г. Москва |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А40-209887/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2021 по делу N А40-209887/20
по заявлению ПАО "Газпром нефть"
к Центральной энергетической таможне
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Наконечный Л.А. по доверенности от 10.09.2019, Ковалева О.П. по доверенности от 25.10.2018; |
от заинтересованного лица: |
Маслова Е.А. по доверенности от 21.01.2021, Кустова А.И., по доверенности от 21.01.2020, Щербаков О.В. по доверенности от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - "Общество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - "ЦЭТ", "таможенный орган") о признании недействительными и отмене о признании недействительными решений о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС N РКТ-10006060-20/000064 от 29.09.2020, N РКТ-10006060-20/000065 от 29.09.2020, N РКТ-10006060-20/000070 от 04.10.2020, N РКТ-10006060-20/000071 от 04.10.2020, N РКТ-10006060-20/000072 от 04.10.2020, N РКТ-10006060-20/000073 от 04.10.2020, N РКТ-10006060-20/000074 от 04.10.2020, N РКТ-10006060-20/000075 от 04.10.2020, и требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 29.09.2020 по декларации N 10006060/280920/0090895 на основании РКТ-10006060-20/000064 от 29.09.2020, от 29.09.2020 по декларации N 10006060/280920/0090895 на основании РКТ-10006060-20/000065 от 29.09.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093086 на основании РКТ-10006060-20/000073 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093086 на основании РКТ-10006060-20/000074 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093154 на основании РКТ-10006060-20/000070 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093154 на основании РКТ-10006060-20/000071 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093030 на основании РКТ-10006060-20/000075 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093115 на основании РКТ-10006060-20/000072 от 04.10.2020.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2021 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, настаивает на правомерности собственной классификации товара, в удовлетворении требования Обществу просит отказать.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Публичным акционерным обществом "Газпром нефть" в Центральную энергетическую таможню с применением временного периодического таможенного декларирования в апреле 2020 года поданы временные декларации N 10006060/020420/0029950, 10006060/160420/0034182,
10006060/210420/0035780, 10006060/290420/0038640 на вывоз в таможенной процедуре экспорта товара: "Смеси ароматических углеводородов прочие, для прочих целей, фракция ароматических углеводородов (ФАУ): применяется для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива, СТО 00148725-023-2018 с изм.1, Изготовитель: АО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ОНПЗ" с применением кода 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Товар, ФАУ).
Фактический вывоз задекларированного товара состоялся в период с 24.04.2020 апреля по 10 июня 2020 года.
После фактического вывоза товаров по указанным ВТД Общество подало в 29 сентября и 02 октября 2020 года в ЦЭТ полные таможенные декларации на товар N 10006060/280920/0090895, 10006060/021020/0093030, 10006060/021020/0093086,
10006060/021020/0093115, 10006060/021020/0093154 (далее - "ПВД").
В ответ ЦЭТ направила Обществу
- решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС РКТ-10006060-20/000064 от 29.09.2020, РКТ-10006060-20/000065 от 29.09.2020, РКТ-10006060-20/000070 от 04.10.2020, РКТ-10006060-20/000071 от 04.10.2020, РКТ-10006060-20/000072 от 04.10.2020, РКТ-10006060-20/000073 от 04.10.2020, РКТ-10006060-20/000074 от 04.10.2020, РКТ-10006060-20/000075 от 04.10.2020 (далее - РКТ) которыми описание Товара, указанное в 31 графе ПВД, заменено на "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50%, полученный из битуминозных пород", а код ТН ВЭД 2707 50 900 0 заменён на код 2710 12 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС;
- требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 29.09.2020 по декларации N 10006060/280920/0090895 на основании РКТ-10006060-20/000064 от 29.09.2020, от 29.09.2020 по декларации N 10006060/280920/0090895 на основании РКТ-10006060- 20/000065 от 29.09.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093086 на основании РКТ-10006060-20/000073 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093086 на основании РКТ-10006060-20/000074 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093154 на основании РКТ-10006060- 20/000070 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093154 на основании РКТ-10006060-20/000071 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093030 на основании РКТ-10006060-20/000075 от 04.10.2020, от 04.10.2020 по декларации N 10006060/021020/0093115 на основании РКТ-10006060- 20/000072 от 04.10.2020 (далее - Требования), которыми предписала внести соответствующие изменения в ПВД.
