город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2024 г. |
дело N А32-37903/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ГБУЗ "Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД": Шиян С.В. по доверенности от 07.07.2023, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023 по делу N А32-37903/2023
по заявлению ГБУЗ "Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2310073757, ОГРН 1032305685686)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Ермаков Алексей Михайлович
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "Клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 12.05.2023 N 463/2023 по делу N 023/06/33-2470/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен индивидуальный предприниматель Ермаков Алексей Михайлович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023 признано незаконным решение Управления от 12.05.2023 N 463/2023 по делу N 023/06/33-2470/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд" недействительным, взыскано с Управления в пользу Учреждения расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Учреждения отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заказчик при проведении электронного аукциона объединил в один лот услуги и поставку товара функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает участников закупки.
Позиция антимонопольного органа подтверждается письмом ФАС России от 27.12.2022 N ПИ/117065/22. Описание объекта закупки составлено с нарушением требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, а именно заказчиком не было использовано описание объекта по соответствующей позиции каталога.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Управление и третье лицо, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Заказчиком размещено извещение N 0318200080623000027 о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по организации сбора, транспортирования и утилизации медицинских отходов (класса Б и В - эпидемиологически опасные отходы".
Согласно протоколу N 0318200080623000027 подведения итогов определения поставщика от 10.05.2023 поступило 4 заявки, все признаны соответствующими и допущены к участию.
Индивидуальный предприниматель Ермаков А.М. обратился с жалобой в Управление на действия Учреждения, полагая, что Учреждение ограничило количество участников закупки путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки, а также в описании объекта закупки не указаны ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует товар.
По результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Ермакова А.М., комиссией Управления вынесено решение от 12.05.2023 N 463/2023 по делу N 023/06/33-2470/2023 о признании жалобы Ермакова А.М. обоснованной, а заказчик нарушившим положения части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м"-"п" пункта 1, подпунктами "а"-"в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки; 4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) проект контракта.
Согласно пункту 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 3 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами. Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Из материалов дела следует, что в Управление поступила жалоба ИП Ермакова А.М. на действия Учреждения при проведении электронного аукциона (номер извещения N 0318200080623000027), выразившееся в том, что в описании объекта закупки установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Учреждением установлены следующие требования: "Оказание услуг по организации сбора, транспортированию и утилизации медицинских отходов (класс Б и В - эпидемиологически опасные отходы) ОКПД 2 - 38.12.11.000 - услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов.
Класс Б включает в себя: инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы, в том числе: тара стеклянная из-под биологических материалов; использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); использованные медицинские инструменты одноразового применения; использованные медицинские шприцы, системы для внутривенных инфузий, полимерные изделия; использованный медицинский острый инструментарий; использованные медицинские резиновые изделия; отходы перевязочных материалов патологоанатомические и органические отходы.
Класс В включает в себя: материалы, контактировавшие с людьми, зараженными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории; отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 1-2 групп патогенности, в том числе: инфицированные и потенциально инфицированные кровью и другими биологическими жидкостями отходы; использованный медицинский одноразовый мягкий инвентарь (отходы полиэтилена в виде пленки, изделия из нетканого материала); использованные медицинские инструменты одноразового применения; использованные медицинские шприцы; использованный медицинский острый инструментарий; использованные медицинские резиновые изделия; контаминированная кровью и другими биологическими жидкостями одежда.
Сроки и порядок оказания услуг с 01.06.2023 по 31.12.2023.
Исполнитель должен предоставить заказчику во временное пользование промаркированный контейнеры "Отходы класса "Б" и контейнеры "Отходы класса "В", специализированное морозильное оборудование для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" и "В", предусматривающее размещение морозильного оборудования вне помещений, и многоразовую и одноразовую тару для накопления и временного хранения опасных медицинских отходов.
Предоставляемое исполнителем оборудование и расходный материал должны соответствовать СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Вывоз с территории заказчика и транспортирование должны осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Перечень и требования к товару, поставляемому при оказании закупаемых услуг:
1. Специализированный морозильное оборудование и контейнеры для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "Б" и "В":
- накопитель-морозильник, обустроенный в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684- 21, предусматривающий работу вне помещений, внутренним объемом не менее 25 м3 в количестве -1 шт.
- контейнеры объемом 240л. в количестве 2 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс Б". Контейнеры с откидывающейся крышкой, установленные на колесной опоре.
2. Многоразовые сборники для хранения (накопления) отходов класса "Б":
- контейнеры объемом 120 л. с откидывающейся крышкой, установленные на колесной опоре, с маркировкой "Отходы. Класс Б - 2 шт.;
- баки объемом 33 л. с маркировкой "Отходы. Класс Б" - 7 шт.;
- баки объемом 65 л. с маркировкой "Отходы. Класс Б" - 1 шт.;
Перечисленное выше оборудование не является собственностью заказчика, а передается исполнителем в пользование единовременно на период оказания услуг.
