21 мая 2021 г. |
Дело N А83-8991/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 21 мая 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
при участии: представителя ООО "СД-Карьер" - Резановой Марины Павловны, доверенность от 22.03.2021 N 1;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года по делу N А83-8991/2020 (судья Евдокимова Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СД-Карьер" к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, консультанту отдела экологического надзора г. Судак управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственный инспектор Республики Крым, Рипенко Татьяна Васильевна, о признании недействительным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СД-Карьер" (далее - ООО "СД-Карьер", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным и отмене Предписания Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 7/2020 от 28.01.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.02.2021, заявление ООО "СД-Карьер", было удовлетворено; Предписание Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым N 7/2020 от 28.01.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, было признано недействительным. Этим же решением с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу ООО "СД-Карьер" были взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.02.2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что при проведении должностными лицами Минприроды Крыма проверки ООО "СД-Карьер", не были допущены нарушения, предусмотренные статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ, и соответственно, результаты данной проверки являются надлежащими доказательствами совершения ООО "СД-Карьер" соответствующих нарушений. Также, апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу относительно неопределенности и неисполнимости Предписания выданного Минприроды Крыма от 28.01.2020 N 7/2020, учитывая, что Предписание содержит законные требования, реально исполнимо и содержит конкретные указания, четкие формулировки.
Представитель ООО "СД-Карьер" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что судом первой инстанции обстоятельствам дела была дана полная и всесторонняя оценка.
В судебное заседание Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым не явилось, о месте и времени судебного разбирательства было надлежаще извещено, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 16 февраля 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ООО "СД - Карьер" была выдана лицензия на пользование недрами СИМ 506 ТЭ от 20.01.2017 с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песчаников пригодных для производства камня бутового месторождения Бугаз, участок недр расположен на территории городского округа Судак Республики Крым, сроком действия - до 29.11.2019.
14.01.2020 в указанную лицензию были внесены изменения, зарегистрированные в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым 20.01.2020, согласно которым, срок окончания действия лицензии -29.11.2039.
На основании Приказа Заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым, Славгородской О.А., N 2177 от 26.12.2019, Министерством была проведена внеплановая выездная проверка ООО "СД-Карьер".
Проведение проверки было согласовано с Прокуратурой Республики Крым Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.12.2019 N 7/5-исх.19 Исорг-7/5-5406-19/10840-20350001).
Министерством 28.01.2020 по результатам проверки был составлен акт проверки N 10/05.1-2020, согласно которому было установлено, что в результате анализа приложения к Заключению "Ситуационный план" (далее - Ситуационный план) выявлено осуществление ООО "СД - Карьер" работ по добыче полезных ископаемых в северно-восточной и восточной части контура лицензионной площади, установленной Приложением N 10 к лицензии СИМ 50679 ТЭ.
Согласно книге движения горной массы месторождения "Бугаз" (страница 1), начало осуществление добычных работ ООО "СД - Карьер" - март 2017 года, то есть - I квартал 2017 года. Таким образом, первый год отработки месторождения: I квартал 2017 года - I квартал 2018 года, второй год отработки: I квартал 2018 года - I квартал 2019 года; третий год отработки: I квартал 2019 года - I квартал 2020 года и т.д.
В тоже время, согласно пункта 3.3.5.4 Календарного плана горных работ Технического проекта на разработку и рекультивацию месторождения песчаников "Бугаз" на территории городского округа Судак Республики Крым, проект утвержден Генеральным директором ООО "СД - Карьер", согласованный территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, протокол от 03.03.2017 N 22-2017, чертеж 18.10.2016/005- ИОС (лист 9), ООО "СД- Карьер" на момент проведения проверки (I квартал 2020 - третий год отработки) должно было осуществлять работы по добыче полезных ископаемых в северной стороне восточного контура лицензионной площади, установленной Приложением N 10 к лицензии СИМ 50679 ТЭ.
Однако, согласно Ситуационному плану, ООО "СД - Карьер" добычу полезных ископаемых осуществляло в северно-восточной и восточных частях контура лицензионной площади.
В связи с вышеуказанным, должностные лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым пришли к выводу о нарушении ООО "СД- Карьер" требований пунктов 2 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
28.01.2020 Министерством было вынесено Предписание N 7/2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, согласно которому ООО "СД-Карьер" было необходимо осуществлять работы по добыче полезных ископаемых согласно лицензии СИМ 50679 ТЭ, в соответствии с календарным планом добычных работ Технического проекта на разработку и рекультивацию месторождения песчаников "Бугаз" на территории городского округа Судак Республики Крым, утвержденным Генеральным директором ООО "СД - Карьер", согласованным территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, протокол от 03.03.2017 N 22-2017 (далее по тексту - Технический проект).
