город Омск |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А70-20502/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4441/2021) акционерного общества "Самотлорнефтегаз" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2021 по делу N А70-20502/2020 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (ОГРН 1028600940576, ИНН 8603089934, 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Ленина, 4) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о признании неедйствительным предписания от 28.07.2020 N 41 об устранении выявленных нарушений обязательных требований,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - Яковченко А.В. (по доверенности от 01.01.2020 N 148 сроком действия по 31.12.2021),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - заявитель, Общество, АО "Самотлорнефтегаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, административный орган) об оспаривании предписания N 41 об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.07.2020.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2021 по делу N А70-20502/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции признал доказанным факт совершения заявителем нарушения норм Федерального закона от 10.01.2002 N 7-Ф "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), а также Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), иных положений и требований. Отклоняя доводы заявителя о противоречии срока, установленного в предписании разделу 5.3 согласованного Проекта рекультивации, суд первой инстанции указал также, что в случае невозможности выполнения предписания в установленный срок, Общество не лишено возможности обратиться в Управление с заявлением о продлении срока исполнения.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Самотлорнефтегаз" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обосновании апелляционной жалобы общество указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтен порядок обязательных действий Росприроднадзора, который, действуя в пределах утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012 N 191 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора (далее - Регламент) полномочий, не вправе продлить сроки исполнения вынесенного предписания как в течении срока исполнения предписания, так и после истечения сроков его исполнения.
Апеллянт полагает, что судом первой инстанции дана неверная оценка представленным в дело доказательствам, поскольку на Общество возложена обязанность не приступить к работам в срок до 10.10.2021, а рекультивировать участок в указанный срок. С учетом сроков рекультивации, установленных в согласованном проекте (2020 - 2024), предписанием Управления установлены сроки (10.10.2021) устранения нарушения вне связи с законодательно установленными сроками рекультивации земельного участка. То есть государственный орган, фактически обязывает Общество выполнить рекультивацию до 10.10.2021, что нарушает права Общества на проведение рекультивации в сроки, установленные в проекте производства работ.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель АО "Самотлорнефтегаз" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Самотлорнефтегаз" 16.11.2019 в 10:45 направлено оперативное сообщение относительно факта того, что на территории Самотлорского месторождения нефти и газа (ЦДНГ-7), в результате инцидента на линейном нефтесборе кустовой площадки 906 - точка врезки в нефтесбор кустовой площадки 888, Самотлорского месторождения нефти ЦДНГ-7, ДНС-24, произошло загрязнение участка. Земли загрязненного участка относятся к категории "земли промышленности".
Материалы относительно произошедшего загрязнения письмом от 20.12.2019 N 31.02-ИСХ-5322 направлены Нижневартовским управлением по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений в адрес Северо-Уральского межрегионального управление Росприроднадзора.
Из материалов следовало, что 16.11.2019 в 10:45 обнаружена разгерметизация на линейном нефтесборе кустовой площадки 906 - точка врезки в нефтесбор кустовой площадки 888, Самотлорского месторождения нефти ЦДНГ-7, ДНС-24 с последующим выходом нефти на почвенный покров. Причина инцидента: нарушение наружного антикоррозийного покрытия, наружная коррозия трубопровода. Общая площадь загрязнения земель составила - 0,0981 га, из них площадь загрязнения земель промышленности составила - 0,0669 га.
В связи с изложенным, в отношении Общества на основании определения N 77-ЗН от 10.06.2020 (л.д. 15) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ), проведено административное расследование.
В ходе административного расследования 16.06.2020 осуществлен выезд к месту разлива нефти на почвенный покров. Осмотром установлено, что земельный участок загрязнен черным маслянистым веществом. Присутствует характерный запах нефтепродуктов. Специалистами ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре отобраны пробы почв.
Управлением сделан вывод о том, что Обществом не проведены в полной мере мероприятия по соблюдению экологических требований при эксплуатации трубопровода, направленные на предотвращение некатегорийного отказа, путем своевременной замены соответствующей части трубопровода.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 28.07.2020 старшим государственным инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Павлюченко Е.Л. вынесено постановление N 152-ЗН о назначении административного наказания (л.д. 16-19), которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Обществу также выдано обязательное для исполнения Предписание от 28.07.2020 N 41 об устранении выявленных нарушений обязательных требований (л.д.20).
Согласно выданному предписанию, Обществу надлежит рекультивировать нарушенный земельный участок на линейном нефтесборе кустовой площадки 906 - точка врезки в нефтесбор кустовой площадки 888, Самотлорского месторождения нефти ЦДНГ-7, ДНС-32 в соответствии с проектом рекультивации земель. Срок устранения нарушения - 10.10.2021.
