованием "Средства на покрытие затрат по уплате НДС".
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 N 303-ФЗ в часть 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в части налоговой ставки, которая изменена и с 01.01.2019 установлена в размере 20%.
Между тем, разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что Министерством при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01 января 2000 г. использованы следующие значения:
- 1,18 - налог на добавленную стоимость (далее - НДС), то есть в размере 18%;
- 6,76; 7,28; 6,93 - прогнозный индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, в том числе материальных ресурсов;
- 3,67; 3,74; 3,92 - прогнозный индекс изменения сметной стоимости оборудования.
При этом согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство строительства) от 22.01.2019 N 1408-ЛС/09 "Об индексах изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2019 года" для Ростовской области определены прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства в I квартале 2019 года, в том числе:
- индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (прочие объекты) к ФЕР-2001/ТЕР-2001 равные 6,89 и 7,35 соответственно (приложение N 1 "Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок на I квартал 2019 года");
- индекс изменения сметной стоимости оборудования к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по объектам непроизводственного назначения равный 3,95 (приложение N 3 "Прогнозные индексы изменения сметной стоимости оборудования на I квартал 2019 года").
Также, согласно письму Министерства строительства от 19.02.2019 N 26/661 Министерством строительства рекомендованы к применению прогнозные индексы пересчета сметной стоимости на I квартале 2019 г., в том числе:
- индекс изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам строительства (прочие объекты) к ТЕР-2001 равный 7,35 (приложение N 1 "Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства по состоянию на I квартал 2019 г. (без НДС)");
- индекс изменения сметной стоимости оборудования на территории Ростовской области по состоянию на I квартал 2019 г. к уровню цен по состоянию на 01.01.2000 по объектам непроизводственного назначения равный 3,95 (приложение N 3 "Индексы изменения сметной стоимости оборудования на территории Ростовской области по состоянию на I квартал 2019 г года").
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что использование Министерством транспорта при определении сметной стоимости материальных ресурсов (материалов) и оборудования в ценах по состоянию на 01 января 2000 г. значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости работ строительно-монтажных работ и оборудования, отличных от индексов, разработанных Минстроем России на 1 квартал 2019 г., а также несопоставимого размера НДС привели к завышению стоимости строительства.
Таким образом, судом сделан вывод, что Министерству транспорта в 2019 году при построчном определении текущей стоимости каждого материального ресурса (материала) и оборудования в ценах по состоянию на 01.01.2000 следовало применить значения прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) - 7,35, изменения сметной стоимости оборудования - 3,95 и размером НДС - 20%, также при пересчете в текущий уровень цен проектных работ необходимо было применить индекс 4,09.
Вместе с тем, Министерством в актах о приемке выполненных работ (форма N КС-2) принята и оплачена платежными поручениями стоимость материальных ресурсов (материала) и оборудования с учетом значений прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ - 6,76, 7,28, 6,93, изменения сметной стоимости оборудования - 3,67, 3,74, 3,92 и размером НДС - 18%, а так же пересчет стоимости проектных работ единым индексом на СМР-7,35 (при имеющемся индексе на проектные работы 4,09), что привело к завышению стоимости работ на 2 512 435,00 руб., в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 1 234 518,00 руб.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации для получателя бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Таким образом, предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 30.09.2020 N 58-23-12/23-9074 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, в связи с чем предусмотренные статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения заявления администрации отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым судом дана правильная и исчерпывающая оценка.
Согласно статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 24.02.2021 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2021 по делу N А53-34040/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34040/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