20 мая 2021 г. |
Дело N А38-7401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.02.2021 по делу N А38-7401/2020,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Исаевой Елены Вячеславовны (ОГРНИП 316121500074361, ИНН 121511595612) о признании незаконными сообщений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 18.05.2020 N 37742, от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Вахонина А.А. на основании доверенности от 29.12.2020 N 03-09/038354 сроком действия до 31.12.2021;
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл - Вахонина А.А. на основании доверенности от 31.12.2020 N 04-04/13858 сроком действия до 31.12.2021
Индивидуальный предприниматель Исаева Елена Вячеславовна, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Исаева Елена Вячеславовна зарегистрирована и внесена в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 05.12.2016 в качестве индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер 316121500074361.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) индивидуальный предприниматель Исаева Елена Вячеславовна (далее - Предприниматель) 07.05.2020, 02.06.2020 обратилась в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлениями по форме, предусмотренной приложением N 2 к Правилам предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), утвержденным Постановлением N 576, о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года.
По результатам проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, налоговым органом сформированы и направлены Предпринимателю сообщения от 18.05.2020 N 37742, от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, за апрель и май 2020 года. В качестве основания отказа указано на нарушение требований подпункта "е" пункта 3 Правил, а именно, количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90 % от количества работников в марте 2020 года.
Предприниматель обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) с заявлениями о неправомерности отказа в предоставлении субсидии, поскольку фактически сокращения количества работников в результате того, что в марте 2020 года было уволено два сотрудника и на их место приняты два сотрудника, не произошло.
Письмами Управления от 03.06.2020 N 11-23/1363 Г@, от 22.06.2020 N 11-23/1673 Г@ Предпринимателю сообщено, что согласно сведениям по форме NСЗВ-М, представленным Предпринимателем в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, численность застрахованных лиц за март 2020 года составила 9 человек, за апрель и май 2020 года - 7 человек.
Управления посчитало, что численность сотрудников Предпринимателя в апреле, мае 2020 года снизилась на 2 человека и составила 77,8 % от их численности в марте 2020 года.
Предприниматель обратился в прокуратуру г. Йошкар-Олы с заявлениями от 04.06.2020, от 25.06.2020 о нарушении ее прав незаконным и необоснованным отказом в предоставлении субсидии в соответствии с Постановлением N 576.
По результатам рассмотрения обращений Предпринимателя прокуратурой г. Йошкар-Олы в адрес руководителя Инспекции вынесено представление от 03.07.2020 N 08-02-2020/526/1 об устранении нарушений требований закона и Постановления N 576, в котором предписано принять меры по восстановлению прав Предпринимателя на получение субсидии, предусмотренной Постановлением N 576.
Письмом Инспекции от 28.07.2020 N 03-17/022628 заместителю прокурора г. Йошкар-Олы сообщено об отсутствии неправомерных действий (бездействия) должностных лиц Инспекции, нарушающих права Предпринимателя.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными сообщений Инспекции от 18.05.2020 N 37742, от 06.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Решением от 25.02.2021 Арбитражный суд Республике Марий Эл удовлетворил заявленные Предпринимателем требования.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что по сведениям, имеющимся у налогового органа, установлено снижение количества работников за апрель и май 2020 года более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, что исключает возможность в предоставлении субсидии согласно положениям пункта 3 Правил.
Одновременно Инспекция настаивает на отсутствии уважительных причин пропуска Предпринимателем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Инспекции.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Предпринимателя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Правила, утвержденные Постановлением N 576, устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. В указанный перечень в разделе транспортная деятельность включен обобщающий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам".
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей", если приведен целиком класс или подкласс, то это означает, что все входящие в него группировки также включены в список пострадавших отраслей.
Присвоенный Предпринимателю 05.12.2016 код основного вида деятельности по ОКВЭД 49.41 "Деятельность автомобильного грузового транспорта" входит в обобщающую группу 49.4 "Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам", в связи с чем, по критерию основного вида экономической деятельности, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020, Предприниматель соответствует условиям получения субсидии.