Общество уплатило вывозные таможенные пошлины и представило в Таможню соответствующие корректировки к ПВД. В сопроводительном письме N НК-04/014176 от 06.10.2020 Общество указало, что не согласно с соответствующими Требования и РКТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Таможенный орган в обоснование оспариваемых решений о классификации товаров и требований, ссылается на разъяснения Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348, согласно которому со дня вступления в силу приказа ФТС N 550, при подаче, как временной, так и полной таможенной декларации в отношении товара "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей" в графе 33 "Код товара" подлежит указанию код 2710 ТН ВЭД ЕАЭС; на вступление в силу приказа ФТС N550 и необходимость классификации товаров в соответствии с указанным Приказом.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы дела документы, пришел к выводу, что таможенным органом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемых решений.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности законности оспоренных ненормативных актов и наличии оснований для удовлетворения требований Общества исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 54 от 16.07.2012 (с учетом изменений, внесенных решением Совета Евразийской экономической комиссии N 112 от 10.12.2014) утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).
Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 522 от 28.01.2011 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В силу ОПИ N 1 ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 (a), 2 (6), 3 (a), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Указанные правила применяются последовательно, что означает применение последующего правила при невозможности применения предыдущего правила.
В соответствии с п. 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с нижеследующими положениями ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 2 (б) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
В Правиле 3 (а) установлено, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
На основании Правила 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
В Правиле 3 (в) ОПИ ТН ВЭД определено, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Правило 6 ОПИ ТН ВЭД указывает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил, при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Следовательно, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности), установление основных свойств, характеристик товара, функционального назначения и области применения товара.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что Пояснения к ТН ВЭД подготовлены с целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД. Указанные Пояснения содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
-ФАУ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707;
* ФАУ не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, в связи с чем положения приказа ФТС N 550 от 19.06.2020 не применимы;
* на момент вывоза ФАУ в апреле-июне 2020 года законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС. Приказ ФТС N 550, на который ссылается Таможня, был принят после вывоза товаров- 19.06.2020 и вступил в силу 14.09.2020, и в любом случае не применим в ФАУ.
- ссылка Таможни на разъяснения Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348 подлежит отклонению, поскольку Письмо Минфина официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путём установления возможности ретроспективного действия приказов ФТС.
- ссылка таможни на Сборник классификационных мнений, принятых на 63 сессии ВТамО не может быть принята во внимание, поскольку ФАУ отличается по своим характеристикам от описанных в Сборнике товаров по техническим характеристикам, предназначению, способу производств.
По доводам апелляционной жалобы таможенный орган ссылается и настаивает на следующем.
14.09.2021 вступил в силу Приказ ФТС России N 550, согласно которому нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс.% ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС. При проведении таможенного контроля выявлено, что согласно паспортов качества доля ароматических углеводородов в ФАУ составляет значение от 78-81% масс. Таким образом, ФАУ является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород и подлежит классификации в товарной позиции 2710.
По мнению таможенного органа, ФАУ не относится к аналогичным товарам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать его в товарной позиции 2707, поскольку спорный товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород и содержащим более 50 масс%, ароматических углеводородов.
Таможенный орган указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что ФАУ аналогичен товару "бензин моторный автомобильный марки АИ-92" по техническим характеристиками, способу производства и области применения.
По мнению таможни, судом первой инстанции не дана оценка представленным в материалы дела письмам профильных институтов по отнесению ФАУ, к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород.
Предварительное решение о классификации ФАУ в товарной позиции 2707 не имеет правового значения, поскольку до момента подачи ПВД оно было отозвано ФТС.
Приказ N 550 подлежит к применению к товарам, временные декларации по которым поданы и сами товары вывезены до вступления в силу приказа.
Вместе с тем, указанные доводы апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни получили надлежащую оценку судом первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не находит.
Касательно доводов апелляционной жалобы таможни о том, что положения приказа N 550 применимы к ФАУ, поскольку последнее является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, а не аналогичным продуктом, в котором масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 50 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС в ней классифицируются следующие товары:
2707 |
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: |
2707 50 |
- смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86): |
2707 50 900 0 |
- для прочих целей |
Из приведённого описания товарной позиции 2707 следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Таким образом, из вышеуказанных положений ТН ВЭД следует, что при достижении необходимого уровня классификации задекларированного товара, последовательно выявляются следующие необходимые признаки товара, позволяющие отнести данный товар к подсубпозиции 2707 50 900 0 по ТН ВЭД:
1. по содержанию ароматических составных частей (аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических)
2. по температуре выкипания более 65 об.% (смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86));
3. функциональное назначение/область применения (для прочих целей, не для использования в качестве моторного топлива).
Верховным Судом Российской Федерации в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Так, согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (Том I.) (далее - Пояснения к ТН ВЭД) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических" следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Таким образом, в силу пояснений к ТН ВЭД термин "аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", указанный в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, означает в том числе "продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при переработке нефти или при любом другом процессе".