3. Одноразовые сборники для хранения (накопления) отходов: Исполнитель ежемесячно в срок до 05 числа месяца предоставляет: - Одноразовые пакеты, герметично упаковывающиеся, следующих размеров: 700*800 мм - 850 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс Б"; 800*900 мм - 50 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс Б".
4. Одноразовые непрокалываемые влагостойкие контейнеры для сбора острых отходов с плотно прилегающей крышкой, исключающей возможность самопроизвольного вскрытия, следующего объема: 3,0 л. - 88 штук с маркировкой "Отходы. Класс Б".
Контейнеры для накопления и безопасного хранения медицинских отходов классов "В": - Контейнеры объемом 240л. в количестве 5 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В". Контейнеры с откидывающейся крышкой, установленные на колесной опоре. Контейнеры не являются собственностью Заказчика, а передаются Исполнителем в пользование единовременно на период оказания услуг. По истечении срока оказания услуг, возвращаются в надлежащем виде, с учетом нормального (естественного) износа. Срок установки - в течение трех рабочих дней с даты заключения Контракта.
5. Многоразовые сборники для хранения (накопления) отходов класса "В": - контейнеры объемом 120 л с откидывающейся крышкой, установленные на колесной опоре, в количестве 3 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В"; - баки объемом 35л. в количестве 7 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В"; - баки объемом 65л. в количестве 3 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В". Многоразовые сборники для хранения (накопления) отходов не являются собственностью Заказчика, а передаются Исполнителем в пользование единовременно на период оказания услуг. По истечении срока оказания услуг, возвращаются в надлежащем виде, с учетом нормального износа. Место установки: г. Краснодар, ул. им. Митрофана Седина, д. 204/2. Срок установки - в течение трех рабочих дней с даты заключения Контракта.
6. Одноразовые сборники для хранения (накопления) отходов: Исполнитель ежемесячно в срок до 05 числа месяца предоставляет: - Одноразовые пакеты, герметично упаковывающиеся, следующих размеров: 500*600 мм - 1 000 штук с маркировкой "Отходы. Класс В"; 700*800 мм в количестве 350 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В; 800*900 мм в количестве 200 шт.- с маркировкой "Отходы. Класс В. - Одноразовые непрокалываемые влагостойкие контейнеры для сбора острых отходов с плотно прилегающей крышкой, исключающей возможность самопроизвольного вскрытия, следующего объема: 1,0 л. - 10 штук с маркировкой "Отходы. Класс В". - Одноразовые контейнеры для сбора отходов клинико-диагностической лаборатории, исключающие возможность самопроизвольного вскрытия, следующего объема: 3,0 л. -120 штук с маркировкой "Отходы. Класс В", 6,0 л. - 150 штук с маркировкой "Отходы. Класс В".
Учреждение указывает, что антимонопольный орган необоснованно пришел к выводу, что заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что ограничивает количество участников закупки.
Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения и уничтожения медицинских отходов класса "Б" и "В" - это процесс, который состоит из различных этапов, включающий в себя совокупность организационных, технических, материальных, трудовых ресурсов, в конечно итоге направленных на достижение цели максимально эффективного обеспечения безопасности человека и окружающей среды в процессе взаимодействия с такими отходами.
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
СанПиН 2.1.3684-21 указывает, что надлежащая упаковка медицинских отходов является ответственностью исполнителя по контракту.
Поэтому, если заказчик будет производить закупку расходных материалов самостоятельно, то исполнителю, во избежание возможности ответственности за ненадлежащую упаковку медицинских отходов, придется упаковывать отходы в собственный расходных материал, что существенно отразится на стоимости услуг Исполнителя контракта.
Согласно ч. б и г п. 201 СанПиН 2.1.3684-21 хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов.
Накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов "Б" осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами.
В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов "Б" в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается. При условии ежедневного вывоза медицинских отходы специализированной организацией медицинское учреждение может хранить их на территории медицинской организации.
Однако, согласно правилам внутреннего распорядка персоналу медицинского учреждения запрещено в течение дня покидать стерильные помещения. Значит все отходы в течение 24 часов будут накапливаться внутри учреждения и только после окончания смены выноситься на улицу в установленные на улице хранилища.
Использование холодильного оборудования дает возможность максимальным образом обеспечить выполнение требований по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния населения, санитарно-эпидемиологической обстановки, снижению вредного воздействия на человека, а также способствуют выполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
С учетом специфики организация работы Учреждения и выполняемых им функций организовать ежедневный вывоз отходов невозможно.
В соответствии с п.623 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" на клинико-диагностическую лабораторию Учреждения возложены обязанности по проведению референс-диагностики ВИЧ-инфекции (подтверждающие тесты) в отношении биоматериала, направляемого другими медицинскими организациями Краснодарского края.