В соответствии с пунктом 3 Правил условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправленияпо форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда РФ данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Предпринимателем, относящимся по состоянию на 01.03.2020 к действующим субъектам малого и среднего предпринимательства (включена в Единый реестр указанных субъектов 10.12.2016), удовлетворяющим требованиям пункта 3 Правил по размеру недоимки и основному виду экономической деятельности, своевременно в налоговый орган поданы заявления от 07.05.2020 N 1, от 02.06.2020 N 2 по установленной форме о предоставлении в соответствии с Постановлением N 576 субсидии за апрель и май 2020 года.
Инспекция 18.05.2020, 06.06.2020 сообщила Предпринимателю об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Согласно сведениям по форме N СЗВ-М за март 2020 год количество застрахованных лиц Предпринимателя составило 9 человек, а в апреле и мае 2020 года - 7 человек.
Вместе с тем, в соответствии со штатным расписанием Предпринимателя от 09.01.2020 N 1-ШР количество штатных единиц составляет 7,5 (руководитель транспортного отдела, главный механик, 5 водителей - экспедиторов, продавец 0,5 ставки).
Разница численности по сведениям по форме N СЗВ-М произошла вследствие того, что в марте 2020 года два работника Предпринимателя были уволены (Ведерников Е.В. - водитель-экспедитор в соответствии с приказом от 16.03.2020 N 3 уволен с 16.03.2020 на основании заявления работника; Тунгузов И.О. - водитель-экспедитор в соответствии с приказом от 04.03.2020 N2 уволен с 04.03.2020 на основании заявления работника).
Одновременно в марте два новых работника приняты на работу (Башмаков А.А. принят с 06.03.2020 водителем-экспедитором в соответствии с приказом от 06.03.2020 N 1; Милов В.В. принят с 06.03.2020 водителем-экспедитором в соответствии с приказом от 06.03.2020 N 2).
Таким образом, согласно приказам от 04.03.2020 N 2, от 16.03.2020 N 3 по инициативе работников были уволены водители-экспедиторы Тунгузов И.О. (с 04.03.2020) и Ведерников Е.В. (с 16.03.2020).
При этом, в соответствии с приказом от 21.02.2020 N 1 Тунгузову И.О. до увольнения по его заявлению был предоставлен отпуск без сохранения зарплаты на период с 22.02.2020 по 04.03.2020.
С 06.03.2020 на одно вакантное, одно освобождаемое рабочие места водителей-экспедиторов были приняты новые работники - Башмаков А.А. (приказ от 06.03.2020 N 1), Милов В.В. (приказ от 06.03.2020 N 2).
При этом утвержденная постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п форма NСЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" предусматривает, что в сведениях о застрахованных лицах указываются данные о застрахованных лицах - работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 4).
Таким образом, сведения по форме N СЗВ-М, заполнение которых предполагает включение данных об уволенных и о принятых на их место работниках, не подтверждают сокращение Предпринимателем в апреле, мае 2020 года численности работников по сравнению с мартом 2020 года.
Осуществляя нормативно-правовое регулирование по определению условий предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным реестр, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Правительство Российской Федерации одним из условий для включения в реестр определило сохранение необходимого количества работников у получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия.
В рассматриваемом случае Предпринимателем обеспечено сохранение необходимого количества работников у получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия.
Материалы дела с очевидностью свидетельствуют о том, что в апреле, мае 2020 года у Предпринимателя сохранились рабочие места в том же количестве, что и в марте 2020 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что Предпринимателем соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии и, как следствие, отказ Предпринимателю в предоставлении субсидии, оформленный сообщениями Инспекции от 18.05.2020 N 37742, от 06.06.2020, является незаконным.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Предпринимателя.
Довод Инспекция об отсутствии уважительных причин пропуска Предпринимателем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обжалования сообщений от 18.05.2020 N 37742, от 06.06.2020 подлежит отклонению. Суд первой инстанции усмотрел наличие уважительных причин пропуска Предпринимателем процессуального срока, счел возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока и рассмотреть спор по существу.
Несогласие налогового органа с оценкой причин пропуска срока на обжалование не свидетельствует о неправильности выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.02.2021 по делу N А38-7401/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-7401/2020
Истец: Исаева Елена Вячеславовна
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по г. Йошкар-Оле
Третье лицо: УФНС России по РМЭ