Согласно пункту 6 Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно, Правило ОПИ 1 применяется в первую очередь, Правило ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с Правилами ОПИ 1 или ОПИ 2.
В соответствии с Правилом ОПИ 1 для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими Правилами ОПИ.
Технические требования к ФАУ регламентируются СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов", утв. 07.12.2018 производителем - АО "Газпромнефть - ОНПЗ" (Приложение 27 к заявлению в суд первой инстанции). Согласно СТО 00148725-023-2018 указанный стандарт распространяется на фракцию ароматических углеводородов, получаемую на установках риформинга.
Согласно раздела 4 "Технические требования" СТО 00148725-023-2018 установлены следующие значения:
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
3 Фракционный состав: - температура начала кипения, °С, не ниже - температура 65% (об.) отгона, °С, - температура конца кипения, °С, не выше |
29,0 Не нормируется 220,0 |
ГОСТ 2177 (метод А) или ГОСТ ISO 3405 или ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ASTM D 86 |
7 Углеводородный состав, массовая доля % - сумма олефиновых, не более - суммы ароматических, не менее |
1,70 65,00 |
ГОСТ 23507 (метод Б) ГОСТ Р 52714 (метод Б) или ASTM D 6730 |
Таким образом, ФАУ по содержанию ароматических составных частей и температуре перегонки соответствует текстам товарной позиции 2707 и субпозиции 2707 50.
Указанные сведения о качественных показателях ФАУ в отношении каждой конкретной партии также подтверждаются паспортами качества, которые были приложены к декларациям.
При этом в отношении указанных Товаров также выполняется требование о необходимости выкипания более 65 об.% при температуре 250 оС (фактически -полностью).
Согласно раздела 1 "Область применения" СТО 00148725-023-2018 ФАУ применяют для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива. ФАУ не может использоваться в качестве моторного топлива без доведения его эксплуатационных показателей до требований ктопливам моторным для двигателей внутреннего сгорания.
Указанная область применения отличается области применения товарной подсубпозции 2707 50 100 0 "-для использования в качестве топлива", в связи с чем ФАУ по функциональному назначению/основному применению соответствует подсубпозиции 2707 50 900 0 "- для прочих целей".
Согласно краткому описанию технологии приготовления ФАУ, изложенной в письме производителя - АО "Газпромнефть - ОНПЗ" N 03/029232 от 19.10.2020 (Приложение 28 к заявлению в суд первой инстанции), сырьём для установки каталитического риформирования Л-35/11-1000 являются фракции (лёгкие дистилляты): фр.140-180°С (К-6 АВТ-10), фр.85-140°С (АВТ-10), фр. бензин.100-180оС (АТ-9), фр.80-180°С (ФСБ), фр. 140-170 °С (С-100 КПА), фр. 85-140 °С (С-100 КПА). Указанные лёгкие дистилляты в свою очередь производятся из Западно-Сибирской нефти в смести с конденсатом газовым стабильным на блоке AT (атмосферная перегонка), с предварительным поступлением на ЭЛОУ-7,8, ЭЛОУ АВТ-10, ЭЛОУ АТ-9 (ЭЛОУ-электрообессоливающая установка) и последующей стабилизацией и вторичной перегонкой на установках ФСБ, АТ-9, АВТ-10, С-100 КПА.
Указанные сведения о первоначальном сырье (нефти Западно-Сибирской и КГС) и процессах приготовления также подтверждаются прилагаемыми:
- Изменением N 5 в технологический регламент секции Л-35/11-1000 установки каталитического риформинга от 22.01.2019 АО "Газпромнефть - ОНПЗ" (Приложение N 29 к заявлению в суд первой инстанции);
- Разделами 2 и 3 Технологического регламента установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "Газпромнефть - ОНПЗ" (Приложение N 30 к заявлению в суд первой инстанции).
Таким образом, ФАУ соответствует термину товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС "аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707.
Следовательно, учитывая Правило 1 ОПИ, текст товарной позиции кода 2707 соответствует ФАУ.
В качестве правового обоснования классификации ФАУ в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС Таможня ссылается на принятие приказа ФТС N 550, установившего в пункте 48.1., что "Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс.% ароматических составных частей, классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС".
Исходя из формулировки п.48.1 Приказа ФТС N 550 для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий:
А. Товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород;
Б. Содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 мас.%.
В апелляционной жалобе Таможня ссылается на содержание в ФАУ ароматических составляющих более 50 мас.%, но не приводит каких-либо обоснований и доказательств того, что ФАУ является "нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород".
