город Ростов-на-Дону |
|
10 февраля 2024 г. |
дело N А32-38021/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Бутенко М.М. по доверенности от 14.06.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела жилищного контроля администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 по делу N А32-38021/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ" (ИНН 2372011662, ОГРН 1152372000483)
к Отделу жилищного контроля администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2302020670, ОГРН 1032300669444)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к признании недействительным предписания Отдела жилищного контроля администрации муниципального образования город Армавир (далее - Отдел) об устранении нарушений обязательных требований жилищного законодательства от 13.04.2023 N 9.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отдел обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована законностью и обоснованностью предписания, принятого Отделом. Инспекционным визитом установлено нарушение Обществом требований и нормативов Правил N 170, выразившееся в ненадлежащим содержании общего имущества (фасада здания и балконных плит).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Общества об участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Отдел, извещённый надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
в Администрацию муниципального образования город Армавир поступило обращение гражданина от 12.04.2023, содержащее сведения об угрозе причинения вреда имуществу, а также правам и законным интересам собственников помещений в многоквартирном доме N 66 по улице Ленина в городе Армавире, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества МКД.
Администрацией при рассмотрения обращения установлено, что управление многоквартирным домом N 66 осуществляет управляющая организация - Общество на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 023000053 от 27.04.2015.
13.04.2023 Отделом был проведён инспекционный визит в отношении управляющей организации, входе которого установлено, что в МКД не обеспечено надлежащее содержание общего имущества (фасада здания и балконных плит), а именно: имеются местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев фасада; имеются повреждения балконных плит, чем нарушены пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.203 N 290, п. 4.2.3.1, п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170.
В связи с выявленными нарушениями 13.04.2023 Отделом выдано Обществу предписание N 9 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым Обществу предписано обеспечить проведение работ и принятие мер в срок до 13.08.2023.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 06.12.2017 N 3700-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" отдел жилищного контроля администрации муниципального образования город Армавир наделен полномочиями по проведению внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170), приложением N7 к которым утверждён перечень работ, относящихся к текущему ремонту, согласно разделу 2 которого к текущему ремонту относятся: герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 56535-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (утверждён и введён в действие Приказом Госстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст) текущий ремонт представляет собой комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объём таких работ не превышает 30 процентов от ремонтируемого имущества.
В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. надлежит устранять по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно представленных в материалы дела актов весеннего и осеннего осмотров многоквартирного жилого дома за период с 2019 по 2023 следует, что при осмотре выявлены нарушения отделки фасада (осыпание штукатурного слоя), в объёме, превышающем 60 % от общего объема работ, с отнесением вида ремонта по устранению неисправности к капитальному ремонту.
Таким образом, фасад спорного МКД имеет разрушение и повреждение отделочного слоя, при этом объем работ по ремонту фасада МКД превышает 60 % от общей площади фасада, что само по себе свидетельствует о том, что администрация фактически обязала общество провести работы по капитальному ремонту фасада здания.
Управляющая организация не является субъектом, который обязан проводить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома.
В связи с чем, Администрация применительно к п. 1 предписания незаконно обязала Общество устранить нарушения требований к содержанию общего имущества в МКД в отношении всего фасада дома, а не его отдельных участков, что само по себе противоречит пункту 4.2.3.1 Правил N 170, поскольку в соответствии с названным пунктом разрушение и повреждение отделочного слоя фасадов следует устранять при капитальном ремонте.
Применительно к п. 2 предписания об обеспечении Обществом проведения работ и принятия мер по устранению повреждения балконных плит, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности требования Отдела ввиду следующего.
Пунктом 4.2.3.1. Правил N 170 предусмотрено, что местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение, парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению.
Работы по ремонту должны выполняться по проекту (абзац четвертый пункта 4.2.4.2 Правил N 170).
Судом установлено, что согласно технического заключения НП "Фирма "Стройпроект", по результатам обследования конструкций балконов МКД, выполненному в апреле 2023, балконы, размером в плане 2,0 х 1,05 м в количестве 6 шт. находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения бетона плиты, поручней и экранов, коррозия арматуры и несущего каркаса; на основании результатов обследования конструкций балконов сделан вывод о том, что они к эксплуатации не пригодны, подлежат сносу и, при необходимости сохранения архитектурного облика дома, могут быть выполнены из новых материалов.
Таким образом, работы по восстановлению балконных плит перекрытия МКД по адресу: г.Армавир, ул.Ленина, д.66, относятся к капитальному ремонту.
Учитывая вышеизложенное, Администрация незаконно возложила обязанность на управляющую организацию устранить нарушения требований к содержанию общего имущества в МКД в части повреждения балконных плит многоквартирного дома.
Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 N 1000 "Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края" (далее - Постановление N 1000) Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.4.14 Постановления N 1000 установлено, что Управление осуществляет выдачу разрешения на строительство в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
В силу положений раздела 1 требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Армавир Краснодарского края утверждённых приказом Администрации Краснодарского края от 27.08.2019 N 160-кн "Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Армавир Краснодарского края" (Приложение N 4) на территории исторического поселения город Армавир Краснодарского края разрешается сохранение объектов культурного наследия посредством проведения направленных на обеспечение их физической сохранности ремонтно-реставрационных работ, в том числе работ по консервации, ремонту, реставрации памятников, приспособлению для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора на основании письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 42 Федерального закона N 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технически авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объекте культурного наследия за их проведением.
Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 утверждён порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 N 1278 утверждён порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, при этом задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия содержит данные о необходимости, очередности и сроках выполнения проектных работ, их содержании, а также иные данные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится только с разрешения и по заданию управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта. Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемым уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия - управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края.
Указанные выше положения закона распространяют своё действие на любые виды ремонтных работ на объекте культурного наследия, что свидетельствует о необходимости выполнения требований вышеуказанных норм и при проведении как текущего, так и капитального ремонта фасада здания и балконных плит.
Требования об исполнимости предписания предусмотрены в статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
С учётом изложенного, требования об устранении нарушений, изложенные в оспариваемом предписании соответствуют закону, предъявлены надлежащему лицу.
При этом, оспариваемом предписании Администрацией не указано точное местоположение установленных повреждений фасада и балконов, а также не имеется ссылок на конкретные работы, которые необходимо произвести, что само по себе также исключает возможность исполнения данного предписания, и свидетельствует о неисполнимости предписания.
Неопределённость и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к о том, что предписание Отдела не соответствует положениям Федерального закона N 294-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы Отдела, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Отдел освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2023 по делу N А32-38021/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38021/2023
Истец: ООО "Северо-Западное", ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ"
Ответчик: Отдел жилищного контроля администрации муниципального образования город Армавир
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Армавир в лице отдела жилищного контроля администрации муниципального образования г. Армавир