21 мая 2021 г. |
А39-7205/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Л.П.,
судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неряхиной К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.02.2021 по делу N А39-7205/2020, по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю к федеральному государственному унитарному предприятию "Строительно-монтажное управление N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 56 200 руб., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "СК Альгеба",
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о начавшемся процессе,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю (далее - УФСИН России по Камчатскому краю, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Строительно-монтажное управление N 13 Федеральной службы исполнения наказаний" (ФГУП СМУ-13 ФСИН России, ответчик) с требованием о взыскании неосновательного обогащения в сумме 56 200 руб.
Решением от 10.02.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность вынесенного судебного акта, заявитель указывает, что судом не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Поясняет, что при заключении ФГУП СМУ - 13 ФСИН России договора субподряда с ООО "СК Альгеба" при определении конечной стоимости договора к первоначальной стоимости работ применялся коэффициент 0,9, который, в том числе, применялся и к суммам компенсаций НДС. Таким образом, размеры компенсации НДС в конечной стоимости работ составил 506,0 тыс. руб., соответственно разница компенсаций НДС при применении коэффициент 0.9 составила 56,2 тыс. руб.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.12.2018 N 1, подписанному ФГУП СМУ-13 ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю, в первоначальную стоимость работ включались суммы компенсаций НДС при применении упрощенной системы налогообложения в сумме 562 200 руб.
При осуществлении расчетов УФСИН России по Камчатскому краю с ФГУП СМУ-13 ФСИН России по государственному контракту от 03.10.2018 N 302 в акте выполненных работ ФГУП СМУ-13 ФСИН России были предъявлены к оплате суммы компенсаций НДС в размере 562,2 тыс. руб., без учета понижающего коэффициента субподрядчика (ООО "СК Альгеба"). Выполненные работы оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 777514 от 10.12.2018, N 878294 от 24.12.2018.
Обращает внимание суда, что УФСИН Росси по Камчатскому краю оплачены фактически не понесенные ФГУП СМУ-13 ФСИН России расходы по уплате суммы компенсации НДС ООО "СК Альгеба" в сумме 56 200 руб.
ФГУП СМУ-13 ФСИН России в возражениях на апелляционную жалобу просило решение Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие полномочного представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между УФСИН России по Камчатскому краю (заказчик) и ФГУП СМУ-13 ФСИН России (исполнитель, подрядчик) 03.10.2018 заключен государственный контракт N 302 (далее - контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту общежития, функционирующего как исправительный центр, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 70, на общую сумму 6 055 426 руб.
Пунктом 3.1 указанного контракта определено, что цена контракта определяется на основании утвержденной в установленном порядке и принятой исполнителем к производству работ сметной документацией с обоснованием применяемого метода расчета цены (приложение N 1) за фактически выполненные объемы работ и составляет 6 055 426 руб. Стоимость работ остается неизменной в течение всего действия контракта, за исключением условия, предусмотренного пунктом 3.5 контракта.
Стороны установили также, что цена контракта включает в себя стоимость всех затрат, издержек и иных расходов исполнителя, необходимых для выполнения работ по контракту (пункт 3.2).
Оплата государственным заказчиком исполнителю за выполненные работы производится в течение 30 рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3), в пределах цены контракта на основании счета, при окончательном расчете исполнитель обязан предоставить заверенные копии на сертификаты и качества на применяемые материалы и оборудование; исполнительные схемы на выполненные работы указанные в форме N КС-2; акты на скрытые работы. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3.3 контракта).
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема, качества работ и иных условий исполнения контракта в порядке, установленном законодательными актами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если по предложению государственного заказчика увеличивается или уменьшается предусмотренный контрактом объем работ не более чем на 10 процентов допускается по соглашению сторон изменение цены контракта с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации пропорционально уменьшаемому или дополнительно увеличиваемому объему работ, исходя из установленной цены контракта, но не более чем на 10 процентов цены контракта (пункт 3.4 контракта).
Согласно пункту 3.5 контракта изменение цены контракта должно быть оформлено в виде дополнительного соглашения к контракту.
Срок завершения работ - не позднее 15.12.2018 (пункт 4.2 контракта).