Судом первой инстанции обоснованно сделаны выводы о том, что ФАУ по основанию применяемого для производства сырья, в том числи исходного сырья, технологии производства не относится к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород.
Во-первых, в пояснении товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС подробно разъясняется, что следует понимать под "битуминозными породами" из которых извлекаются/получаются нефтепродукты: "в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путём деструктивной перегонки битуминозных пород".
Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС выделяет следующие продукты:
А) Сырая нефть - природный продукт, полученный из обычных или конденсатных залежей нефти;
Б) Сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород - природные продукты, полученные путём деструктивной перегонки битуминозных пород (сланцы, известковые породы, песчаники).
Отличием между товарными позициями 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в товарной позиции 2709 - классифицируются сырые продукты, а в 2710 эти же товары, но подвергнутые любым процессам, кроме указанных в пояснении к товарной позиции 2709 (см. пояснения к товарной позиции 2710 Том 1, утв. рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21).
В связи с чем вышеуказанные пояснения к товарной позиции 2709 ТН ВЭД о содержании термина "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" является применимыми к вопросу оценки правомерности классификации товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку под "нефтепродуктами, полученными из битуминозных пород, не сырые" товарной позиции 2710 следует понимать переработанные "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые" товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС.
Аналогичные Пояснениям к ТН ВЭД сведения о битуминозных породах и получаемых из них нефтепродуктах приведены в научно-технической литературе:
- Гужов С.С. Как ищут и добывают нефть и газ: Москва: Недра, 1973, раздел "Краткий терминологический словарь", стр.134
"Битуминозные породы - сланцы, известняки и другие - породы, пропитанные
затвердевшим битумом"
-Техническая энциклопедия, Л.К. Мартене, том 2, М.: 1928, стр.530 "Битуминозные породы - горные породы, преимущественно осадочные,
пористые, сланцеватые и трещиноватые, заключающие в себе органические
вещества в виде битумов и пиробитумов".
- Нефтегазовая энциклопедия, Ю.В. Вадецкий, том. 1 (Б), стр.71 "Битуминозные породы - породы, содержащие в значительном количестве
битумы в рассеянном состоянии или в виде включений";
- Коррозия и химически стойкие материалы: К.А. Поляков, Ф.Б. Сломянская, К.К, Полякова- Москва; Ленинград: Госхимизда,1953
"Природные битумы в чистом виде встречаются сравнительно редко. Обычно они сопровождаются песчаниками, известняками и другими породами, от которых битумы отделяются вываркой в котле с водой или экстракцией растворителями".
Таким образом, Пояснения к ТН ВЭД и научная литература позволяют определить,
А) что из себя представляют битуминозные породы (это сланцы, известняки и песчаники, содержащие природные продукты (в основном битумы)) и
Б) каким образом осуществляется получение нефтепродуктов из битуминозных пород (деструктивная перегонка, выварка, экстракция растворителями).
Согласно вышеуказанному ФАУ не может являться нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, не сырым, в силу представленных Обществом в материалы дела технологических документов, подтверждающих, что ни на одном из этапов производства ФАУ сырьём не являются нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые.
Так, помимо того, что сырьём для ФАУ выступают фракции фр.140-180°С (К-6 АВТ-10), фр.85-140°С (АВТ-10), фр. бензин.100-180оС (АТ-9), фр.80-180°С (ФСБ), фр. 140-170 °С (С-100 КПА), фр. 85-140 °С (С-100 КПА), согласно разделу 2 Технологического регламента установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "Газпромнефть - ОНПЗ", сырьём для получения вышеуказанных фракций, из которых производится ФАУ, выступает нефть следующим типов:
Тип |
Плотность, кг/мЗ, при температуре 20°С |
- 0 типа (особо лёгкая) |
Не более 830,0 |
-1 типа (лёгкая) |
830,1-850,0 |
- 2 типа (средняя) |
850,1-870,0 |
- 3 типа (тяжёлая) |
870,1-895,0 |
Указанные типы нефти соответствуют типам нефти согласно ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", при этом 4-ый тип нефти "битуминозная" согласно ГОСТ Р 51858-2002 в качестве сырья для установки АВТ-10 (ЭЛОУ-АВТ-6-М) АО "Газпромнефть - ОНПЗ" не применяется.
Единственным доводом Таможни по существу спора является утверждение о том, что нефти и генетически, связанные с ней вещества, относятся к битуминозным породам, связи с чем таможня делает вывод, что смеси ароматических угеводородов получают переработкой фракций нефти на установках риформинга, что соответствует термину нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Между тем Таможня не представляет каких-либо доказательств генетической связи, в то время как ТН ВЭД ЕАЭС разграничивает термины "нефть, не сырая" и "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не сырые".
