25 февраля 2011 г. |
Дело N А39-2642/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2011.
Полный текст постановления изготовлен 25.02.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шарагиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя учредителей (участников) открытого акционерного общества "Торбеевский элеватор" Николаева Юрия Алексеевича на определение Арбитражного суда Республики Мордовии от 09.12.2010
по делу N А39-2642/2009,
принятое судьей Трошиной В.И.
по заявлению представителя учредителей (участников) открытого акционерного общества "Торбеевский элеватор" Николаева Юрия Алексеевича о признании недействительным решения комитета кредиторов должника и признании незаконными действий конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Торбеевский элеватор" Пустакина Валерия Васильевича,
при участии: от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - Полушкина В.Ф. по доверенности от 21.09.2010,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества "Торбеевский элеватор" (далее - ОАО "Торбеевский элеватор", должник) представитель учредителей (участников) должника Николаев Юрий Алексеевич (далее - Николаев Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов должника от 02.09.2010, о признании незаконными действий конкурсного управляющего ОАО "Торбеевский элеватор" Пустакина Валерия Васильевича (далее - конкурсный управляющий, Пустакин В.В.) по назначению торгов на 11.10.2010, об отмене итогов торгов по продаже имущества по лотам N 1 и N 2, победителем которых признано ГУП РМ "Развитие села".
Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Николаев Ю.А. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, указав на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республики Мордовия не согласился с апелляционной жалобой по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит обжалуемое определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание на обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.10.2009 ОАО "Торбеевский элеватор" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден Пустакин В.В.
02.09.2010 комитет кредиторов должника, избранный первым собранием кредиторов в начале процедуры банкротства, принял решение об утверждении порядка продажи имущества ОАО "Торбеевский элеватор", начальная цена лотов определена в соответствии с отчетами об оценке, проведенной независимым оценщиком.
Конкурсный управляющий произвел опубликование сведений о торгах в официальном издании газете "Коммерсантъ" 11.09.2010, торги назначены на 11.10.2010.
Не согласившись с указанными действиями конкурсного управляющего, Николаев Ю.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствий действий конкурсного управляющего положениям Федерального закона от 26.10 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и отсутствия в материалах дела письменных доказательств, указывающих на нарушение обжалуемыми действиями конкурсного управляющего прав и интересов учредителя должника.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ФНС России, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве, вправе обжаловать решение комитета кредиторов, если решение комитета нарушает законные права и интересы лица, либо принято с нарушением пределов компетенции.
В случае, если действиями конкурсного управляющего нарушены права и интересы учредителей должника, представитель учредителей имеет право на обжалование действий арбитражного управляющего (пункт 4 статьи 60 Закона о банкротстве).
В пункте 3 статьи 111 Закона о банкротстве определено, что начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного арбитражным управляющим (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве) и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества.
В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчет оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества (далее также - отчет об оценке), более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (далее - орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
Лицами участвующими в деле, не оспаривается, что согласно выписке из реестра о состоянии лицевого счета по состоянию на 10.02.2010 владельцем 100 560 шт. обыкновенных акций является Российская Федерация в лице открытого акционерного общества "Открытая зерновая компания".
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а к порядку проведения оценки и осуществлению оценочной деятельности - в Федеральных стандартах оценки "Общие понятия, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)" и "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, 255 и 256.
В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом.
Осуществление Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, регламентируется Временным порядком осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 N 187 (далее - Временный порядок).
Заключение государственного финансового контрольного органа - документ, составленный по результатам экспертизы отчета об оценке, содержащий мотивированное мнение о соответствии отчета об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 130 Закона о банкротстве отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчет, с приложением копии отчета об оценке.
В случае отрицательного заключения по отчету рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи имущества должника.
Материалами дела установлено, что оценка имущества должника произведена 19.03.2010, на указанные отчеты Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дало отрицательное заключение.
С учетом замечаний, изложенных в заключении, отчеты об оценке были переработаны и представлены 02.09.2010 комитету кредиторов, на котором устанавливалась начальная продажная цена имущества должника.
Право комитета кредиторов на установление начальной цена продажи имущества должника прямо установлено в пункте 4 статьи 130 Закона о банкротстве.
02.09.2010 комитет кредиторов должника, избранный первым собранием кредиторов в начале процедуры банкротства, принял решение об утверждении порядка продажи имущества ОАО "Торбеевский элеватор", в частности, двумя лотами, начальная цены которых определена в соответствии с отчетами об оценке, проведенной независимым оценщиком.
Как правильно указал суд первой инстанции, доводы заявителя о том, что цена имущества должника является недостоверной и заниженной, носят предположительный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами.
Конкурсный управляющий произвел опубликование сведений о торгах в официальном издании - газете "Коммерсантъ" и местном печатном органе "Известия Мордовии" 11.09.2010, торги назначены на 11.10.2010.
Все имущество должника (ЛОТ N 1: объекты недвижимости, машины, механизмы и оборудование; ЛОТ N 2: автотранспорт) реализовывалось посредством открытых торгов в форме аукциона на повышение с открытой формой представления предложений о цене.
Согласно протоколу от 11.10.2010 торги признаны состоявшимися. С победителем, предложившим наибольшую цену от начальной стартовой цены, конкурсным управляющим заключены два договора купли-продажи от 18 октября 2010 года на общую сумму 30682450 руб.(определение о завершении конкурсного производства от 21.01.2011)
На основании изложенного суд пришел к верному выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственно действия конкурсного управляющего по назначению и определению даты торгов нарушили какие-либо права и интересы учредителей.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, требование заявителя об отмене итогов торгов, состоявшихся 11.10.2010, не может быть рассмотрено в рамках дела о банкротстве.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах (в рассматриваемом случае - итоги торгов), недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку путем предъявления иска в общем порядке.
Исследовав обстоятельства дела, арбитражный суд законно счел жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку заявитель не представил в дело письменные доказательства, подтверждающие, какие именно его интересы (права) и лиц, участвующих в арбитражном процессе, нарушены.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта в оспариваемой части.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм Закона о банкротстве.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции оставляет определение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на судебные акты, принятые арбитражным судом по результатам рассмотрения жалобы на действия конкурсного управляющего.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Мордовии от 09.12.2010 по делу N А39-2642/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя учредителей (участников) открытого акционерного общества "Торбеевский элеватор" Николаева Юрия Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2642/2009
Должник: ОАО "Торбеевский элеватор"
Кредитор: ОАО "Птицефабрика "Атемарская", ОАО "Хлебная база", ООО "Саранский элеватор", ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ, УФНС по Республике Мордовия, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: НП СРО АУ Меркурий, ОАО "Объединенная зерновая компания", в/у Пустакин В. В., МИФНС N6 по Республике Мордовия, Начальнику КМ ОВД по Торбеевскому муниципальному району Н. В. Корнееву, Николаеву Ю. А., НП "СРО АУ "Меркурий", ОАО "Птицефабрика "Атемарская", ОАО "Хлебная база", ООО "Саранский элеватор", Представитель учредителей Николаев Ю А, Пустакин В В, УФНС РФ по РМ, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-543/10
25.02.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-543/10
21.09.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-543/10
12.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А39-2642/2009
25.03.2010 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-543/10