Не согласившись с вышеуказанным Предписанием N 7/2020, ООО "СД - Карьер" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно материалам дела, приказ о проведении проверки был направлен Минэкологии почтовым отправлением по адресу ул. Школьная, д. 23, с. Солнечная Долина, г. Судак, Республика Крым, 298025, и получен 11.01.2020 Лященко Н.Д.
При это, адресом ООО "СД - Карьер" согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, является ул. Черноморская, д. 23, с. Солнечная Долина, г. Судак, Республика Крым, 298025.
Кроме того, документов, подтверждающих полномочия Лященко Н.Д. на получение почтовой корреспонденции от имени ООО "СД-Карьер" суду не представлено.
Копия приказа о проведении проверки от 26.12.2019 N 2177 в отношении ООО "СД-Карьер" была получена АО "Солнечная долина" только 22.01.2020 вх. N 33.
Указанные обстоятельства не были опровергнуты Минэкологии и Республики Крым на основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ.
Между тем, статьей 14 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), предусмотрен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Требования к организации и проведению внеплановой проверки определены в статье 10 Закона N 294-ФЗ, согласно которой предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
При этом, согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных частью 16 статьи 10 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Результаты проверки, проведенной органом государственного надзора с нарушением требований, предусмотренных частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
Материалами дела подтверждается невыполнение Министерством обязанности, по заблаговременному вручению лицензиату копии приказа о проведении проверки до начала ее проведения ( не менее чем за 24 часа), при этом апелляционная жалоба не содержит в этой части обоснования.
Также суд апелляции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении административным органом части 2 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ, допущенным в ходе проведения проверки.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
При этом положения части 1 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ не устанавливают обязанности проведения проверки только в присутствии руководителя юридического лица, а наоборот, предусматривают право проверяемого лица обеспечить присутствие если не руководителя, то иного должностного лица или уполномоченных представителей юридического лица при проведении проверки.
Судом установлено, что при проведении внеплановой выездной проверки принимал участие Блящук Р.С., который на момент проведения проверки не являлся ни директором, ни должностным лицом ООО "СД-Карьер", ни уполномоченным представителем лицензиата.
Таким образом, в целом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Минэкологии допущены грубые нарушения требований Федерального закона N 294-ФЗ при проведении внеплановой выездной проверки, вследствие чего ее результаты не могут быть положены в основу доказательств нарушения ООО "СД-Карьер" требований природоохранного законодательства.
Относительно доводов апеллянта об исполнимости и ясности предписания, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу указанной нормы права предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать, как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. В этой связи предписание должно содержать ясные и четкие, исключающие возможность двоякого толкования, формулировки о выявленных нарушениях и конкретных мероприятиях, подлежащих выполнению в целях прекращения и (или) устранения такого нарушения в установленный срок.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Судом установлено, что обжалуемым ненормативным правовым актом ООО "СД-Карьер" предписано осуществлять работы по добыче полезных ископаемых в соответствии с календарным планом добычных работ Технического проекта.
Однако, в предписании не содержится указание на конкретные мероприятия по устранению допущенных нарушений.
Так, календарный план добычных работ содержит указание на период отработки, среднюю длину фронта работ, ширину заходки, высоту пошаговых уступов, объем флишевой толщи, объем товарного камня.
В этой связи, возникла неопределенность в том, что имеется в виду в предписании: либо осуществление работ на каком-то определенном месте, либо добыча определенных объемов товарного камня.
Таким образом, оспоренное предписание не отвечает вышеуказанным принципам.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о существенном нарушении уполномоченным органом порядка проведения проверки, незаконности выданного по ее результатам предписания ввиду несоответствия принципу исполнимости, а также прав и законных интересов ООО "СД-Карьер" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно - правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе, влекущего безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2021 года по делу N А83-8991/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8991/2020
Истец: ООО "СД-КАРЬЕР"
Ответчик: Консультант отдела экологического надзора г. Судак управления экологического надзора Восточно-Крымского региона - государственный инспектор Республики Крым Рипенко Т.В.
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Крыма, Минэкологии и природных ресурсов Крыма