Пояснения к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и получение нефтепродуктов в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород:
"В данную товарную позицию включаются:
(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные ГА1 путем перегонки или переработки сырой нефти, или ГБ1 сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые)".
Аналогичный подход зафиксирован и в Пояснениях к ТН ВЭД Том VI к товарной позиции 2710:
"3) если [нефтепродукты, полученные из нефти!, и [нефтепродукты, полученные из битуминозных пород!, находятся в смешанном состоянии, эта смесь должна быть основной составляющей продукта. Именно эта существенная составляющая и определяет его использование".
В рамках рассматриваемого дела судом первой инстанции доподлинно установлено из чего получено ФАУ (нефть и газовый конденсат) и технология производства ФАУ (сначала получение из нефти лёгких фракций, из которых далее установке риформинга производится ФАУ).
Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород сырые (2709) или не сырые (2710), в указанной производственной цепочке отсутствуют.
Как абсолютно обоснованно указано судом первой инстанции, в учётной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "Углеводородное сырье; Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" (см. также сайт российского федерального геологического фонда https://rfgf.ru/bal/itemview.php?iid=9871).
Указанное подтверждается как Письмом Минэкономразвития РФ от 30.03.2007 N 4243-КА/Д18, так и тем, что помимо таможенного законодательства отдельные условия налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении битуминозных пород установлены налоговым законодательством.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса одним из видов добытых полезных ископаемых являются битуминозные породы, при добыче которых согласно пп.5 п. 2 ст. 342 Кодекса установлена налоговая ставка 6 процентов.
В соответствии с порядком составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, утв. Приказом Минприроды России от 15.05.2014 N 216, в Государственном балансе отражаются сведения о произошедших в отчётном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр.
Таким образом, нормативное правовое регулирование не только на уровне ТН ВЭД ЕЭАС, но и законодательства Российской Федерации выделяет и учитывает отдельно нефть и отдельно битуминозные породы.
Доводы апелляционной жалобы таможни о том, что ФАУ не относится к аналогичным продуктам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать ФАУ в товарной позиции 2707, подлежат отклонению на основании следующего.
Указанная позиция таможни противоречит Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97) (далее - Пояснения к ТН ВЭД Том VI), в которых даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснений к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС. Например, "тяжёлые масла" и "ароматические экстракты"
"2707 99 910 0 Прочие и
2707 99 990 0 В данные подсубпозиции включаются в основном продукты, содержащие смеси углеводородов.
К этим продуктам относятся:
1) тяжелые масла (кроме сырых), полученные высокотемпературной перегонкой каменноугольной смолы или продукты, аналогичные этим маслам, при соблюдении следующих условий:
а) менее 65 об. % перегоняется при температуре 250 °С по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86);
и
б) пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определенная по методу EN 1426, 400 или выше; и
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0.
Данные продукты обычно имеют плотность выше 1000 г/см3 при температуре 15 °С по методу EN ISO 12185. Продукты, не удовлетворяющие требованиям, изложенным выше в пунктах (а) - (в), должны быть классифицированы согласно их характеристикам, например, в подсубпозициях 2707 10 100 0 - 2707 30 900 0, 2707 50 100 0, 2707 50 900 0, товарной позиции 2708, субпозиции 2713 20 000 0 или товарной позиции 2715 00 000 0;
2) ароматические экстракты, не удовлетворяющие требованиям, указанным для этих продуктов в пояснениях к подсубпозициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0".
Более того, перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707 является открытым, как минимум в силу наличия в нём товарной субпозиции 2707 99 "--прочие" и кода 2707 99 990 0 "--прочие".
Таким образом, доводы Таможни опровергаются не только содержанием ТН ВЭД, но и Пояснениями к ТН ВЭД Том VI к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пп. i) п. а) ч.1 ст.З Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, закл. в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
Как указано выше, текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС содержит указание на то, что в товарной позиции классифицируются аналогичные продукты [получаемые при переработки нефти или любом другом процессе], в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
При этом в субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован следующий товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)".
ФАУ указанным текстам товарной позиции и подсубпозиции, принятым на уровне международной конвенции соответствует.
Согласно пп. ii) п. а) ч.1 ст.З указанной Международной Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы.
В соответствии с ТН ВЭД в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС подлежат классификации
-нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
-продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов;
-отработанные нефтепродукты.