Полагая, что вышеуказанное предписание Управления не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением от 18.02.2021 судом первой инстанции в удовлетворении требований заявителя отказано, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель статьи 12 ЗК РФ.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу пункта 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240, организации обязаны: создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке; немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов; разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; проводить корректировку планов при изменении исходных данных; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены правила о проведении рекультивации и консервации земель (далее - Правила N 800), которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.
Согласно пункту 13 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:
а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;
б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;
в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
При этом в силу подпункта б) пункта 14 Правил N 800 проект рекультивации земель, проект консервации земель содержит раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий: экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации, консервации; описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель; обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель); обоснование невозможности обеспечения соответствия земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель).
В пункте 28 Правил N 800 указано, что срок проведения работ по рекультивации земель, консервации земель определяется проектом консервации земель, проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет для рекультивации земель, более 25 лет для консервации земель.
Материалами дела подтверждено, что 16.11.2019 в 10:45 обнаружена разгерметизация на линейном нефтесборе кустовой площадки площадки 906 - точка врезки в нефтесбор кустовой площадки 888, Самотлорского месторождения нефти ЦДНГ-7, ДНС-24 с последующим выходом нефти на почвенный покров. Причина инцидента: нарушение наружного антикоррозийного покрытия, наружная коррозия трубопровода.
В связи с изложенным, АО "Самотлорнефтегаз" было выдано обязательное для исполнения предписание от 28.07.2020 N 41, согласно которому Обществу надлежит рекультивировать нарушенный земельный участок в срок до 10.10.2021.
Общество по существу не оспаривает требования выданного предписания, однако находит его неисполнимым в части установленного срока устранения нарушений. В частности, заявитель полагает, что срок, установленный в оспариваемом предписании, значительно сокращен в сравнении со сроком, содержащемся в согласованном проекте рекультивации.
Отклоняя доводы общества о неисполнимости требований предписания, суд первой инстанции отметил, что при установлении срока исполнения требований предписания, Управление руководствовалось Правилами N 800.
Заинтересованное лицо пояснило, что с учетом даты выявления деградации (дата инцидента 16.11.2019), крайним сроком разработки проекта рекультивации является 16.06.2019. Однако предписанием установлен более длительный срок исполнения - 10.10.2021.
Отклоняя доводы заявителя о противоречии срока, установленного в предписании, разделу 5.3 согласованного проекта рекультивации, суд первой инстанции исходил из того, что в случае невозможности выполнения предписания в установленный срок, Общество не лишено возможности обратиться в Управление с заявлением о продлении срока исполнения.
Доводы подателя жалобы о том, что законом не предусмотрена процедура продления государственным органом срока исполнения предписания, сроки исполнения предписания не исполнимы, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку запрет на продление срока исполнения предписания нормативно не установлен, общество вправе обратиться в контролирующий орган с мотивированным заявлением о продлении такого срока.
Так, приказом Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора, в пункте 144 которого установлено, что продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды.
Ходатайство может быть представлено не менее чем за 10 рабочих дней до наступления срока устранения нарушений.
Довод подателя жалобы о том, что срок устранения нарушения, определенный в оспариваемом предписании (10.10.2021), не связан со сроками рекультивации, установленными в согласованном проекте (2021-2025 годы), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку установление срока исполнения предписания обусловлено, в том числе, возможностью государственного или муниципального уполномоченного органа контролировать исполнение предписания, в связи с чем установление сроков до окончания проекта рекультивации не обосновано ввиду длительного периода и невозможности контролировать совершение предусмотренных действий, соответственно.
При том объективная невозможность исполнения предписания не влечет ответственности за его неисполнение. Более того, как указано выше, срок может быть продлен при заявлении ходатайства с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер, в том числе мероприятий по восстановлению природной среды.
Доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя, материалы дела не содержат.
Поскольку предписание Управления от 28.07.2020 N 41 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. (платежное поручение от 11.03.2021 N 761568), то излишне уплаченные 1 500 руб. подлежат возврату АО "Самотлорнефтегаз" из федерального бюджета.
Вместе с тем апелляционная коллегия отмечает, что определением от 23.03.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба АО "Самотлорнефтегаз" возвращена заявителю в связи с тем, что была подана в нарушение установленного порядка непосредственно в суд апелляционной инстанции.
Указанным определением также было возвращена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная по платежному поручению от 11.03.2021 N 761568.
23.03.2021 Восьмым арбитражным апелляционным судом выдана справка на возврат госпошлины в размере 3 000 руб. перечисленной по платежному поручению от 11.03.2021 N 761568.
Исходя из вышеуказанного, справка на возврат госпошлины в связи с рассмотрением настоящей апелляционной жалобы будет выдана заявителю после представления в канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда справки на возврат госпошлины от 23.03.2021.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Самотлорнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2021 по делу N А70-20502/2020 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Самотлорнефтегаз" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 761568 от 11.03.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20502/2020
Истец: АО "САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования
Третье лицо: Арбитражный суд Тюменской области, 8 ААС