г. Самара |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А65-27137/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.05.2021 в помещении суда апелляционную жалобу непубличного акционерного общества "Карьероуправление-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2021 по делу N А65-27137/2020 (судья Бредихина Н.Ю.), возбужденному по заявлению непубличного акционерного общества "Карьероуправление-Плюс" (ИНН 1616012358, ОГРН 1031601005402, д.Потахина Республики Татарстан) в лице конкурсного управляющего Русскова Сергея Николаевича, г.Чебоксары Чувашской Республики, к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (ИНН 1659036508, ОГРН 1021603473616) в лице Центрального территориального управления, г.Казань,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
в судебном заседании приняли участие:
от НАО "Карьероуправление-Плюс" - Минисламова Д.Х. (доверенность от 25.12.2020),
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
непубличное акционерное общество "Карьероуправление-Плюс" (далее - НАО "Карьероуправление-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - административный орган) от 05.11.2020 N 539 о назначении административного наказания по ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 400 000 руб.; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 29.01.2021 по делу N А65-27137/2020 Арбитражный суд Республики Татарстан изменил постановление административного органа от 05.11.2020 N 539 в части назначенного наказания, снизив размер штрафа до 200 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказал.
НАО "Карьероуправление-Плюс" в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее; просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В соответствии со ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 29.03.2021 на 12.05.2021.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель НАО "Карьероуправление-Плюс" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, дополнениях к апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя НАО "Карьероуправление-Плюс" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как видно из материалов дела, НАО "Карьероуправление-Плюс" осуществляло добычу карбонатных пород на месторождении Ашитское в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 0,4 км западнее д.Потаниха, на водоразделе р.Ашит и р.Ильинка на землях ПСХК "Родина" на основании лицензии ВСК N 01085 ТЭ (с учетом внесенных 26.09.2016 изменений и дополнений) со сроком действия до 01.08.2045 и прилагаемому к ней лицензионному соглашению.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2018 по делу N А65-18725/2017 НАО "Карьероуправление-Плюс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Руссков Сергей Николаевич.
27.04.2020 в 16 час 30 мин в ходе экологического обследования земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:73 общей площадью 1 509 кв.м административный орган выявил факт нарушения НАО "Карьероуправление-Плюс" требований ст.ст.9, 11, 22 (п.8) Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", ст.13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ): невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых на месторождении Ашитское по ранее выданной лицензии ВСК N 01085ТЭ на право пользования недрами.
Результаты обследования зафиксированы в акте от 27.04.2020 N 649 (с приложением фотоматериалов).
По данному факту административный орган составил протокол от 19.10.2020 N 026038 об административном правонарушении и вынес постановление от 05.11.2020 N 539, которым привлек НАО "Карьероуправление-Плюс" к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, НАО "Карьероуправление-Плюс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований НАО "Карьероуправление-Плюс" указало на то, что с момента признания общества о банкротом и открытия конкурсного производства действия по разработке месторождений полезных ископаемых со стороны общества не проводились, поскольку земельные участки были выставлены на продажу. 16.06.2020 организатором торгов подведены итоги торгов по реализации имущества НАО "Карьероуправление-Плюс", заключены договоры купли-продажи по лоту N 1 и N 2 с победителем торгов ООО "Рубис". Незаконную разработку полезных ископаемых проводил бывший руководитель НАО "Карьероуправление-Плюс" Шакиров Р.Х., что подтверждено приговором Высокогорского районного суда по делу от 03.07.2020 N 1-1/2020 (апелляционным Определением Верховного суда Республики Татарстан от 28.08.2020 отменено и уголовное дело направлено на новое рассмотрение).
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения образует неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по рекультивации земельного участка.
В силу п.5 ст.13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с указанной правовой нормой лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п.6 ст.13 ЗК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800), которые, в том числе устанавливают порядок проведения рекультивации земель и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно п.6 Правил N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв.Минприроды России, Роскомземом, Минсельхозпродом России и согласованным с РАСХН 1994 год) предусмотрено, что к нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
В соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 N 3-15/582 деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель; под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов; нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент проведения обследования земельного участка с кадастровым номером 16:16:200501:73 общей площадью 1 509 кв.м у НАО "Карьероуправление-Плюс" имелась лицензия ВСК N 01085 ТЭ (с учетом внесенных 26.09.2016 изменений и дополнений) на право добычу карбонатных пород на месторождении Ашитское в Высокогорском районе Республики Татарстан, в 0,4 км западнее д.Потаниха, на водоразделе р.Ашит и р.Ильинка на землях ПСХК "Родина".