При этом в примечании 2 к группе 27 ТН ВЭД указано, что в товарной позиции "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
В Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 также разъяснено, что в данную товарную позицию включаются:
I. А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
I. Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
I. В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества
II. Отработанные нефтепродукты.
Так же в Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2710 отмечено, что в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707).
В соответствии с ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" нефтепродуктами являются готовые продукты, полученные при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья. Как указано выше, ФАУ является готовым продуктом, полученным при переработке нефти и газоконденсатного сырья.
Таким образом, основным различием между товарными группами 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Относительно доводов апелляционной жалобы ЦЭТ о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что ФАУ аналогичен товару "бензин моторный автомобильный марки АИ-92" по техническим характеристиками, способу производства и области применения
В обоснование необходимости классификации ФАУ в товарной позиции 2710 Таможня ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку применимости на классификационного мнения ВТамО о классификации "Бензина моторного автомобильной марки АИ-92" в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем суд первой инстанции, рассмотрев представленный таможней довод верно отклонил последний, указав, что ссылки таможенного органа на Сборник классификационных мнений, принятых на 63 сессии Всемирной таможенной организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку ФАУ, вывезенная по ПВД N 10006060/280920/0090895, 10006060/021020/0093030, 10006060/021020/0093086, 10006060/021020/0093115, 10006060/021020/0093154 отличается по своим характеристикам от описанных в Сборнике товаров, по техническим характеристикам, предназначению, способу производств. Доводы Таможни о полном совпадении характеристик названных товаров документально не подтверждены, сравнительный анализ продуктов не проводился. Классификационное мнение ВТамО принято в отношении конкретного товара "Бензин автомобильный с октановым числом 92", при этом согласно СТО на ФАУ, последнее не может использоваться в качестве топлива.
В апелляционной жалобе Таможня представила таблицу, которая не подтверждает довод о том, что ФАУ является тем же самым продуктом, что и "бензин моторный автомобильный марки АИ-92", а именно:
Различаются способы производства товаров.
Бензин моторный автомобильный марки АИ-92 является смесью компонентов различных технологических процессов: 1) прямой перегонки нефти, 2) каталитического реформинга, 3) алкилирования, 4) изомеризации дистиллятных фракций, 5) каталитического крекинга и 6) гидрокрекинга вакуумного газойля.
Между тем как ФАУ является результатом переработки на установке каталитического риформирования Л-35/11-1000 фракций (лёгкие дистилляты): фр.140-180°С (К-6 АВТ-10), фр.85-140°С (АВТ-10), фр. бензин.100-180оС (АТ-9), фр.80-180°С (ФСБ), фр. 140-170 °С (С-100 КПА), фр. 85-140 °С (С-100 КПА). Указанные лёгкие дистилляты в свою очередь производятся из Западно-Сибирской нефти в смести с конденсатом газовым стабильным на блоке AT (атмосферная перегонка), с предварительным поступлением на ЭЛОУ-7,8, ЭЛОУ АВТ-10, ЭЛОУ АТ-9 (ЭЛОУ-электрообессоливающая установка) и последующей стабилизацией и вторичной перегонкой на установках ФСБ, АТ-9, АВТ-10, С-100 КПА.
Различаются сырьё.
Как приведено выше, Бензин моторный автомобильный марки АИ-92 является смесью компонентов большого числа технологических процессов. Согласно ИТС 30-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям.
Переработка нефти, утв. Приказом Росстандарта от 14.11.2017 N 2424, для указанных при производстве бензина технологических процессов используются следующие сырьё и получаются следующие продукты:
2.1. Алкилирование. Сырьем процесса производства алкилбензина является бутан-бутиленовая фракция каталитического крекинга, содержащая в своем составе как алкилируемый компонент - изобутан, так и алкилирующие агенты - транс-бутен-2, цис- бутен-2, бутен-1 и изобутен.
Алкилат (алкилбензин) - продукт алкилирования изобутана низшими олефинами -является наиболее ценным высокооктановым компонентом, не содержащим олефиновых и ароматических углеводородов, бензола и серы.
2.2. Изомеризации дистиллятных фракций. Сырьем установок изомеризации могут быть легкий прямогонный бензин (н.к.-62 °С), бензин-рафинат (после экстракции аренов) и непосредственно фракция С5 - Сб.
Товарными продуктами изомеризации С5 - С6 являются изопентановая и изогексановая фракции. Октановое число изопентановой фракции равно 89 (по моторному методу), а изогексановой, содержащей не более 1% н-гексана, - 78. Кроме того, на установке выделяют бутановую и гексановую фракции, а также углеводородный газ.