Также в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Краснодарского края от 22.06.2020 N 2683 "О совершенствовании лабораторных исследований и маршрутизации по направлению биологического материала в медицинские организации" лаборатория также выполняет лабораторные исследования на COVID-19 биоматериала, направляемого прикрепленными территориями и медицинскими организациями, направляющие биологический материал (Брюховецкий район, Белоглинский район, Тбилисский район, Тимашевский район, Калининский район, Отрадненский район, ГБУЗ ГКБ N 3, Старокорсунская УБ).
Медицинские организации Краснодарского края, направляющие в учреждение материал для исследований имеют стационарные отделения, которые работают ежедневно и круглосуточно, поэтому потребность в проведении срочных исследований может возникнуть в дни и время за пределами режима работы организации.
В таких случаях медицинский персонал лаборатории привлекается к работе в выходные дни и/или за пределами установленной продолжительности рабочего времени.
Таким образом, Учреждение не может спрогнозировать количество и конкретные дни, в которых у сотрудников лаборатории будут рабочие смены, в ходе которых образуются медицинские отходы заранее не представляется возможным. В связи, с чем организация мест сбора и временного хранения отходов с применением морозильного оборудования является принципиально важной.
Учреждение не имеет в собственности указанного в описании объекта закупки оборудования.
Исключение из описания объекта закупки предоставления оборудования и материалов негативно скажется на деятельности учреждения и блокирует организованные процессы работы по выполнению срочных подтверждающих тестов для медицинских организаций Краснодарского края.
СанПин 2.1.3684-21, устанавливая требования к использованию при накоплении и хранении медицинских отходов морозильного оборудования, не определяет, что такое оборудование должно быть у заказчика исключительно на праве собственности и что недопустимо применение оборудования взятого в аренду или временное пользование у другой организации.
Вместе с тем, закупка морозильного оборудования для хранения медицинских отходов потребует выделения дополнительных средств, так как подобное оборудование является дорогостоящим товаром.
С целью оптимизации расходования бюджетных средств, выделяемых государственным учреждениям, а также в целях соблюдения норм СанПиН 2.1.3684-21 учреждение закупало услугу по оказанию комплексной услуги, в рамках которой Исполнитель принимает на себя все дополнительные расходы, предоставляя сопутствующее холодильное (морозильное) оборудование, а также многоразовую и одноразовую тару.
Из содержания статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Заказчик наделен правом объединения в составе одного лота функционально связанных между собой объектов, в данном случае - оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" и предоставлением специального оборудования и расходных материалов, необходимых в соответствии с установленной санитарными правилами технологией (СанПиН 2.1.3684-21).
Данные категории связаны между собой технологически и функционально и образуют единую комплексную услугу по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению медицинских отходов классов Б и В, то есть извещение составлено с учетом потребностей учреждения и не противоречит Закону N 44-ФЗ.
В письме ФАС России от 21.02.2022 N ПИ/13237/22 рассматривался вопрос об оснащении участка по обращению с отходами и автотранспортного средства камерами видеорегистрации, а также предоставлению заказчику расходных материалов (одноразовых пакетов, контейнеров). Из данного письма следует, что указание заказчиками в документациях о закупках особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может квалифицироваться как ограничение круга потенциальных участников закупки при условии, что совокупность таких характеристик соответствует товару нескольких производителей.
Для формирования НМЦК заказчиком был проведен анализ рынка, поступило три коммерческих предложений с учетом предоставления необходимых контейнеров, специализированной морозильной камеры, баков для хранения медицинских отходов во временное пользование, а также одноразовых и многоразовых контейнеров.
Отсутствие у ИП Ермакова А.М. возможности оказать услуги, соответствующие потребностям учреждения, не свидетельствует о нарушении прав участника закупки, а также об ограничении их числа.
Довод Управления о том, что заказчику необходимо указать ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует товар, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяет правила формирования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Правил формирования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правила формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил формирования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Таким образом, в случае если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Согласно пункту 7 Правил формирования КТРУ в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2.
Объектом закупки является "Оказание услуг по организации сбора, транспортирования и утилизации медицинских отходов, что соответствует коду по ОКПД2 38.12.11.000.
Услуги по сбору опасных медицинских и прочих биологически опасных отходов и для которого отсутствует соответствующая позиция в КТРУ.
Соответствующий код ОКПД2 указан Учреждением в извещении. Управлением не был принят во внимание тот факт, что услуга по организации временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" является комплексной по своей сущности, а расходные материалы и оборудование, предоставляемые Исполнителем, не являются самостоятельным предметом Закупки, и не являются поставкой. В связи, с чем обязанность указывать ссылки на КТРУ в отношении товаров, используемых при оказании таких услуг у Учреждения, не возникло.
С учётом изложенного, вынесенное антимонопольным органом решение не соответствует Федеральному закону N 44-ФЗ и нарушает права Учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Управление, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2023 по делу N А32-37903/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37903/2023
Истец: ГБУЗ " кЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ СО СПИД" МЗКК, ГБУЗ "Клинический центр профилактикии борьбы со СПИД"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Ермаков Алексей Михайлович, УФАС ПО КК