Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2021 г. N Ф07-12078/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А42-10363/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9697/2021) Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2021 по делу N А42-10363/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант+"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - истец, Комитет) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант +" (далее - ответчик, Общество, ООО "УК Гарант +") о взыскании 101 318 рублей 66 копеек субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, предоставленной Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 08.02.2021 в виде резолютивной части в удовлетворении исковых требований отказано.
17.02.2021 судом изготовлено мотивированное решение суда.
Не согласившись решением суда Комитет обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что фактическое использование субсидии произошло 03.11.2020 в день оплаты поставки товара по договору, что подтверждалось копией платежного поручения N 505 от 03.11.2020 на общую сумму 101 320 рублей, то есть по состоянию на 01.11.2020 субсидия ответчиком не была использована, в связи, с чем ответчиком нарушены пункт 14 Порядка и пункт 3.4. Соглашения.
По мнению подателя жалобы платежное поручение от 26.10.2020 N 475 не может являться подтверждением использования субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
10.05.2021 Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 09.07.2020 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), постановлением Администрации города Оленегорска от 01.06.2020 N 469 между Комитетом и Обществом (Получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией N 10 (далее - Соглашение), в соответствии с которым Обществу из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией (местного бюджета) предоставлена субсидия в размере 101 318 рублей 66 копеек.
Согласно пункту 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету, как получателю средств местного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - код БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2020 году 101 318 руб. 66 коп. по КБК 904 0505 999К077130 813 242.09.
В соответствии с пунктом 3.3 Соглашения субсидия носит целевой характер и может быть использована исключительно на расходы, указанные в пункте 2 раздела 1 Порядка предоставления субсидии.
Пунктом 3.4 Соглашения стороны предусмотрели, что субсидия подлежит расходованию Получателем в течение срока действия настоящего Соглашения, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 4.1.5 Соглашения в случае установления Комитетом или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем, недостоверных сведений, Комитет обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата субсидии в местный бюджет в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с пунктом 4.3.5 Соглашения Получатель обязуется представлять в Комитет отчет о целевом использовании средств субсидии не позднее 2 (второго) рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к Порядку предоставления субсидии, с приложением документов (платежные документы, счета, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок), подтверждающих расходы Получателя.
В силу пункта 4.3.8 Соглашения Получатель обязан возвращать неиспользованный до 1 ноября текущего года остаток субсидии в доход местного бюджета (на лицевой счет Комитета) в срок не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Пунктом 6.2 Соглашения определено, что в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии (в том числе выявления недостоверности сведений в документах, приведших к завышению размера затрат, подлежащих возмещению, нецелевого использования средств) сумма субсидии, израсходованная с нарушением условий, подлежит возврату в местный бюджет.
Согласно пункту 7.2 Соглашения настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 настоящего Соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Платежным поручением N 868463 от 04.08.2020 Комитет перечислил Обществу субсидию в размере 101 318 рублей 66 копеек.
Во исполнение условий Соглашения Обществом (Заказчик) 15.10.2020 заключен Договор поставки N П/10 (далее - Договор) с ИП Дунаевой Ю.В. (Поставщик), по условиям которого Поставщик обязуется поставить дезинфицирующие средства, средства индивидуальной защиты (далее - товар) в соответствии с наименованием, характеристиками и в количестве согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему договору), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего договора. Поставщик гарантирует, что поставляемый товар принадлежит ему на праве собственности и свободен от прав третьих лиц (пункты 1.1-1.2 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3 договора Поставщик обязан поставить Заказчику товар по адресу: г. Оленегорск, ул. Строительная, д. 45, кв. 21, в порядке и в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящего договора.
В рамках указанного Договора ИП Дунаевой Ю.В. в адрес Общества 26.10.2020 по товарной накладной N 20 поставлен товар на сумму 101 320 рублей.
Для оплаты поставленного товара Обществу выставлен счет N 20 от 26.10.2020.
В подтверждение расходования средств субсидии Обществом в Комитет сопроводительными письмами N 674 от 02.11.2020 (вх. N 06-2575 от 03.11.2020) и N 675 от 03.11.2020 (вх. N 06-2576 от 03.11.2020) направлены соответствующие отчеты с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы на проведение дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов.
Обществом представлен исправленный отчет о целевом использовании средств субсидии (вх. N 06-2672 от 13.11.2020), платежное поручение N 475 от 26.10.2020 о перечислении ИП Дунаевой Ю.В. денежных средств в сумме 262 040 рублей 10 копеек, а также письмо с просьбой считать поступившую по указанному платежному поручению сумму оплатой по договору поставки N П/10 от 15.10.2020.
Рассмотрев в ходе проведения внутреннего финансового контроля представленные в адрес Комитета отчеты и приложенные в обоснование расходования средств субсидии документы, Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Оленегорска" (далее - МКУ "ЦБУ") установило, что в нарушение пункта 3.4 Соглашения расходование предоставленной Обществу субсидии произведено получателем 03.11.2020, вместо установленного Соглашением срока - не позднее 1 ноября текущего года, о чем составлено извещение N 01-275 от 12.11.2020, направленное на рассмотрение в Комитет.
