г. Санкт-Петербург |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А56-107107/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей С.М. Кротова, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Общества представителя Алябьевой Н.Э. (доверенность от 27.01.2020),
от Комитета представителя Большаковой Е.В. (доверенность от 25.11.2020),
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-107107/2020 (судья Н.А. Бугорская), принятое по иску:
Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области (180001, Псковская обл., г. Псков, ул. Некрасова, д. 23; ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659)
к обществу с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" (197101, Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 45, кв. 1; ОГРН 1037843076677, ИНН 7825454713)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - истец, Комитет) обратился в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" (далее - ответчик, Общество) с иском с учетом его уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с ответчика 2 596 643 руб. 98 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 24.02.2015 N 5-2015 за период с 01.05.2020 по 30.11.2020, из которых: 425 814 руб. 76 коп. в федеральный бюджет, 2 170 829 руб. 22 коп. - в областной бюджет субъекта Российской Федерации.
Решением от 04.03.2021 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взысканы 2 596 643 руб. 98 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 24.02.2015 N 5-2015, из которых: 425 814 руб. 76 коп. в федеральный бюджет, 2 170 829 руб. 22 коп. - в областной бюджет субъекта Российской Федерации; с Общества в доход федерального бюджета взыскано 35 983 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что возможность одностороннего отказа от договора предусмотрена договором, Комитет получил уведомление Общества 20.05.2020, подпунктом 34 пункта 13 договора аренды обязанность по составлению акта приема-передачи возлагается на Комитет, для чего ему предоставлено три месяца, однако Комитет не предпринял необходимых действий для составления акта, вместо этого направив уведомление об отказе в расторжении договора; Комитет не воспользовался предусмотренным договором правом в одностороннем порядке отказаться от договора и продолжил начислять арендную плату, препятствовал возврату арендуемого имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение без изменения, указывает, что обязанность передать лесной участок по акту приема-передачи предусмотрена подпунктом 34 пункта 13 договора аренды, инициатором возврата участка должен являться арендатор, письмом от 19.06.2020 N Пр-05-3005 Комитет сообщил Обществу, что право на отказ от договора может быть реализовано только при добросовестном поведении стороны, направившей такой отказ, Общество вело заготовку древесины с января по август 2020 года, объем фактической заготовки составил в указанный период 2 828,2 куб. м при установленном допустимом объеме изъятия древесины 3 500 куб. м, арендная плата внесена только в размере 370 949 руб. 14 коп., Комитет 26.02.2021 направил уведомление о расторжении спорного договора, которое получено Обществом 04.03.2021, в связи с чем договор прекратил свое действие 04.04.2021.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество указывает, что Комитет при расчете задолженности за 2020 год в одностороннем порядке изменил метод расчета арендной платы: с метода расчета арендной платы исходя из обезличенного кубического метра древесины на метод расчета денежной лесосеки (по формуле), размер арендной платы, подлежащей перечислению в 2020 году, составляет 2 660 710 руб. 14 коп. исходя из следующего расчета: 1 064 руб. 75 коп. (стоимость одного обезличенного кубического метра древесины) х 2 498,9 куб. м (задекларированного и вырубленного леса); арендная плата по методу материальной денежной оценки лесосеки соответствует годовой арендной плате и составляет в 2020 году 1 178 762 руб. 88 коп., размер задолженности не превышает 1 483 796 руб. 56 коп.
В дополнении к отзыву Комитет указывает, что в 2020 году объем изъятия по лесной декларации и отчету по форме 1-ИЛ составляет 2 555,2 куб. м, исходя из указанного объема арендная плата составляет 3 273 729 руб. 24 коп.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что арендная плата по сплошным рубкам определялась по результатам материально денежной оценки лесосек в соответствии с пунктом 5 договора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (прежнее наименование истца), арендодатель, и Обществом 24.02.2015 заключен договор N 5-2015 лесного участка площадью 2 076 га, из которых защитные леса - 406 га, эксплуатационные - 1 670 га, расположенного на территории Невельского района Псковской области КУ "Невельское лесничество" Забельское участковое лесничество в кварталах 2, 3, 5, 10, 11, 14, 16, 17, 18, 23, 24, 29, 40 - 42, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 62-2014-11, для заготовки древесины в объемах согласно приложению N 3.
По результатам аукциона арендная плата определена в размере 1 939 702 руб. в год.
Пунктом 6 договора предусмотрена обязанность арендатора вносить арендную плату до 15 числа месяца согласно срокам, установленным приложением N 4 к договору.
Пунктом 7 договора предусмотрено, что арендная плата вносится за оставшиеся месяцы текущего года согласно рассчитанному объему за использование лесов за данный период; в последний год аренды арендная плата вносится за оставшиеся месяцы срока аренды согласно рассчитанному объему за данный период.
В соответствии с пунктом 9 договора арендная плата подлежит перерасчету: 1) в случае изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов; 2) при применении коэффициента индексации к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; 3) в иных установленных законодательством случаях.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы и направляет его арендатору в письменной форме не позднее трех месяцев с момента установления оснований для перерасчета.
Общество направило в Комитет заявление о расторжении договора аренды на основании подпункта 1 статьи 23 договора, которое Комитетом получено 20.05.2020.
Письмом от 19.06.2020 Комитет отказал в расторжении договора, поскольку у Общества имеется задолженность по арендной плате, а также им не осуществлены мероприятия по воспроизводству лесов (рубки ухода) на лесном участке; Комитет указал на то, что Общество обязано сдать лесосеки в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
Комитет неоднократно направлял Обществу претензии об оплате задолженности по арендной плате, а впоследствии обратился в суд с настоящим иском.
В отсутствие доказательств оплаты задолженности и возврата лесного участка суд первой инстанции удовлетворил требования о взыскании задолженности в заявленной Комитетом сумме.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Применительно к отношениям, связанным с договором аренды, частью 1 статьи 9 ЛК РФ предусмотрено, что право аренды лесного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено ЛК РФ (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Как следует из части 1 статьи 74.1 ЛК РФ, изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и ЛК РФ.
Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса установлено, что отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным законодательством и иными федеральными законами. Правила Земельного кодекса применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено ЛК РФ (часть 3 статьи 39.1 Земельного кодекса).
Исходя из указанного, правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если специальными положениями ЛК РФ или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности прекращения договора аренды. В той части, в которой эти отношения не урегулированы ГК РФ, ЛК РФ или иным специальным законом подлежит применению Земельный кодекс (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2019 N 306-ЭС19-4748 по делу N А12-17382/2018).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно подпунктом 1 пункта 23 договора аренды договор прекращает свое действие помимо прочего в случае отказа арендатора от права аренды земельного участка.
Подпунктом 33 пункта 13 договора предусмотрено право арендатора прекратить договор до истечения срока его действия или досрочно его расторгнуть, письменно сообщив арендодателю не позднее, чем за три месяца о предстоящем прекращении договора или его досрочном прекращении и освобождении лесного участка.
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Ранее указанное положение было закреплено в пункте 3 статьи 450 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора.
Поскольку положения ЛК РФ в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды, не содержали иные правила, отказ Общества от договора, оформленный письмом от 20.05.2020, повлек последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа от договора.
Прекращение договора аренды не препятствует стороне требовать от контрагента исполнения обязанностей, возникших до прекращения договора.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины (с изъятием лесных ресурсов).
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1). За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2). Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (часть 3).
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Положениями статьи 614 ГК РФ установлено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как следует из представленного договора, размер годовой арендной платы установлен в сумме 1 939 702 руб., из которых 318 085 руб. подлежат зачислению в федеральный бюджет, а 1 621 617 руб. - в бюджет субъекта Российской Федерации (Псковской области); арендная плата вносится ежемесячно в размере 1/10 от годовой арендной платы (с февраля по ноябрь) до 15 числа каждого месяца. Расчет арендной платы за ежегодный размер заготовки древесины рассчитывается по формуле: А = Аф + АС, где А - годовой размер арендной платы за допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов, рублей, Аф - годовой размер арендной платы за допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов, рублей, Ас - годовой размер арендной платы за лесной участок в части, превышающей минимальный размер в бюджет субъекта Российской Федерации, рублей. В свою очередь, Аф рассчитывается, исходя из формулы: V x C, где V - это допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов (древесины лесных насаждений), в куб. м, а С - ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений, в руб.; Ас = Аф х 509,806 %) / 100%.
В рассматриваемом случае арендная плата за спорный лесной участок начислялась Комитетом в соответствии с приложением N 4 к договору на основании действующих ставок за единицу объема лесных ресурсов и ежегодно установленного допустимого объема изъятия.
При этом с учетом условий договора размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов; арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный годовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый, так и за недоосвоенный объем древесины, в связи с чем несостоятелен довод Общества о том, что не обязан вносить арендные платежи за объем изъятия, приходящийся на выборочные рубки.
В силу пункта 4 договора объемы использования лесов в год прекращения действия договора устанавливается с учетом срока действия договора в этот год.
Согласно пункту 7 договора аренды в последний год аренды арендная плата вносится за оставшиеся месяцы срока аренды согласно рассчитанному объему за данный период.
Сторонами не оспаривается, что после 20.08.2020 использование лесного участка в целях, установленных договором, Обществом не осуществлялось, в связи с чем 17.09.2020 Комитет направил Обществу уточненный размер арендной платы на 2020 год с учетом лесных деклараций на 2020 год, ведомостей МДОЛ и отчета об использовании лесов, согласно которому размер арендной платы исходя из установленного объема изъятия древесины в 2020 году составляет по расчету истца 3 273 729 руб. 24 коп., из которых 536 847 руб. 66 коп. - в федеральный бюджет, 2 736 881 руб. 58 коп. - в бюджет субъекта Российской Федерации.
Расчет Комитета, в соответствии с которым арендная плата складывается из суммы платежей, установленных на изъятый объем древесины исходя из материально-денежной оценки лесосек, и не изъятый объем исходя из средней цены за кубометр древесины по декларации, соответствует условиям договора, в частности, пункту 5 договора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2020 по делу N А56-91645/2020 с Общества в пользу Комитета взыскано 741 898 руб. 28 коп. задолженности по рассматриваемому договору аренды за период с 01.03.2020 по 30.04.2020.
Кроме того, в отзыве на апелляционную жалобу Комитет признал факт поступления от Общества арендной платы за февраль 2020 года в размере 370 949 руб. 14 коп.
При таких обстоятельствах за период с 01.05.2020 до даты прекращения договора подлежит взысканию арендная плата в размере 2 160 881 руб. 82 коп., их которых - 354 355 руб. 62 коп. - в федеральный бюджет, 1 806 526 руб. 20 коп. - в доход бюджета субъекта Российской Федерации - Псковской области.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2021 по делу N А56-107107/2020 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" в доход федерального бюджета 354 355 руб. 62 коп., в доход субъекта Российской Федерации - 1 806 526 руб. 20 коп.
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" в доход федерального бюджета 29 944 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Концерн "Куратор" 1 174 руб. 72 коп. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107107/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Ответчик: ООО " КОНЦЕРН " КУРАТОР"