В соответствии с дополнительным соглашением N 392 от 06.12.2020 в приложение N 1 к государственному контракту N 302 от 03.10.2018 внесены изменения, локальный сметный расчет N 1 от 06.12.2018 (приложение N1 к дополнительному соглашению N 392 от 06.12.2018) представлен в окончательном виде на сумму 6 055 426 руб.
Заказчик принял от подрядчика работы по капитальному ремонту общежития, функционирующего как исправительный центр, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 70, по акту о приемке выполненных работ N 1 от 06.12.2018, подписанному без замечаний сторон.
Выполненные работы оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 777514 от 10.12.2018 (4 740 577 руб.), N 878294 от 24.12.2018 (1 314 849 руб.).
По результатам проведенной аудиторской проверки УФСИН России по Камчатскому краю в сентябре 2019 года получена информация от ООО "СК Альгеба" о том, что ООО "СК Альгеба" являлось субподрядной организацией ФГУП СМУ-13 ФСИН России при выполнении работ по капитальному ремонту общежития, функционирующего как исправительный центр, на основании договора субподряда N 507 на выполнение строительно-монтажных работ от 04.10.2018.
Согласно акту о приемке выполненных работ (форма КС -2) от 06.12.2018 N 1, подписанному ФГУП СМУ-13 ФСИН России и УФСИН России по Камчатскому краю, в первоначальную стоимость работ включались суммы компенсаций НДС при применении упрощенной системы налогообложения в сумме 562,2 тыс. руб.
При этом, исходя из разъяснения генерального директора ООО "СК Альгеба", при определении конечной стоимости работ к первоначальной стоимости работ применялся поправочный (понижающий) коэффициент 0,9, который в том числе применялся и к суммам компенсаций НДС. Таким образом, размер компенсации НДС в конечной стоимости работ составила 506,0 тыс. руб., что подтверждается актом о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 06.12.2018 N 1, пописанным между ООО "СК Альгеба" и ФГУП СМУ 13 ФСИН России.
В соответствии с пунктом 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1 (МДС81-35.2004) в тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС (входной НДС) поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работам). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.
При осуществлении расчетов УФСИН России по Камчатскому краю с ФГУП СМУ-13 ФСИН России по государственному контракту от 03.10.2018 N 302 в акте выполненных работ ФГУП СМУ-13 ФСИН России предъявлены к оплате суммы компенсаций НДС в размере 56 200 руб., без учета понижающего коэффициента субподрядчика (ООО "СК Альгеба"). Выполненные работы оплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N 777514 от 10.12.2018 (4 740 577 руб.), N 878294 от 24.12.2018 (1 314 849 руб.).
На основании изложенного, истец считает, что им оплачены фактически не понесенные ФГУП СМУ-13 ФСИН России расходы по уплате суммы компенсации НДС ООО "СК Альгеба" в сумме 56 200 руб.
Претензии истца отставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в суд с иском.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (пункт 1).
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
Следовательно, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения или сбережения ответчиком имущества, отсутствие для этого правового основания, а также то, что неосновательное обогащение ответчика произошло за счет истца.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным сторонами.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
В соответствии со статьей 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.
Пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакция по состоянию на 03.10.2018) предусмотрено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Исходя из положений пункта 4 статьи 709 ГК РФ и условий контракта, суд пришел к обоснованному выводу о согласовании сторонами твердой цены контракта, составившей 6 055 426 руб.
Доказательств изменения цены в соответствии с пунктом 3.4 контракта по соглашению сторон при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта в материалы дела не представлено.
Ответчиком в соответствии с контрактом N 302 от 03.10.2018, локальным сметным расчетом N 1 от 06.12.2018 выполнены работы в полном объеме, а истцом приняты работы по спорному контракту на общую сумму 6 055 426 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ, подписанным сторонами без предъявления замечаний по объему и качеству выполненных работ, и сторонами не оспаривается. Кроме того, истцом в полном объеме оплачены работы, выполненные ответчиком.
Полное выполнение требуемых объемов истцом не оспаривается.
Повторно оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает верным вывод Арбитражного суда Республики Мордовия об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.02.2021 по делу N А39-7205/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7205/2020
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю
Ответчик: ФГУП "Строительно-монтажное управление N 13 Федеральной службы исполнения наказаний"
Третье лицо: ООО Альгеба