В соответствии с п.3.3 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии ВСК N 01085 ТЭ, владелец лицензии обязан провести в установленные проектом сроки разработки рекультивацию нарушенных земель и сдать их землепользователю в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.
Административным органом на лицензионном земельном участке выявлены карьеры (измерения проводились с помощью геодезического оборудования с дальнейшим наложением замеренных точек на карту в программном обеспечении SAS.Planet), которые произведены работой тяжелой техники (экскаваторы и самосвалы), визуально установлено, что плодородный слой почвы срезан тяжелой техникой, перемешан с минеральным грунтом, имеются бурты плодородного слоя; на земельном участке имеются следы от проезда тяжелой техники.
Обязанность по содержанию лицензионного земельного участка, выполнению на нем мероприятий по охране земель и обязательных мероприятий, предусмотренных природоохранным и земельным законодательством, в том числе по проведению рекультивации нарушенных земель возникли у НАО "Карьероуправление-Плюс" с момента получения лицензии ВСК N 01085 ТЭ (03.08.2006).
Признаки проведения обязательных мероприятий, направленных на выполнение работ по рекультивации нарушенных земель в части карьера, административным органом не выявлены; документы, подтверждающие проведение обязательных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель, НАО "Карьероуправление-Плюс" не представлены.
Таким образом, факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что НАО "Карьероуправление-Плюс" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.1 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, общество не представило.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, и наличии вины общества в его совершении.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы НАО "Карьероуправление-Плюс" не опровергают обстоятельств, установленных по настоящему делу, и не свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Доводы НАО "Карьероуправление-Плюс" о том, что оно не производило добычу полезных ископаемых в связи с признанием его банкротом; действие лицензии неоднократно приостанавливалось; незаконную добычу осуществлял бывший руководитель общества Шакиров Р.Х.; срок на рекультивацию земель лицензией не установлен, а 7-месячный срок, предусмотренный п.26 Правил N 800, на дату вынесения оспариваемого постановления не истек - суд апелляционной инстанции отклоняет.
В соответствии с п.3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
П.4 Правил N 800 установлено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются, в том числе юридическими лицами - собственниками земельных участков (пп."а"); арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством) (пп."б").
Согласно п.26 Правил N 800 лица, указанные в п.3 и 4 Правил N 800, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Как видно из материалов дела и НАО "Карьероуправление-Плюс" не оспаривается, Шакиров Р.Х. осуществлял незаконную добычу полезных ископаемых на рассматриваемом земельном участке вплоть до 29.11.2018.
Следовательно, в силу п.4 и 26 Правил N 800 у НАО "Карьероуправление-Плюс", как у собственника этого земельного участка и владельца лицензии на пользование недрами, возникла обязанность по проведению рекультивации земель, и по состоянию на момент выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления 7-месячный срок, установленный п.26 Правил N 800, истек.
Ссылка НАО "Карьероуправление-Плюс" на то, что на момент привлечения его к административной ответственности собственником земельных участков являлось другое юридическое лицо (ООО "Рубис"), купившее земельные участки по договору от 16.06.2020, является несостоятельной, поскольку на дату выявления правонарушения (27.04.2020) собственником земельных участков являлось именно НАО "Карьероуправление-Плюс".
Ст.2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п.18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О).
Совершенное НАО "Карьероуправление-Плюс" правонарушение не является малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Данное правонарушение посягает на установленный порядок правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования, рационального использования и охраны земель.
Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного обществом деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, суду не представлено.
Из материалов дела не усматривается оснований для применения в отношении НАО "Карьероуправление-Плюс" положений, предусмотренных ч.2 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку субъектом малого или среднего предпринимательства общество не является.
Довод о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежит отклонению, поскольку действие этого закона на производство по делам об административных правонарушениях не распространяется. Как таковая проверка в отношении общества не проводилась.
Согласно ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, штраф назначен судом первой инстанции в размере менее минимального размера санкции вменяемой статьи (с учетом ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ), в связи с чем отсутствуют основания для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Наложение на НАО "Карьероуправление-Плюс" штрафа в сумме 200 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 января 2021 года по делу N А65-27137/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27137/2020
Истец: НАО "Карьероуправление-Плюс" в лице к/у Русскова Сергея Николаевича, НАО "Карьероуправление-Плюс", Высокогорский район, д.Потаниха, НАО "Карьероуправление-Плюс", г.Чебоксары
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Центральное Территориальное управление, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд