г. Хабаровск |
|
25 мая 2021 г. |
А73-13339/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Воронцова А.И., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства финансов Хабаровского края: Ткаченко О.А., представителя по доверенности от 06.08.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 11.01.2021
по делу N А73-13339/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску муниципального унитарного предприятия "Теплоцентраль"
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
о взыскании 3982122,50 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплоцентраль" (далее - МУП "Теплоцентраль") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее -Министерство ЖКХ Хабаровского края), Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре) о взыскании за счет средств казны Хабаровского края 4828575,84 рубля убытков в виде неполученных доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставленную в октябре 2018 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, с учетом уточнений, по ходатайству истца, привлечены: Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края), муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация г. Комсомольска-на-Амуре).
Решением суда от 06.11.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020, требования истца удовлетворены, с Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу МУП "Теплоцентраль" взыскано 4828575,84 рубля убытков, в удовлетворении требований к Управлению ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного суда округа от 23.06.2020 судебные акты от 06.11.2019, от 28.01.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования (ввиду корректировки расчетов), просил взыскать с ответчиков 3982122,50 рубля убытков.
Решением суда от 11.01.2021 с Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре в пользу МУП "Теплоцентраль" взыскано 3982122,50 рубля убытков, в удовлетворении требований к Министерству ЖКХ Хабаровского края отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре в апелляционной жалобе просит решение суда от 11.01.2021 отменить, в удовлетворении иска к Управлению отказать.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается, в том числе, на справку Росгидромета от 16.10.2018, согласно которой окончание 5 дневного периода с температурой ниже 8 градусов наступило 13.10.2018, следовательно, расчет суммы субсидии необходимо исчислять с 14.11.2018, а не сначала отопительного сезона (01.10.2018).
Указывает, что в соответствии с законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222, возмещение организациям убытков, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222), в связи с чем оснований для возложение обязательств по возмещению убытков на Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре, не правомерно.
До рассмотрения жалобы по существу от её подателя поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи необходимостью участия в судебном заседании в режиме онлайн-заседания.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Исходя из указанной нормы, отложение судебного заседание является правом суда, а не его обязанностью.
Следовательно, само по себе указанное заявителем обстоятельство не является уважительной причиной для отложения судебного разбирательства.
Заявляя об отложении судебного разбирательства, податель ходатайства не обосновал необходимость своего участия совершением каких-либо процессуальных действий, которые могли бы повлиять на разрешение спора (не раскрыл, какие именно доказательства он намерен представить в суд, и какое правовое значение они будут иметь для разрешения настоящего спора), а также не представил доказательств отсутствия возможности обеспечить явку в судебное заседание представителя.
В этой связи, также учитывая характер рассматриваемого спора, суд апелляционной инстанции считает ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы подлежащим отклонению в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, просил оспоренный в апелляционном порядке судебный акт от 11.01.2021 оставить в силе.
МУП "Теплоцентраль" и Министерство ЖКХ Хабаровского края в предоставленных отзывах указали на законность принятого судебного акта, просили апелляционную жалобу отклонить.
Из материалов дела следует, что МУП "Теплоцентраль" эксплуатирует сооружения, необходимые для производства и передачи тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения населения муниципального образования (п. Менделеева, п. Попова, с. Старт, п. Западный, п. М. Хапсоль, п. Хумми, ст. Сортировочная), является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение потребителей тепловой энергией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 31.01.2018 N 4/5 для потребителей предприятия, получающих тепловую энергию, установлены тарифы на тепловую энергию, в том числе тариф в размере 4 566 рубля /Гкал (без учета НДС) на период 2018- 2022 годы. Данный тариф введен в действие с 13.02.2018.
При этом постановлением губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 N 116 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2018 год", изданным в порядке реализации Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 222), установлен предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 286,74 рубля /Гкал без учета НДС.
МУП "Теплоцентраль" обеспечив население тепловой энергией в октябре 2018 года, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, понесло потери в совокупном размере 11513075,61 рубля, которые возмещены администрацией г. Комсомольска-на Амуре частично в сумме 6684499,77 рубля.
Претензиями от 14.11.2018, 08.06.2019 истец проинформировал ответчиков и третьих лиц, участвующих в рассматриваемом споре, о возникновении у него убытков, просил принять меры по их компенсации.
Отказ в удовлетворении требований претензии явился основанием для обращения МУП "Теплоцентраль в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заедании присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В рассматриваемом случае истцом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности, а именно - поставка тепловой энергии.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
На территории Хабаровского края порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате реализации тепловой энергии (мощности) теплоносителя по льготным тарифам, урегулирован Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (в редакции Закона от 27.11.2013 N 7).
В соответствии со статьей 2 Закона N 222 компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Статьей 3 Закона N 222 предписано, что компенсация убытков является расходным обязательством края. Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Согласно статье 4 Закона N 222 определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, пользующегося услугами горячего водоснабжения. Нормативы потребления тепловой энергии на отопление и расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, порядок расчета компенсации убытков устанавливаются Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок).
МУП "Теплоцентраль" рассчитан совокупный размер убытков за октябрь 2018 в размере 11513075,61 рубля, который частично возмещен на сумму 6684499,77 рубля (акт от 14.11.2018 N 687).
В доводах жалобы заявитель указывает на необходимость исчисления суммы убытков с 14.11.2018, а не с момента начала отопительного сезона (01.10.2018), поскольку окончание 5 дневного периода с температурой ниже 8 градусов наступил с 13.11.2018.
Пунктом 3.2[1] Порядка регламентировано, что расчет фактической суммы возмещения организациям убытков от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится за период:
- начинающийся со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, но не ранее дня начала отопительного периода, устанавливаемого уполномоченным органом;
- заканчивающийся днем, следующим за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия, но не позднее дня окончания отопительного периода, устанавливаемого уполномоченным органом.
Снабжение МУП "Теплоцентраль" соответствующих объектов тепловыми ресурсами начато с 01.10.2018 на основании постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре N 2112-па от 25.09.2018, установившего дату начала отопительного сезона 01.10.2018 (00-00 ч.), исходя из фактических погодных условий в регионе, которые подтверждаются справкой ФГБУ "Дальневосточное УГМС" от 05.03.2019 N 13.2-07/237.
Кроме того заявленная к возмещению сумма убытков рассчитана из показателей отапливаемой истцом площади, норматива расхода тепловой энергии на отопление в октябре 2018 года, которые согласованы с Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края без каких-либо возражений и замечаний.
С учетом изложенного, ссылка подателя жалобы на необходимость осуществления расчета суммы убытков начиная с 14.11.2018, подлежит отклонению, как противоречащая установленным выше обстоятельствам.
Довод жалобы о не правомерном возложении на Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре убытков, поскольку в соответствии с законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222, возмещение организациям убытков, является расходным обязательством Хабаровского края, во внимание не принимается, в силу следующего.
Между МУП "Теплоцентраль" и Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре заключен договор от 01.02.2018 N 1 о предоставлении субвенции на возмещение затрат от применения регулируемых тарифов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, определено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Данное обстоятельство также отражено в пункте 2.1 договора N 1.
Пунктом 3.3 договора N 1 определено, что перечисление получателю субсидии осуществляется лишь при поступлении средств из краевого бюджета.
Таким образом, приведенными нормативными актами и соглашением сторон установлено, что возмещение убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, является обязанностью субъекта Российской Федерации - Хабаровского края, на органы местного самоуправления такие обязанности могут быть возложены исключительно при условии предоставления местным бюджетам субвенций из бюджета края.
Из представленных возражений Министерства ЖКХ Хабаровского края, Минфина Хабаровского края следует выделение бюджету города Комсомольска-на-Амуре субвенции на возмещение затрат от применения регулируемых тарифов, в объеме, достаточном для расчетов с истцом.
Как видно из материалов дела совокупная сумма документально подтвержденных плановых убытков и фактических затрат, связанных с применением регулируемых тарифов, составила 80963919,37 рубля, согласно подготовленному органом местного самоуправления уточненному расчету запланированный к возмещению объем средств в 2018 году для МУП "Теплоцентраль" определен в сумме 70185416,05 рубля (с учетом корректировки).
При этом из средств краевого бюджета выделенные муниципальному образованию в 2018 году суммы, для МУП "Теплоцентраль" доведены на 74206741,34 рубля.
Таким образом, обязательства Хабаровского края по финансированию муниципального образования выполнены в полном объеме, при этом действие именно Управления ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре привели к недополученную МУП "Теплоцентраль" причитающейся суммы компенсации, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал Управление ЖКХ г. Комсомольска-на-Амуре надлежащим ответчиком в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах, истец, осуществив деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, вправе требовать возмещения убытков за октябрь 2018 в размере 3982122,50 рубля.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.01.2021 по делу N А73-13339/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13339/2019
Истец: МУП "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4508/2021
25.05.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1159/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13339/19
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-793/20
28.01.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7584/19
06.11.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13339/19