2.3. Каталитический крекинг. Сырьем процесса служит прямогонный и гидроочищенныи вакуумный дистиллят (фр. 350 - 550 °С), а также мазут, как в смеси с более легким сырьем, так и отдельно. Основными продуктами процесса являются:
а) пропан-пропиленовая и бутан-бутиленовая фракции с содержанием олефинов более 60% масс - сырье для нефтехимического синтеза и производства пластмасс;
б) бензиновая фракция (НК - 220 °С) - высокооктановый компонент автобензинов (октановое число свыше 92 п. по ИМ);
в) легкий газойль (фр. 220 - 270 °С) - компонент дизельного топлива, флотореагент;
г) тяжелый газойль (фр. 270 - 420 °С) - сырье для производства нефтяного кокса и технического углерода.
2.4. Гидрокрекинг вакуумного газойля. В качестве сырья на установках гидрокрекинга используют вакуумные и атмосферные газойли, газойли термического и каталитического крекинга, деасфальтизаты, мазуты, гудроны. Продукты: С1 - СЗ, легкая бензиновая фракция, тяжелая бензиновая фракци, средние дистилляты, тяжелый продукт
3. Различные допустимые области применения.
Бензин моторный автомобильный марки АИ-92 предназначен для использования в поршневых двигателях внутреннего сгорания с электрическим зажигаем.
ФАУ предназначено для производства нефтеполимерных смол, ароматических и нефтяных растворителей, в качестве компонента моторного топлива.
Общество обращает внимание на то, что возможность использования ФАУ в качестве одного из компонентов моторного топлива не означает возможность использования в качестве моторного топлива как исключительный продукт. Как указано в СТО 00148725-023-2018 "ФАУ не может использоваться в качестве моторного топлива без доведения его эксплуатационных показателей до требований к топливам моторным для двигателей внутреннего сгорания".
4. Различные физико-химические характеристики и содержание ароматических составляющих.
Во-первых, по всем приведённым показателям ФАУ отличалось от характеристик бензина моторного автомобильного марки АИ-92.
Во-вторых, даже если бы показатели совпадали Таможня должны была бы представить сведения о том, какие методы были использованы для получения приведённых показателей бензина.
В-третьих, в таблице Таможня не приводит иные физико-химические характеристики, которые кардинально отличаются у ФАУ и приведённого бензина моторного автомобильного марки АИ-92.
Так, согласно классификационного мнения в отношении "бензина моторного автомобильного марки АИ-92" предусмотрено, что конечная точка кипения товара -210оС, между тем согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" конечная точка кипения ФАУ нормируется на уровне 220оС. Согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" предусмотрено, что начальная точка кипения ФАУ по методу составляет значение не менее 29,0 оС. Между тем согласно классификационного мнения в отношении бензина моторного автомобильного марки АИ-92 такое значение должно составлять не менее 35оС и т.п.
В-четвёртых, согласно СТО 00148725-023-2018 "Фракция ароматических углеводородов" предусмотрено содержание в ФАУ ароматических составляющих в значении не менее 65 масс%. Как следует из представленных в материалы дела паспортов качества фактическое значение ароматических составляющих находилось в диапазоне 78-81 масс%.
Между тем согласно классификационного мнения содержание ароматических составляющих в бензине - 52%вес, в то время как содержание в продукте ароматических составляющих в значении более 65% рассматривается ТН ВЭД как самостоятельное основание для классификации товара в отдельной товарной субпозиции 2707 50 "-смеси ароматических углеводородов прочие, 65 о6.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86):".
Таким образом, вопреки позиции Таможни ФАУ не может считаться "бензином моторным автомобильным марки АИ-92" для целей применения в отношении него классификационного мнения ВТамО.
Ссылка Таможни на представленные письма институтов подлежит отклонению на основании того, что ни один из указанных институтов не подтвердил основной тезис Таможни о том, что спорный товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Более того, как обоснованно указал суд первой инстанции Вопросы проверки правильности классификации вывезенного с территории Российской Федерации товара согласно п.1 ст.20 ТК ЕАЭС относятся к исключительной компетенции таможенного органа.
В связи с чем, письма институтов о классификации товаров по ТН ВЭД не могут признаваться относимым и допустимым доказательством по настоящему делу (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации).
В обоснование довода апелляционной жалобы Таможенный орган приводит позицию о том, что после вступления в силу Приказа N 550 предварительное решение о классификации было отменено, а при подаче ПВД необходимо было заново определить код товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС и уплатить таможенные пошлины.