Установив в ходе изучения представленных МКУ "ЦБУ" результатов проверки, что Общество в установленный срок (до 01.11.2020) не использовало средства субсидии, Комитет направил в адрес ООО "УК Гарант +" требование N 06-1603 от 17.11.2020 о возвращении субсидии на реквизиты, указанные в Соглашении, в срок до 20.11.2020.
В связи с неисполнением указанного требования, а также претензии N 06-1635 от 25.11.2020, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Положениями статьи 69 БК РФ установлено, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Частью 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем 4 пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные нормы предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Постановлением Правительства Мурманской области от 08.05.2020 N 289-ПП утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам для организации проведения дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирных домах (далее - Правила N 289-ПП), определяющие цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Мурманской области, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Мурманской области, в целях организации проведения дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирных домах.
В развитие названных положений Администрацией города Оленегорска утвержден Порядок N 469, регламентирующий механизм предоставления субсидий из бюджета муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
Согласно пункту 2 Порядка N 469 субсидия предоставляется получателю на безвозмездной основе, в размере, необходимом для приобретения и (или) возмещения расходов на приобретение дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты для проведения еженедельной дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирных домах.
Возмещению подлежат расходы, понесенные после даты введения на территории Мурманской области ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Субсидии предоставляются Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области, являющимся главным распорядителем средств местного бюджета, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Комитета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, как получателю бюджетных средств (пункт 3 Порядка N 469).
В силу пункта 14 Порядка N 469 субсидия, предоставленная на финансовое обеспечение затрат получателя, подлежит расходованию получателем в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидии, но не позднее 1 ноября текущего финансового года. Остатки субсидии, не использованные на указанную дату, подлежат возврату в местный бюджет на лицевой счет Комитета не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Согласно пункту 16 Порядка N 469 в целях подтверждения использования средств субсидии, полученных на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, получатель ежемесячно предоставляет в Комитет отчет о целевом использовании выделенных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно Форме, утвержденной Приложением к настоящему Порядку, не позднее 2 (второго) рабочего дня месяца, следующего за отчетным, с приложением копий документов, подтверждающих факт использования средств субсидии на цели, указанные в пункте 2 Порядка (платежные документы, счета, счета-фактуры, товарные накладные, договоры поставок).
Пунктом 20 Порядка N 469 определено, что в случае нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленных в результате проверок, проведенных органами муниципального финансового контроля, средства субсидии, перечисленные (израсходованные) с нарушением условий ее предоставления, подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с предписанием органа муниципального финансового контроля, проводившего соответствующую проверку, в установленные им сроки.
Как следует из материалов дела, пунктом 4.3.10 Соглашения ООО "УК Гарант +" обязалось направлять средства субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с осуществлением дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией.
В пункте 4.1.5 Соглашения стороны предусмотрели право и обязанность Комитета требовать от Получателя возврата субсидии в местный бюджет в случае нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем, недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 6.2 Соглашения в случае нарушения Получателем условий предоставления субсидии (в том числе выявления недостоверности сведений в документах, приведших к завышению размера затрат, подлежащих возмещению, нецелевого использования средств) сумма субсидии, израсходованная с нарушением условий, подлежит возврату в местный бюджет.
В нарушении статьи 65 АПК РФ, доказательств нецелевого использования средств субсидии, представления Обществом недостоверных сведений в ходе исполнения Соглашения истцом не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, позиция Комитета основана на необходимости формального соблюдения условий Соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией, что не отвечает общим задачам и целям Закона N 209-ФЗ, а также Порядка N 469
Таким образом, учитывая, что цели, определенные Соглашением, достигнуты, допущенное Обществом нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в превышении срока расходования денежных средств на 2 дня, само по себе не может являться основанием для возложения на ответчика обязанности возвратить средства субсидии в бюджет.
Действующим законодательством не предусмотрен порядок изменения назначения платежа и срок, в течение которого он может быть изменен, но при этом предполагается разумность и добросовестность участников гражданского оборота, что вытекает из пункта 5 статьи 10 ГК РФ.
Письмом от 13.11.2020 N 695, направленным в адрес ИП Дунаевой Ю.В., Общество изменило назначение части платежа, проведённого по платёжному поручению N 475 от 26.10.2020, то есть в срок, не превышающий трех недель. В данном конкретном случае срок для изменения назначения платежа после совершения банковской операции является разумным.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что изменение назначения платежа на основании письма, адресованного контрагенту, не противоречит закону, в том числе Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 N 383-П.
По смыслу положений статей 309, 421 ГК РФ стороны не лишены возможности изменения порядка исполнения взаимных обязательств, в том числе и посредством изменения назначения платежа, осуществленного по исполнению иного, существовавшего между ними обязательства.
С учетом изложенного, действия ответчика не нарушают принцип соблюдения баланса интересов, прав и обязанности сторон, не содержат признаки злоупотребления правом.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269-271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.02.2021 по делу N А42-10363/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10363/2020
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ГАРАНТ +"