Отклоняя аналогичные доводы таможни в суде первой инстанции, последний указал, что как следует из краткого описания технологии приготовления ФАУ, изложенного в письме производителя - АО "Газпромнефть - ОНПЗ" N 03/029232 от 19.10.2020, изменением N5 в технологический регламент секции Л-35/11-1000 установки каталитического риформинга от 22.01.2019 АО "Газпромнефть - ОНПЗ"; разделов 2 и 3 Технологического регламента установки АВТ-10 (ЭПОУ-АВТ-6-М) АО "Газпромнефть - ОНПЗ", а также СТО 00148725-023-2018 ФАУ производится из путём переработки лёгких дистиллятов, полученных из нефти типов 0 (особо лёгкая), 1 типа (лёгкая), 2 типа (средняя), 3 типа (тяжёлая) и газового конденсата стабильного.
Указанная информация была подтверждена Федеральной таможенной службой, оформившей предварительное решение о классификации товара N RU/10000000/131219/0037/01 в товарной позиции 2707 и подтвердившей, что "Товар представляет собой смесь ароматических углеводородов, полученную в результате вторичных процессов переработки нефти на установках риформинга".
С 2019 года и до настоящего времени технология производства ФАУ и используемое сырьё не изменились.
Между тем, в оспариваемых решениях о классификации спорного товара в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС Таможня указала на иное происхождение продукта, заменив указание на производство ФАУ в результате вторичных процессов переработки нефти на получение ФАУ из битуминозных пород: "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50%, полученный из битуминозных пород".
В связи с чем, суд первой инстанции указал, что таможня не представила доказательств того, что между получением Обществом предварительного решения о классификации и вынесением оспариваемых решений таможни изменилось сырьё или технология производства ФАУ.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно таможенный орган должен доказать обоснованность принятого таможенного решения.
Так же суд первой инстанции, указал, что на момент подачи ВТД и даты фактического вывоза ФАУ предварительное решение о классификации ФАУ с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС за номером RU/10000000/131219/0037/01 не было отменено.
В силу п.21 ст. 102 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Как следует из материалов дела на день фактического вывоза товаров предварительное решение о классификации действовало.
Следует отметить, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя - Общества, основывался не только на положениях п.З ст.6 ТК ЕАЭС, но также на положениях п.1 ст.6, п.17, п.21 ст.102 ФЗ 289-ФЗ, положения ст. 57 Конституции РФ.
Положениями п. 1 ст.6 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-0-0 представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями пункта 3 ст. 6 ТК ЕАЭС где указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары;
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В данном случае понятие налога необходимо трактовать широко, включая в него, в частности, и таможенные платежи.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 11.11.1997 N 16-П налоговым платежом в смысле ст. 57 Конституции РФ является платёж, отвечающий следующим признакам:
представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти;
осуществляется в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности;
указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Таможенные платежи отвечают признакам налоговых платежей, что означает необходимость применения положений ст. 57 Конституции РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что положения п. 17 ст. 102 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии сТН ВЭД, заявленные во временной декларации на товары:
1)при декларировании товаров в порядке, установленном частями 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанных в списке товаров;
2)в случаях, предусмотренных частью 28 настоящей статьи;
3)в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Рассматриваемая ситуация в указанном перечне не приведена.
Как указано выше, в силу п.21 ст.102 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Приказ ФТС N 550, на который ссылается Таможня, был принят после вывоза товаров - 19.06.2020 и вступил в силу 14.09.2020.
На момент вывоза ФАУ в апреле-июне 2020 года законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Обратная сила оспариваемых РКТ и Требований об уплате таможенных пошлин по ставкам, который на момент подачи ВТД и вывоза товара не были установлены в отношении ФАУ, лишает Общество как добросовестного участника внешнеэкономической деятельности возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 года N 111-О).
Хотя экономическая свобода не предопределяет получение гарантированного результата от ведения экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и нарушающими сложившиеся условия хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, которые не позволяют субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям.
Общество в целях планирования хозяйственной деятельности, в т.ч. внешнеэкономической, должно быть заблаговременно осведомлено о составе и содержании своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.
Решения таможенных органов, в том числе признанные незаконными судом первой инстанции РКТ и Требования, поскольку они определяют содержание обязанности по уплате таможенных пошлин и непосредственно интегрированы в публично-правовые отношения, не могут проявлять своё воздействие иначе, чем акты законодательства о налогах и сборах, и иметь обратную силу, ухудшающую положение налогоплательщиков/участников внешнеэкономической деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017 N 305-КГ17-14817).
Таким образом, отсутствует правовая необходимость наиподробнейшей оценки абсолютно всех доводов, приведенных обществом в апелляционной жалобе.
По совокупности собранных доказательств и по существу спора судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2021 по делу N А40-209887/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-209887/2020
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня